Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Начало двадцатого века для театральной деятельности характеризуется демократической направленностью, что обусловлено началом революционного движения. Верховная власть старалась продвигать буржуазные пьесы и ремесленническую драматургию, отводя внимание от передовых мыслей общественности. В это время начал свою театральную деятельность режиссер Всеволод Мейерхольд.
Общие сведения
Всеволод (при рождении Карл) Эмильевич Мейерхольд - известный постановщик спектаклей в России, вел актерскую и педагогическую деятельность. Родился в провинции, в простой семье. Ему присвоено звание народного артиста РСФСР в 1923 году. Был приговорен к смертной казни в одной из московских тюрем в 1940 году. Театрально-культурный центр имени Мейерхольда, основанный после смерти режиссера, организует международные фестивали и ведет научную и образовательную работу по развитию театральной деятельности.
Детские годы
Мейерхольд появился на свет 9 февраля 1874 года в городе Пензе. Эта дата соответствует 28 января по старому стилю. Карл был восьмым ребенком в семье немцев Эмиля Федоровича и Альвины Даниловны. Кроме Карла у родителей было еще 5 мальчиков и 2 девочки. Отец много работал и тщательно контролировал расходы. Детей Мейерхольдов обучали репетиторы.
Мама представляла собой творческую личность, большое внимание уделяла искусству и любила проводить вечера искусства. Часто она привлекала и детей к участию в спектаклях. Ребята любили играть в домашних постановках.
Юность
Карл учился во 2-й Пензенской гимназии, учение шло плохо, три раза оставался на второй год и окончил ее только в 1895 году. Это здание существует до сих пор и имеет огромную историческую ценность. Оно расположено по адресу: ул. Володарского, д. 5, сейчас там находится управление образования. В ней также обучался известный актер, игравший в немом кино, Иван Мозжухин.
Окончив гимназию, Карл продолжил обучение в Московском университете на факультете юриспруденции. В 1895 году он достиг совершеннолетия, принял православие и изменил имя на Всеволод, почтив память известного писателя Гаршина.
На следующий год он сменил направление обучения и перешел в Московское училище театра и музыки, в общество филармонии, к Владимиру Немировичу-Данченко. Там познакомился с Ольгой Книппер и Иваном Москвиным. В 1898 году они окончили училище и начали свою профессиональную деятельность в Художественно-общедоступном театре.
Театр только создавался, и первый спектакль "Царь Федор Иоаннович" стал дебютным и для Мейерхольда - он сыграл роль Василия Шуйского в октябре 1898 года.
Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. За это время он сыграл роль Треплева в пьесе Чехова "Чайка", Тузенбаха в "Трех сестрах", этот спектакль впервые был показан в России. Также он успешно сыграл роли принца Арагонского в "Венецианском купце" Уильяма Шекспира, Иоанна Грозного в "Смерти Иоанна Грозного" Толстого и Иоганнеса в "Одиноких" Гауптмана.
Творчество Всеволода Мейерхольда
После работы в театре Мейерхольд с Кошеверовым создали театральную труппу в Херсоне. В ней играли актеры, покинувшие Художественный театр вместе с ними. Отработав первый сезон, Кошеверов покинул сообщество. Тогда труппу переименовали в Товарищество новой драмы. Она просуществовала всего три года, за это время Мейерхольд поставил около двухсот произведений. Распад произошел из-за недопонимания с Константином Станиславским в 1905 году. Он предложил Мейерхольду поставить несколько спектаклей, среди которых «Шлюк и Яу» Герхарда Гауптмана. Эти работы Станиславский планировал представить публике в новом Театре-студии на Поварской улице Москвы.
Но студия закрылась, не успев начать работу. Режиссеры не смогли найти общий язык между собой и прийти к единому пониманию ее существования, а подготовленные спектакли Станиславский не посчитал нужным показывать обществу. Через несколько лет он написал книгу "Моя жизнь в искусстве", где отметил работу Мейерхольда как деятельность талантливого режиссера, желающего представить игру артистов в самом выгодном свете. При этом самих актеров Станиславский считал просто инструментом для работы в умелых руках мастера, способом воплощения интересных замыслов яркого таланта Мейерхольда. Но у них не было достаточного мастерства, поэтому Всеволод Эмильевич не мог с их помощью осуществить свои идеи в полной мере.
После закрытия студии Всеволод Эмильевич вернулся в Пензу. Там он прожил около года, а после переехал в Петербург и начал работу в Драматическом театре Веры Комиссаржевской главным режиссером по ее личному приглашению. Там Мейерхольд поставил более десяти произведений за первый сезон работы, среди них:
- "Гедда Габлер" Генрика Ибсена.
- "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка.
- "Жизнь человека" Леонида Андреева.
1912 год в биографии Мейерхольда Всеволода Эмильевича ознаменовался работой над постановкой по пьесе испанского драматурга Кальдерона, написанной в 17-м веке. Изначально идея заключалась в ночном представлении с зажжеными факелами, с привлечением большого количества людей. Участники долго не могли подобрать нужное место вне стен помещения, но в итоге остановились на имении писательницы Крестовской. На местности был разбит чудесный сад, а к Финскому заливу была проложена большая лестница. Именно ее и предполагалось использовать в качестве сцены. Замысел не удалось реализовать по техническим причинам, и создатели решили провести работу в театральном помещении.
В период с 1908 до 1917 года режиссер осуществил ряд постановок в Александрийском и Мариинском театрах. Среди них:
- "У царских врат" К. Гамсуна.
- "Шут Тантрис" Е. Харта.
- "Дон Жуан" Мольера.
- "На полпути" Пинеро.
- "Зеленое кольцо" З. Гиппиус.
- "Стойкий принц" Кальдерона.
- "Гроза" А. Островского.
- "Маскарад" М. Лермонтова.
- "Орфей и Эвридика" Глюка.
Личная жизнь Мейерхольда
В 1982 году Всеволод Эмильевич познакомился с Ольгой Мунт на одной из постановок любительских спектаклей. 17 апреля они заключили брак в городе Пензе. Ольга была ровесницей Всеволода. Через год у них появилась старшая дочь, которую назвали Марией. В 1902 году родилась Татьяна, а в 1905-м - Ирина.
В браке с Ольгой они прожили более двадцати лет. В 1921 году режиссер встретил Зинаиду Райх, которая была моложе него на двадцать лет. Всеволод Эмильевич потерял голову и бросил семью. Они поженились и поначалу проживали на его жилплощади на Новинском бульваре, позже переехали в новую, просторную квартиру. У Зинаиды было два ребенка от предыдущего брака с Сергеем Есениным, Всеволод усыновил их.
Политические устои режиссера
В годы революции Мейерхольд вместе с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Альтманом прибыл в Смольный, выразив желание работать с новым правительством и приняв условия большевиков.
После революционных событий Всеволод Эмильевич некоторое время пребывал в Крыму и на Кавказе, за этот период власть сменилась несколько раз. Мейерхольду пришлось пережить арест белой контрразведкой.
Период 1920-1921 годов в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда связан с деятельностью в Театральном отделе Наркомпроса.
Театр имени Мейерхольда
Весной 1918 года он поставил пьесу Блока "Незнакомка". В этом же году в Санкт-Петербурге было введено понятие биомеханики как теории движений, и Всеволод Эмильевич стал использовать этот метод на практике. В 1921 году биомеханика Мейерхольда применялась для развития сценического движения.
В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции.
В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции. В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим. Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра.
В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей. При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда (система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач). В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера.
Закрытие ГосТима
В 1934 году Сталин присутствовал на показе спектакля "Дама с камелиями" с Зинаидой Райх в главной роли. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве. После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете "Правда".
Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой "Риголетто" и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов.
Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни. Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии.
Арест и смерть режиссера
20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе. 15 июля ее убили неизвестные личности.
Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи.
Сохранилось письмо Мейерхольда В. М. Молотову, где он описывал мучения и истязания, которым подвергался в тюремном заключении. Это были страшные избиения, до невыносимой боли. Его избивали резиновым жгутом по ногам и спине, били каждый день по незажившим ранам. Побои наносились с огромной силой, это подробно описано в его письме. Также режиссер признался, что никогда не был шпионом и не занимался контрреволюционной деятельностью.
Заседание Военной коллегии состоялось 1 февраля 1940 года. Всеволода Эмильевича приговорили к смертной казни, а 2 февраля 1940 года расстреляли.
Из других источников известно, что режиссера утопили в бочке с нечистотами. Перед смертью его обязывали оклеветать коллег по театральной деятельности, но он отказался. В результате ему сломали пальцы на руках и подвергли страшным пыткам. Тюремные заключения сильно подорвали здоровье и внешний вид Всеволода Эмильевича.
В обвинительном заключении было указано, что Мейерхольд в 1934-1935 годах работал шпионом на английскую и японскую разведки, а также являлся участником троцкистской группировки.
Памятные мероприятия, посвященные Мейерхольду
После смерти режиссера и его политической реабилитации было проведено много мероприятий, чтобы почтить его память: открыт Театр доктора Дапертутто, проведены торжественные церемонии, основан музей и другие.
Спустя много лет, в 1956 году, внучка Всеволода Эмильевича - Валентей Мария Алексеевна - добилась восстановления его прав с политической точки зрения. Она тогда не знала, при каких обстоятельствах погиб ее дед. Мария Алексеевна установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник им обоим с фотографией Всеволода Эмильевича.
Лишь в 1987 году она узнала точное место, где похоронен ее дед - кладбище Московского крематория у Донского монастыря, в общей могиле захороненных невостребованных прахов. В той могиле покоятся 346 человек. Все были расстреляны и кремированы, а прах ссыпан в общую могилу.
В феврале 1988 года Мария Алексеевна узнала и точную дату смерти Мейерхольда, тогда она сумела добиться права ознакомиться с делом.
2 февраля 1990 года впервые состоялись поминальные мероприятия по Всеволоду Эмильевичу.
В 1955 году была утверждена комиссия по творческому наследию Всеволода Эмильевича. До 2003 года ее ученым секретарем была М. А. Валентей. В 1988 году был основан музей-квартира Мейерхольда в Москве. С 25 февраля 1989 года под руководством Валерия Фокина в театре им. М. Н. Ермоловой проходят вечера в честь памяти режиссера. В 1999 году установлен памятник Мейерхольду в Пензе.
В 1991 году был открыт Центр имени Всеволода Мейерхольда, сокращенно ЦИМ, при помощи комиссии по наследию и Общества театральных деятелей России.
24 февраля 1984 года в Пензе состоялось открытие учреждения театрального искусства "Дом Мейерхольда", при нем начал свою работу Театр доктора Дапертутто.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд внес огромный вклад в развитие русской театральной деятельности. Его творчество навсегда останется в истории и памяти людей, ценящих искусство.