Абу Ханифа: биография, годы жизни, вероисповедание, богословская деятельность

Абу Ханифа был и остается одним из величайших исламских ученых, он основатель ханафитской правовой школы в исламе (Ханафитского мазхаба). Его полное имя - Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит Куфи. Подробная биография Абу Ханифы может занять много томов. Он прославился благодаря обширным знаниям и хорошим манерам. Другой великий имам, Аш-Шафии, сказал о нем так: «Кто хочет углубиться в знания по исламскому праву, тот просто дитя по сравнению с Абу Ханифой».

Абу Ханифа. Жизнь и наследие

Происхождение ученого

Имя имама Абу Ханифы - Нуман, а Абу Ханифа - это прозвище. По некоторым данным, у него персидское происхождение. Его род был знатным и проживал в районе Кабула в Афганистане, который стал частью Омейядского халифата. Когда еще при халифе Омаре ибн аль-Хаттабе Персия была захвачена мусульманами, многие ее жители перешли в ислам. Среди них был и дед имама Абу Ханифы, Марзубан. Приняв ислам, он затем переехал в Куфу и стал там жить. Известно также, что он попал в плен и стал рабом, которого затем освободили.

Пророк Мухаммед сказал, что тремя лучшими поколениями людей являются его поколения и два последующих. Так вот Абу Ханифа фактически был человеком как из второго, так и из третьего поколения.

Место и дата его рождения

Биография Абу Ханифы начинается в городе Куфе, что находится в современном Ираке. Это были годы, когда Арабским халифатом правил правитель из династии Омейадов Абдуль-Малика ибн Марван. По наиболее достоверным данным, он родился в 699 году, что соответствует 80 году по мусульманскому лунному календарю.

Абу Ханифа родился и прожил детские годы в то время, когда еще оставались в живых некоторые сподвижники пророка Мухаммеда. Ему посчастливилось встретиться с таким великим сподвижником, как Анас бин Малик, который провел некоторое время в Куфе.

Мечеть в Багдаде

Внешний вид

Так как в исламе не принято изображать людей, то обычно внешний вид известных личностей пытаются описать. Современники имама Абу Ханифы описывают его как мужчину среднего роста с привлекательной и почтительной внешностью. У него было красноватое лицо, длинная борода. Он был очень худого телосложения, так как постоянно проводил время в поиске знаний и поклонении Богу.

Как говорили современники, от него постоянно исходил приятный запах, по которому можно было его узнать. Имам всегда был красиво одет. Абу Ханифа обладал очень приятным голосом, умел очень красиво говорить и доходчиво убеждать людей.

Абу Ханифа. Портрет

Взросление

Вырос имам Абу Ханифа там же, где и родился, в городе Куфе. Здесь он провел большую часть своей жизни. Его отец Сабит был состоятельным торговцем, и поэтому Абу Ханифа вырос в окружении рынков и торговцев. Однако с самого детства его тянуло не к торговым делам, а к религиозным наукам. Рынок он посещал редко, чтобы узнать, как идут его торговые дела. Абу Ханифа выучил весь Коран и был очень сильно привязан к священной книге. В священный месяц Рамадан он до шестидесяти раз прочитывал Коран от начала до конца. Известно, что Абу Ханифа читал весь Коран в одном ракаате ночной молитвы. По разным данным, он был в Хадже более пятидесяти раз.

Изучение исламских наук

Первые направления в науке, к которым обратился Абу Ханифа, были науки о вероубеждении (акъида) и единстве Бога (тавхид), основы религии. Примерно к двадцати годам он решил основательно заняться изучением исламского права (фикха). Он обучался у известного правоведа Хаммада ибн Аби Сулеймана и стал его ближайшим учеником, находясь рядом с ним в течение восемнадцати лет. Имам Абу Ханифа преуспел во всех исламских науках и приобрел немало знаний в других науках. В конце концов он решил сосредоточиться на подробном изучении исламского права, так как людям необходимо было разъяснять, по каким правилам им жить. Однако, прежде чем заняться юриспруденцией, он изучил все необходимые предметы: вероубеждение, различные варианты чтения Корана, науку Хадис, арабскую грамматику и язык, науки об изучении и толковании Корана и т. д.

Хранилище знаний

Также известно, что Абу Ханифа был основателем такого направления в исламском праве, как «аль-фикх ат-такдири». Здесь ученый моделирует какие-либо ситуации и пытается найти ответы на вопросы, которые еще не возникли, но могут возникнуть гипотетически. Со временем, когда многое вокруг стало меняться, этот подход сильно помог мусульманским богословам при решении ранее не возникавших проблем. Имам Абу Ханифа заложил основы мусульманского права – фикха. Суть его он выразил в одном предложении: «Источником права для меня является Книга Аллаха Всевышнего, если я не найду там ответа, то – сунна (действие и слова) Посланника Аллаха. Если я не найду ответа ни в книге Аллаха, ни в сунне пророка, я обращусь к словам сподвижников и не обращусь к словам других, если найду там ответ. Если и там не найду ответа, то буду усердствовать, чтобы, опираясь на свои знания, вывести ответ».

Ученики имама

Учениками Имама Абу Ханифы были выдающиеся исламские ученые, заложившие первичные нормативные основы ханафитской правовой школы под руководством своего учителя. Хотя он написал много трудов на религиозную тематику, до нас они не дошли. Большинство исследований имама Абу Ханифы сохранились благодаря трудам его учеников. Абу Ханифа передавал все свои знания ученикам во время научных семинаров, а затем проверял и при необходимости корректировал то, что они записали. Среди самых известных учеников Имама Абу Ханифы особенно выделяются шейх Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим и Мухаммад бин Хасан Шайбани, которые написали ряд книг по ханафитскому мазхабу и фактически заложили прочные основы этой правовой школы.

Труды ученого

Книга Фикхуль-Акбар

Как уже упоминалось, великий имам написал много произведений, но до нашего времени дошло только десять книг Абу Ханифы, большинство из которых передали его ученики:

  1. "Аль-Фих аль-Акбар".
  2. "Китаб аль-Раддала аль-Кадария".
  3. "Аль-Аалим ва аль-Мутааллим".
  4. "Аль-Фих аль-Абсат".
  5. "Китаб Ихтилаф ас-Сахаба".
  6. "Китаб аль-Джами".
  7. "Аль-Китаб аль-Авсат".
  8. "Китаб ас-Сайр".
  9. "Рисала Абу Ханифа ила Усман аль-Байти".
  10. "Васийя аль-Имам Абу Ханифа фи аль-Таухид".
Книга Абу Ханифы

Распространение ханафитского мазхаба

Ханафитский мазхаб самый старый из четырех основных мазхабов мусульман-суннитов. Его еще называют школой «людей мнения», так как достоверных хадисов, пришедших от Пророка Мухаммеда, было мало в Ираке, и приходилось полагаться на другие источники исламского права при принятии необходимых решений. Вначале эта правовая школа распространилась на родине Абу Ханифы в городе Куфе. После его смерти его исследования стали изучать ученые Багдада, столицы Омейядского халифата. Затем наследие имама распространилось по разным уголкам исламского мира.

Карта распространения Ханафитского мазхаба

В наше время Ханафитского мазхаба придерживается большое количество мусульман в таких странах, как Турция, Сирия, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай, Казахстан, страны Средней Азии, Азербайджан и ряд других стран. В России к этой правовой школе в основном относятся тюркоязычные народы: татары, башкиры, кумыки и др., а также черкесские народы Северного Кавказа. На сегодняшний день это самый распространенный мазхаб среди мусульман.

Смерть Абу Ханифы аль-Нумана

После установления Аббасидского халифата халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифе стать верховным судьей, но тот отказался, что сильно разгневало халифа аль-Мансура. Хотя, по некоторым данным, это был лишь повод, чтобы разобраться с несговорчивым имамом. По приказу аль-Мансура Абу Ханифу посадили в тюрьму и высекли плетью. И это, несмотря на его пожилой возраст и высочайший авторитет. Смерть настигла благородного имама там же, в тюрьме, в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, что соответствует 767 году по григорианскому календарю. Хотя есть и другие даты, которые незначительно разнятся с обозначенной.

Биография Абу Ханифы прервалась, когда ему было семьдесят лет. В течение сорока лет, предшествовавших его смерти, он совершал утреннюю молитву, будучи в состоянии омовения, совершенного при ночной молитве. Так как сон нарушает омовение мусульманина, это указывает на то, что имам не спал ночью. Также считается, что в том месте, где скончался Абу Ханифа, он при жизни прочитал Коран семь тысяч раз, что говорит о его глубокой привязанности к Книге Аллаха. Заупокойную молитву за имама пришло совершить так много людей, что мечеть и округа их не вмещала и пришлось ее совершить несколько раз.

Абу Ханифа был похоронен в городе Багдаде. Через двести с лишним лет после его смерти, в 985 году, неподалеку от его могилы была построена мечеть, названная мечетью имени имама Азама, более известная как мечеть Абу Ханифы, которая существует и по сей день в одном из старейших районов Багдада.

Мечеть им. Абу Ханифы. Багдад

Абу Ханифа сыграл в развитии исламского богословия и юриспруденции неоценимую роль, которую в наше время некоторые псевдоученые пытаются принизить. Он единственный, кто получил прозвище «Имам Азам» (величайший имам). Биография Абу Ханифы, этой знаменитой мусульманской личности, начиная с сознательного возраста, полностью была связана со служением своей религии и поиску знаний.