Валерий Ободзинский: биография, личная жизнь и творчество исполнителя

Его голос невозможно спутать ни с кем. Его популярность в СССР сравнима лишь с популярностью Элвиса Пресли в США. Песни в его исполнении «Восточная», «Эти глаза напротив», «Вечная весна» обладают невероятным магнетизмом. Валерий Ободзинский – советский эстрадный исполнитель с уникальной манерой пения, самородок, кумир публики 70-80-х годов прошлого столетия.

Образование и воспитание – уличные

Голосистый мальчишка появился на свет в оккупированной немецкими и румынскими войсками Одессе 24 января 1942 года. Родителей, отправившихся на фронт, Валере заменила бабушка, Домна Кузьминична, к которой внук уважительно обращался на «вы» и называл «мамой». Вместе они мели одесские дворы и с удовольствием распевали песни.

В голодном послевоенном 1949 году Валера пошел в школу. Улица привлекала мальчика больше, чем учеба. Цуна – так называла Валеру ватага уличных одесских пацанов, смешными рассказами которых он заслушивался и восхищался. С ранних лет одаренный подросток, обладающий абсолютным слухом, хорошо пел и сумел самостоятельно освоить игру на контрабасе и гитаре.

Своими музыкальными способностями юный Ободзинский пользовался весьма оригинально. Первых слушателей прыткий вокалист стал собирать на «сценических» площадках в окрестностях Приморского бульвара, на пляжах, в парадных. Пока рассеянные отдыхающие с восторгом внимали пению молодого дарования-отвлекалы, друзья Валерия умело опустошали их карманы. «Заработанные» деньги ловкие мошенники делили между собой.

В юности

Первый трудовой опыт

Пробовал Валерий зарабатывать и честным путем: трудился в мебельной артели, изготавливал матрасы, кочегарил на старом судне. Отправным пунктом в творческой биографии певца Ободзинского стала Костромская филармония. А однажды, после первого же прослушивания, Ободзинский вместе с друзьями устроился на теплоход «Адмирал Нахимов», чтобы развлекать публику пением и игрой на музыкальных инструментах.

В самом начале шестидесятых Валерий поступает в Томское музыкальное училище, обучается по классу контрабаса и уже как профессиональный музыкант работает в Томской филармонии. Именно в составе ее творческого коллектива Валерий гастролирует по обширным просторам Сибири, а несколько позже и всей России. Этот период профессионального становления и накопления сценического опыта стал значимым для творческой биографии певца Валерия Ободзинского. После Томска Валерий возвращается в Костромскую филармонию, но уже в качестве солиста.

С ансамблем

«Луна, луна…» в Сопоте

Во время гастролей Валерия в Болгарии популярнейшая тогда певица Лили Иванова знакомит его с автором песни «Луна на солнечном берегу». Композитор Борис Карадимчев дарит свое произведение молодому певцу. Онегин Гаджикасимов, ставший впоследствии одним из самых популярных советских поэтов-песенников, пишет текст песни на русском языке.

1964 год стал поворотным в биографии Валерия Ободзинского. Исполнение песни «Луна на солнечном берегу» на Международном фестивале песни в польском Сопоте приносит молодому певцу необыкновенный успех.

Знаковое сотрудничество

И в этом же 1964-м в Норильске Ободзинский знакомится с Павлом Шахнаровичем, администратором легендарного коллектива Олега Лундстрема. Шахнаровичу понравилось выступление Валерия. А через некоторое время Ободзинскому из Москвы поступили одновременно два интересных предложения. Певца позвали в составы оркестров Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Валерий останавливает свой выбор на втором.

Певец всю жизнь считал Лундстрема своим учителем и другом. Работа в коллективе преобразила самоуверенного, самолюбивого и в то же время нескладного и закомплексованного юношу с южным говором в восходящую звезду советской эстрады. Биографию Ободзинского без этого этапа становления трудно представить.

С Лундстремом

Всесоюзная слава

В 1967-1972 годах Ободзинский числится солистом Донецкой филармонии.

В 1967 году концерты в Омске, Красноярске, Томске, Хабаровске и Владивостоке приумножают популярность исполнителя. Имя Ободзинского начинает греметь на весь Советский Союз. Вместе со всесоюзной славой растут критика и порицание за якобы слишком свободное «западное» сценическое поведение, за лирический репертуар, в котором отсутствовали песни о партии и Родине.

Песни молодого композитора Давида Тухманова «Восточная» и «Эти глаза напротив» особым образом влияют на творческую биографию Ободзинского. Они делают певца не просто популярным. Песнями, исполненными проникновенно и чувственно, заслушиваются миллионы людей. Билеты на концерты Валерия продаются спекулянтами по баснословной по тем временам цене – 20 рублей (пятая часть средней зарплаты в СССР). Да и приобрести билеты «на Ободзинского» можно с огромным трудом.

Любимец и кумир женщин

В 1973-1977 годах Ободзинский выступает в одной программе с вокально-инструментальным ансамблем «Верные друзья».

Конкуренцию певцу на эстрадном Олимпе составлял лишь Муслим Магомаев.

Молодые влюбленные поклонницы заполняли большую часть зрительного зала. Они знали в деталях биографию Валерия Ободзинского, переезжали за ним из города в город, дежурили у гримерок и за кулисами в надежде увидеть своего кумира. Те, кому это не удавалось, наделяли певца необыкновенной внешностью стройного, голубоглазого мужчины. Фантазии были, конечно, далеки от действительности. На сцену поднимался невысокого роста, с большими залысинами артист, которому прощалось все за неповторимый голос.

Кумир и любимец женщин

В супружестве

Весна 1961 года внесла перемены в биографию и личную жизнь Валерия Ободзинского. На концерте в Иркутске артист обратил свое внимание на девушку, сидящую во втором ряду. Валерий решил покорить сердце прекрасной незнакомки песнями из программы Элвиса Пресли и лихим вращением контрабаса. Нелли Кучкильдина – так звали молодую особу, выпускницу Иркутского государственного педагогического института иностранных языков, с обоюдной симпатией взирающую на Валерия. Через два месяца переписки и телефонных звонков Ободзинский пригласил возлюбленную вместе отметить майские праздники в Караганде, где сделал Нелли предложение. Вскоре они поженились, и Кучкильдина переехала к мужу в Одессу. Нелли родила супругу двух дочерей – Анжелику (названа в честь песни «Анжела»), а через девять лет – Валерию (названа в честь отца).

Пагубная привычка отразилась на и без того непростых биографии и личной жизни Валерия Ободзинского. Дети, любящая жена, признание публики не удерживали певца от губительного пристрастия к алкоголю. Союз Нелли и Валерия в 1979 году распался.

Гражданский брак с юной дочерью капитана морского лайнера Лолитой Кравцовой был недолог и не прошел проверку повседневным бытом. Валерий после курса лечения от алкогольной зависимости вернулся к Нелли, обещая не пить.

Нелли Кучкильдина

На пике славы

С полюбившейся слушателям «Восточной песней» связана забавная история, часто упоминаемая в биографии Валерия Ободзинского. Валерий исполнил «Восточную» на одном значимом худсовете. Бдительным членам комиссии пришлись не по душе слова «В каждой строчке — только точки после буквы л…». На кого это авторы намекают? Уж не на Ленина ли, юбилей которого грядет? А может, на Леонида Ильича? Такую двусмысленность ярые советские партократы не могли допустить. Но в этот раз идеологическая машина потерпела поражение, и песня зазвучала в эфире.

Тем временем популярность Валерия Ободзинского стремительно росла. Филармонии Советского Союза мечтали заполучить певца к себе на концерты (всего два концерта столь популярного артиста обеспечивали месячный денежный сбор в кассах). Тиражи выпускаемых пластинок достигали миллионов экземпляров. Официальный гонорар Ободзинского составлял 13 рублей 50 копеек. Еще около 27 рублей составляли всяческие надбавки. Опытным организаторам концертов удавалось часть денежных сборов не оформлять официально, «левачить». На пике популярности Ободзинского гонорар маэстро был раз в десять больше, чем зарплата партийного чиновника высокого ранга.

Подобные ухищрения не могли быть не замеченными и не отразиться на карьере и биографии Валерия Ободзинского. Звания заслуженного артиста России он так и не удостоился, вместо этого стал заслуженным артистом Марийской АССР.

Концерты Валерия год были запрещены в СССР. И лишь Василий Шауро, руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, которому нравилось творчество Ободзинского, помог вернуться певцу на большую сцену.

Гонения и запреты

Вместе с числом поклонников множилось и число недоброжелателей.

Пресса все чаще размещала негативные статьи об Ободзинском, количество концертов резко сократилось.

Судьба артиста в то время зачастую зависела не только от его таланта, а и от представлений о прекрасном великой Фурцевой, тогдашнего министра культуры СССР.

Валерий Владимирович, к сожалению, не избежал участи тех, кто раздражал Екатерину Алексеевну. Однажды министр нанесла визит на завод фирмы «Мелодия», прошлась по цехам, где в производстве была лишь одна пластинка. Это был диск Валерия Ободзинского. Фурцева была вне себя от гнева: «У вас что, весь завод на одного Ободзинского работает?!» По распоряжению властной Екатерины Алексеевны все пластинки исполнителя размагнитили.

Концертные площадки столицы закрылись для певца. Ему разрешили выступать только на провинциальных сценах. Телепередачи с участием опального артиста больше не показывали.

В преддверии 1976 года Ободзинский запил. Душевное неравновесие отражалось на выступлениях певца. Группа «Верные друзья», с которой работал Валерий, ушла от него. В 1986-м артист покинул сцену.

Национальность маэстро

Без вопроса о национальности Валерия Ободзинского биография певца была бы неполной.

В артистической среде рассказывают, что как-то Лапин (председатель Гостелерадио), изучая материал, подготовленный для включения в новогодний «Огонек», буквально взорвался: «Уберите Градского!»

«Но это не Градский, а Ободзинский», — поправили Лапина. «Тем более уберите! — еще больше рассердился председатель. — Нам и одного Кобзона достаточно!» Еврей или не еврей — гадали соотечественники. Сам же Ободзинский, сын украинки и поляка, шутил так: «У меня папа-мама русские, а я — еврей».

Спасительная встреча

В 1990 году Валерий Владимирович снова разводится с Нелли Ивановной, не выполнив своего обещания не пить. Личная жизнь и биография Ободзинского того времени сопряжены с грустью и болью. Без дома, без надежного плеча и поддержки, любимец миллионов людей в отчаянии устроился сторожем на галстучную фабрику, поселившись рядом с ней в необустроенной времянке.

Давняя и преданная кумиру поклонница Анна Есенина разыскала Валерия Владимировича. Они встретились, а вскоре стали вместе жить.

Есенина сделала все, чтобы голос Ободзинского снова услышали любящие артиста поклонники. Известные песни в его исполнении опять зазвучали по радио и на телевидении. В 1992 году свет увидела записанная Ободзинским аудиокассета песен на стихи Вертинского. Около двух лет Валерий Владимирович и слышать не желал о выходе на сцену. Но в конце концов сдался. Осенью 1994 года, после первой же песни, исполненной маэстро, в заполненном до отказа концертном зале «Россия» грянул гром аплодисментов.

На некоторое время была возобновлена гастрольная деятельность, с успехом прошли концерты в нескольких городах России. Преданная Анна Есенина оставалась рядом с возлюбленным до последних его дней.

С Анной Есениной

Прощание

В опубликованной в Википедии биографии Валерия Ободзинского причиной смерти известного певца названа сердечная недостаточность. Сухо и беспристрастно.

Сердце маэстро перестало биться 26 апреля 1997 года. Вечером артисту стало плохо, но жена не смогла уговорить его вызвать неотложку. К утру Ободзинского не стало. За день до кончины Валерий Владимирович признался Анне в любви. Впервые за пять лет, прожитых вместе.

В Центральном доме работников искусств состоялась скромная панихида.

Около трехсот близких и коллег почтили память певца. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.

Могила Ободзинского

Священник, отпевающий Ободзинского, заметил: «Он умер под Пасху. И это значит, что с него сняты все грехи».

В биографии Валерия Ободзинского достаточно непроверенных и подчас противоречивых данных. Но неизменным остается одно: необыкновенный голос маэстро и сегодня не оставляет равнодушным никого.