Михаил Иванович Глинка: биография и творчество композитора
Михаил Иванович Глинка известен всему миру как основатель русской национальной оперы. На своем творческом пути композитор перенес немало испытаний. Над его музыкой насмехались, критиковали, но все это лишь помогло композитору занять почетное место в ряду великих композиторов. Для детей начальной школы биография Глинки также будет интересна для изучения. Они должны знать автора известной оперы "Иван Сусанин".
Детские и юношеские годы
Согласно краткой биографии М. И. Глинки, композитор родился в 1804 году в Новоспасском селе, которое находилось в Смоленской губернии. Здесь располагалось имение его отца, в котором ребенок и провел все свое детство. Семья мальчика очень любила. Михаил был любопытным, впечатлительным мальчиком, и в то же время отличался кротостью и мягкостью характера. Важным в биографии Михаила Глинки является то, что ему очень нравилась жизнь простых крестьян и русская природа. С раннего детства у него появилась любовь к народу, которую он пронес через всю свою жизнь.
Для детей в краткой биографии Глинки будет интересен следующий момент: у мальчика проявилась рано любовь к музыке. Особенно горячо он проникся ей, когда слушал крепостной оркестр своего дяди. Музыка настолько увлекла мальчика, что он стал самостоятельно учиться игре на скрипке и флейте.
В возрасте 11 лет Михаил Иванович начинает обучаться игре на фортепиано и скрипке. Вместе с этим, он изучает и гуманитарные науки: историю, иностранные языки, литературу, учится рисовать. Особая любовь была у Михаила к книгам по географии.
Будущий композитор проявлял интерес к дальним странам. Это любопытство и любовь к путешествиям, судя по биографии Глинки, сохранились у него на всю жизнь. Михаил прекрасно преуспевал во всем. В зрелом возрасте, он слыл человеком высокой культуры и обладал знаниями в разных областях, а также свободно владел восемью языками. Это интересный факт из биографии Глинки.
В 1812 году во время Отечественной войны Глинка вместе со своей семьей вынужден был покинуть родные края. После возвращения на родину будущий композитор слышал много рассказов о героизме народа, который встал на защиту родной земли.
20-е годы
Дальше из биографии Глинки следует информация об его обучении. По приезду в Петербург Михаила определили учиться в Благородный пансион. Это было в 1817 году. После завершения обучения в 1822, Глинка поступил на службу чиновником, но вскоре ушел в отставку.
Еще во время обучения в Петербурге композитор брал уроки фортепиано, теории музыки и скрипки у наилучших педагогов города. Вместе с этим, он любил посещать театр, где слушал оперы, исполнял музыку в знакомых семьях, а когда возвращался на родину в родное село Новоспасское, слушал оркестр своего дяди.
Последние годы обучения, что следует из биографии Глинки, связаны с началом композиторской деятельности. В последний год в пансионе Михаил начинает сочинять музыку, хотя знаний для того, чтобы заниматься этим серьезно, у него было все еще не достаточно.
В 1823 году Глинка отправился на минеральные воды на Кавказе. Эта поездка оставила отпечаток в биографии М. И. Глинки. Там он познакомился с музыкой кавказского народа. Эти впечатления впоследствии отразятся в творчестве композитора. Одним из таких произведений станет опера «Руслан и Людмила».
1825-1829 гг
Окончив пансион, Глинка начинает серьезно заниматься музыкой, хотя многим кажется, что он обычный любитель. В свободное время Михаил сочиняет романсы и сам поет их, аккомпанирая себе. Вскоре он начинает относиться к музыке более серьезно: изучает творчество композиторов классиков, пробует писать хоровые, инструментальные и симфонические произведения. Приезжая на родину, он с оркестром разучивает симфонии Моцарта, Бетховена и других знаменитых метров.
Изучая краткую биографию Глинки, становится ясно, что большое влияние на формирование его творчества оказывает общение с известными деятелями того времени. Ими были: Грибоедов, Пушкин, Жуковский.
Одним из первых произведений в творческой биографии Михаила Ивановича Глинки стал романс «Не искушай», написанный в 1825 году. Ощущая свое несовершенство и имея желание обучиться композиторскому мастерству, он решает отправиться за границу и заодно поправить здоровье.
Заграничная деятельность
Из краткой биографии Глинки известно, что за границей он провел 4 года. Композитор побывал в Германии и Италии. За это время он изучил быт стран зарубежья, познакомился с их культурой и традициями. Ему удалось встретиться с Берлиозом, Мендельсоном и другими известными композиторами. Он с удовольствием внимал их музыке, сам занимался пением с наилучшими певцами. Последние несколько месяцев Глинка провел в Германии. Там он совершенствовался в композиторском мастерстве у знаменитого музыкального теоретика Зигфрида Дена.
Произведения заграничного периода
Во время пребывания в Италии Михаил Иванович пишет ряд произведений, получивших положительную оценку. Среди них романсы и фортепианные пьесы, однако были и не очень серьезные сочинения. В скором времени все, что написал Глинка, перестало нравиться ему самому.
В 1832 году у него зреет мысль создать большое национальное произведение. Он уже обдумывал сюжет будущей оперы: по его замыслу она должна быть патриотичной и иметь национальный характер. Долгое время композитор размышлял не только над либретто будущего произведения, но и музыкой.
Одно из его высказываний в то время:
«Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».
Когда композитор вернулся на родину, он уже был опытным мастером своего дела.
Работа над оперой «Иван Сусанин»
Находясь за границей, Глинка успел сочинить две музыкальные темы для своей будущей оперы, основанные на народных мелодия, так как она должна была передавать русский характер. Жуковский при встрече с Михаилом предложил ему сюжет «Ивана Сусанина».
Автором либретто оперы стал барон Е. Розен. Главной идеей произведения он видел восхваления власти царя.
У самого же композитора был другой план оперы еще до написания либретто. Он хотел назвать оперу «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Исходя из названия, можно сделать вывод, что Глинка желал сделать акцент на духовных ценностях крестьян, а также на подвиге представителя русского народа, который погиб, чтобы спасти родину.
В краткой биографии Михаила Глинки упоминается одна интересная версия о том, что музыку для оперы он написал до сочинения либретто. Текст был дописан Розеном гораздо позже.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Эта дата стал днем рождения русской музыкальной классики.
Известные люди того времени положительно отзывались о новой опере. Например, Одоевский в своей статье об «Иване Сусанине» писал, что с оперой Глинки появляется новая стихия в искусстве, и начинается новый период — эпоха русской музыки.
Другое отношение к опере было у царя Николая I. Он хотел, чтобы опера прославляла самодержавие, поэтому она была переименован в «Жизнь за царя». Не только царь предвзято отнесся к новой опере. Для людей высших сословий было удивительно, что музыка написана в народном жанре, а главный герой - обычный крестьянин. Они прозвали оперу «кучерской», на что Глинка отметил в своих записках: "Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
Работа в Придворно-певческой капелле
С 1837 года композитор на протяжении трех лет работает в Придворно-певческой капелле. За это время он внес значительный вклад в развитие хорового искусства в целом и поднял его художественный уровень. В 1838 году Глинка совершает поездку в Украину для набора в капеллу новых учеников. В последствии одним из них станет известный украинский композитор С. С. Гулак-Артемовский. У Глинки он обучался пению.
Работа над оперой «Руслан и Людмила»
После «Ивана Сусанина» Глинка начал работу над следующей оперой - «Руслан и Людмила». Он очень хотел, чтобы либретто написал сам А. С. Пушкин, но сделать этого не удалось из-за гибели поэта. В итоге над либретто стал трудиться сам Глинка.
Композитор более пяти лет работал над оперой. За это время он успел написать еще несколько произведений. Среди них: «Вальс-Фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом».
Работа велась достаточно длительное время, так как светское общество все еще недоброжелательно относилась к композитору. Кроме этого, начались слухи и сплетни, так как композитор развелся с супругой. Только общение с близкими друзьями К. Брюлловым и Н. В. Кукольником приносило ему утешение.
27 ноября 1842 года опера была поставлена. Это произошло ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина», день в день. Николай I не одобрил новую оперу, так как в ней не было прославления самодержавия, он покинул зал, не дожидаясь окончания спектакля. Это послужило началом травли оперы в аристократических кругах.
Все это не помешало пройти постановке более 40 раз, так как в защиту композитора встали общественные деятели. Одним из выступивших в защиту оперы был Одоевский.
Михаил Иванович очень тяжело переживал неудачу оперы. Забыть об этом ему помогли мысли о будущих произведениях.
1844-1848 гг
В 1844 году Глинка уезжает в Париж. В течение года он знакомится с местной культурой и традициями. Там он снова встретился с Берлиозом, и их дружба стала еще крепче. Большая часть французов не признавала новаторство композитора, но Глинка его новизну высоко оценил. Благодаря Берлиозу в Париже были исполнены некоторые произведения Михаила. Кроме этого, тот напечатал в газете статью о нем. Концерты в Париже прошли успешно. Так русская музыка постепенно начала распространяться за рубежом.
В 1845 году Глинка уезжает в Испанию. Музыкальная культура этой страны очень привлекает композитора. На протяжении двух лет он посещает разные города и записывает мелодии местных танцев и песен.
Эта поездка дала великолепные творческие результаты. Находясь в Мадриде в 1846 году, композитор написал фантазию на народные темы: "Арагонская хота". Это был новый жанр в симфонической музыке. Далее, в 1848 году, была написана еще одна испанская увертюра. В 1851 году она получила название "Ночь в Мадриде".
Заключительный этап жизни и творчества
С 1848-1857 гг композитор бывал то в Париже и Варшаве, то в Испании и Петербурге. Была написана "Камаринская" и начата работа над оперой "Двумужница" и симфонией "Тарас Бульба". В скором времени Глинка оставил написание этих сочинений. Вместо этого композитор переработал старые произведения и написал новые романсы. Также Глинка написал свои воспоминания, которые впоследствии назвали "Записками".
В высшем свете музыку композитора специально исполняли плохо, а иногда и вовсе не исполняли. Из-за возобновившихся интриг и сплетен Глинка был вынужден покинуть Питер.
Творческий кризис
Все эти обстоятельства привели к трудностям в сочинении новых произведений и творческом кризису. Был и еще один повод, который послужил этому. В 40-е годы началось новое веяние в русском искусстве. Стала популярна тема отражения конфликтов как социальных, так и психологических. Обращалось внимание на оскорбленных и униженных людей. Это заставило композитора пересмотреть свое мировоззрение и искать новые пути. К сожалению, в новом стиле ему удалось написать только несколько романсов в конце 40-х годов.
К счастью, Глинку окружали музыканты разных поколений. В этом кругу он нашел поддержку и утешение. Среди таких людей были: композиторы Балакирев и Даргомыжский; критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Балакирев впоследствии стал главой кружка "Могучая кучка". Также поддержку оказывала сестра композитора Л. И. Шестакова.
Смерть композитора
В 1856 году Михаил Иванович отправился в Берлин. Там он снова встретился с Деном и начал заниматься развитием многоголосия, соединив мотивы русских народных песен с классической формой полифонии.
В 1857 году у композитора обострилась печеночная болезнь, и он слег в постель. Это случилось из-за сильной простуды. В начале февраля композитор отправился в мир иной. Позднее его прах перевезли и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, затем на этом месте был воздвигнут памятник композитору.
Завершая краткую биографию Михаила Ивановича Глинки, стоит сказать, что в общественных кругах неравнодушно отнеслись к его смерти. Сильную грусть об утрате такого гения пережил критик Стасов. Позднее он издал большой очерк, посвященный биографии Михаила Ивановича Глинки. После него о композиторе писали Серов и Г. А. Ларош.