Краткая биография Витте Сергея Юльевича – финансового гения Российской империи
Судьба неблагосклонна к высокопоставленным государственным чиновникам-реформаторам. Несмотря на то что их усилиями начинается новый этап развития страны, современники не всегда способны оценить их по достоинству. Так было и с Сергеем Юльевичем Витте.
Краткая биография
Сергей родился в Тифлисе 29 июня 1849 года. Отец, выходец из Голландии, руководил сельскохозяйственным департаментом в канцелярии генерал-губернатора Кавказа. Мать происходила из рода князей Долгоруких, высокопоставленной семьи российского дворянства, все члены которой занимали видные посты в государстве.
Детство на Кавказе было счастливым. Потом юноша поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, который окончил с ученой степенью кандидата. Юноша мечтал о научной карьере, но прислушался к совету друга семьи, министра связи, и поступил на службу в администрацию.
Способности и усердная служба в итоге привели графа в самое сердце имперской политики и финансов. Неизвестно, как бы сложилась биография Сергея Юльевича Витте. Краткая служба в областной администрации дала ему необходимый для дальнейшей карьеры управленческий опыт.
На Одесской железной дороге
После службы в канцелярии генерал-губернатора Одесской и Бессарабской областей в 1871-1874 годах Сергей Юльевич изучал управление железнодорожным движением в Одесском отделении Министерства путей сообщения.
Молодой человек был очень дисциплинированным. Сергей вел упорядоченную жизнь, навязанную отчасти семейной бедностью, а отчасти стремлением сделать успешную карьеру.
Во время войны
К началу Русско-турецкой войны Сергей Юльевич уже контролировал все движение транспорта, проходившего по Одесской железной дороге. С увеличением грузоперевозок он разработал новую систему работы в две смены, чтобы избежать задержки грузов, отправлявшихся на фронт.
Граф Сергей Юльевич Витте продемонстрировал свободу от сословных и националистических предрассудков, назначив своими подчиненными людей всех национальностей — евреев, поляков, украинцев — и установив благоприятные отношения с прессой.
Его экономическая прозорливость проявилась в сборе и использовании железнодорожной статистики, а также в применении эффективного тарифа на перевозку, в результате чего он снизил ставки фрахта и увеличил доходы железной дороги.
Петербург
В 1889 году его пригласили для создания железнодорожного департамента в Министерстве финансов. Он быстро продвигался по карьерной лестнице: в феврале 1892 года был назначен министром путей сообщения, а в августе того же года Витте – министр финансов.
В основе политики нового министра лежали далеко идущие планы индустриализации империи. Он устранил большинство факторов, мешающих экономическому развитию страны.
Экономические реформы
Используя всю полноту власти, С. Ю. Витте провел масштабные реформы:
- перестроенный Государственный банк предоставил капитал для индустриализации;
- были созданы русские пароходные компании, морские и инженерные училища;
- поощрялись сберегательные кассы;
- было реформировано корпоративное право;
- введена винная монополия;
- проведена денежная реформа;
- введен "золотой стандарт", рубль стал конвертируемым.
Сергей Юльевич сумел привлечь крупные займы от зарубежных инвесторов для финансирования российской индустриализации.
Наибольшее внимание министр финансов уделил строительству железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали, строить которую начали в 1891 году.
Он рассматривал ее экономический стимул как связующее звено между европейской и азиатской Россией, как способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком.
В течение почти десяти лет реформы Витте пользовались значительным успехом, но на рубеже веков международная неопределенность сократила поток иностранных инвестиций в Россию. Забастовки и крестьянские волнения в стране показали, что население не хочет мириться с понижением уровня жизни, вызванным его экономической политикой.
Почетная опала
Влиятельные чиновники из сельскохозяйственных департаментов, всегда враждебно относившиеся к индустриализации, интриговали против С. Ю. Витте при дворе. В 1903 г. Николай II освободил его от должности министра финансов и назначил председателем Комитета министров.
Бывший министр финансов был вынужден беспомощно наблюдать, как царское правительство ввязывается в войну с Японией.
В июле 1905 года царь назначил его главным российским полномочным представителем для ведения мирных переговоров с Японией. Эта должность, на которой он пребывал период совсем краткий, в биографии Сергея Юльевича Витте также оставила свой след. Он опять продемонстрировал свои недюжинные способности и добился очень благоприятных условий для России, но этот успех не сделал его более популярным.
На политическом уровне Сергей Юльевич использовал свое влияние и убедил царя издать “Октябрьский манифест” 1905 года.
Он сыграл важную роль в организации подавления восстаний войск на Дальнем Востоке, забастовок на юге России и крестьянских восстаний в прибалтийских губерниях в 1905-1906 годах.
С. Ю. Витте сумел заключить в 1906 году ряд соглашений с европейскими банкирами о займах, которые позволили восстановить финансовую систему Российской империи, находившуюся на грани фактического краха из-за поражения на Дальнем Востоке и широкомасштабных восстаний 1905 года.
Это была последняя возможность графа послужить Отечеству. В апреле 1906 года он был вынужден уйти в отставку, потеряв то малое доверие, которое царь испытывал к нему.
Витте не вернулся больше на службу, его попытки влиять на политику Российской империи оказались тщетными. В 1914-1915 годах он безрезультатно убеждал российское правительство не вступать в Первую мировую войну.
Сергей Юльевич умер 13 марта 1915 года, предвидя катастрофу империи.
Биография Сергея Юльевича Витте, краткое описание которой представлено в статье, является олицетворением служения Отчизне.