Осип Мандельштам: биография и творчество
Осип Мандельштам, сын богатых еврейских родителей, родился в Варшаве 3 января 1891 года. Отец, преуспевающий торговец, смог получить разрешение покинуть черту оседлости. В 1897 году семья переехала в Санкт-Петербург: родители стремились дать детям отличное образование.
Биография Мандельштама: юные годы
О своем детстве Осип в 1923 году подробно расскажет в книге "Шум времени". Было оно безрадостным. В семье царила смесь еврейской культуры, основанной на Талмуде, и убеждений матери, воспитанной в семье разночинцев. Отец, вследствие своего бессистемного самообразования, разговаривал на каком-то витиеватом, придуманном им языке. Мать, словно в противовес цветистой речи отца, говорила на литературном русском, но пользовалась крайне ограниченным набором слов. Сам Осип позже охарактеризовал обстановку в семье как "хаос иудейский".
Как можно узнать из биографии, Мальденштам явно стыдился своей семьи, он неохотно рассказывал о родителях, не приглашал к себе друзей и мучительно искал выход из этого темного мира с юных лет. И никак не мог определиться, что же его привлекает больше: религия, революция или литература.
В Петербурге Мандельштам учился в престижном Тенишевском коммерческом училище, которое считалось лучшим в столице и гарантировало идеальное гуманитарное образование. Среди выпускников училища много деятелей русской и советской культуры.
Особо стоит отметить, что в училище уделялось внимание не только обучению воспитанников. Преподаватели культивировали в учащихся идеалы политической свободы и гражданского долга. Этот период жизни, как следует из биографии Мандельштама Осипа Эмильевича, и определил его будущее.
Здесь он начал писать стихи, увлекся музыкой и театром. Несомненно, интерес к поэзии у Осипа возник под влиянием символиста В. В. Гиппиуса, который преподавал в училище русскую литературу. Мандельштам переписывался с ним и после окончания учебы.
Революцию 1905 года мятежный юноша воспринял как доблестное пробуждение народа. Разгром российского флота в Цусимском сражении всей революционной Россией было встречено ликованием, и Мандельштам кричал «ура» вместе со всеми. В шестнадцать лет он с пламенными революционными речами выступал на рабочих собраниях. Его кумиром был Савинков: эсеры казались Осипу романтичнее эсдеков.
В альманахе училища в 1907 году были напечатаны два пламенно-революционных стихотворения юного поэта.
Европа
После училища Мандельштам хотел вступить в боевую организацию эсеров, но получил отказ: слишком молод. Неизвестно, как бы сложилась его жизнь, если бы удалось осуществить эту полудетскую мечту. Возможно, в этой статье была бы описана биография Мандельштама – пламенного революционера.
Родители, каким-то образом узнав о его революционных увлечениях, спешно отправили Осипа в Европу. Предлог был весомым: мальчик с детства не отличался крепким здоровьем, у него были стенокардия и астма.
Осип полгода провел в столице Франции, слушая лекции в Сорбонне; год проучился в Гейдельбергском университете, изучая старо-французскую словесность и искусство эпохи Возрождения; два месяца – на лечении в берлинском санатории.
В Париже он познакомился и подружился с Гумилевым, оказавшим большое влияние на дальнейшее литературное творчество Осипа. Там же Мандельштам начал, кроме стихов, писать прозу.
В этот период происходит и окончательный выбор Осипа Мандельштама: если раньше он метался между религией, революцией и поэзией, к 1910 году, по свидетельству Каблукова С. П., избавился от своего наивно-восторженного отношения к революционной деятельности и в будущем видел себя только поэтом.
В 1910 г. стихи Мандельштама опубликованы в журнале "Аполлон".
Из путешествий по Европе в его поэтическую символику войдет и навсегда в ней останется образ готической архитектуры как стремление человеческого духа ввысь.
Возвращение в Россию
В 1911 году Мандельштам вернулся в Россию. Продолжение образования в Европе стало невозможным из-за финансовых трудностей семьи.
В те годы в России существовала квота на прием в высшие учебные заведения иудеев. Чтобы ее обойти и продолжить образование в Санкт-Петербургском университете, Мандельштам принимает крещение. Он выбирает не православие или католицизм, а протестантство.
Мандельштам и религия
Как следует из биографии Осипа Мандельштама, это был переломный момент в жизни, определивший, по сути, всю его дальнейшую судьбу и приведший в итоге на архипелаг ГУЛАГ.
Полуеврей-полурусский, он не впитал с детства русскую или европейскую культуру, равно как и религиозность православия или иудаизма. Стихи, Европа, крещение — для молодого человека это было символом приобщения к культуре. Но не к данной по наследству от родителей и предыдущих поколений. Это был его личный выбор, ощущение внутренней свободы и ценности своего "Я".
Эстетика его творчества стала выражением свободного выбора. Единство стало для Мандельштама синонимом культуры. Христианство, по мнению поэта, больше дает человеческой душе, чем иудейская религия. В католицизме понтифик символизирует целостность европейского мира. Поэтому так привлекательны Рим, Европа и готическая архитектура.
Осип выбрал крещение в протестантстве. Он решил дистанцироваться и от православия, и от католичества. У любого человека того времени религия занимала едва ли не главное место в жизни. Но для Осипа Мандельштама она была лишь частью общечеловеческой культуры.
Гильдия поэтов
Акмеизм, или "Гильдия поэтов", был переходной поэтической школой, возникшей в 1910 году в России. Основные положения этого поэтического направления впервые были озвучены Михаилом Кузьминым в его эссе 1910 года "О прекрасной ясности". Идеал ясности акмеисты противопоставляли творчеству поэтов-символистов, которые в своих стихах четкие и ясные эпитеты заменяли символическими намеками.
В 1913 году Осип Мандельштам опубликовал манифест "Утро акмеизма", в котором определил его как "тоску по мировой культуре". Он призывал вернуться к использованию ясных, точных и конкретных образов в стихах. Основными поэтами этого направления русской поэзии стали Гумилев, Ахматова, Мандельштам и Георгий Иванов.
Сборник стихов Мандельштама "Камень" является лучшим среди всех, написанных поэтами-акмеистами.
Пожалуй, период 9011-9016 годов стал самым в светлым в биографии Мандельштама. Творчество его не ограничивалось никакими идейными рамками, Осип писал стихи, прозу, переводил...
Поэзия Мандельштама
Поэзия Мандельштама обладает необыкновенным чувством равновесия. Свободное объединение идей иногда кажется хаотичным, но всегда оставляет чувство гармонии. Он не пишет эпические полотна, он лирик до мозга костей, но в его стихотворениях объективно отражена наиболее важная часть объективной русской истории.
У Осипа в поэзии, как и в жизни, был свой путь. Он умел связать рифмой крайнюю внутреннюю утонченность с простым разговорным языком. Его европейские элементы, которые он так любил и нередко вставлял в свои стихи, естественно сливаются с элементами русской поэтической традиции.
Словесная ткань поэзии Мандельштама сложна, как мозаика. Но поток образов никогда не маскирует чувства поэта, а обнажает их во всей силе.
Иногда стихи кажутся очень хрупким, но из-под кружева слов вдруг блеснет несокрушимая сила духа.
Эпиграмма на Сталина
Осип Мандельштам никогда не был лоялен к правительству большевиков и не скрывал этого. Его поэзия никогда не соответствовала официальной доктрине социалистического реализма.
Чем больше усиливались репрессии в стране "победившего социализма", тем резче отзывался Мандельштам в своих стихах на окружающую реальность.
В 1933 году, во время отпуска в Крыму, он стал свидетелем результатов сталинской коллективизации: тысячи людей, умирающие от голода. Тогда он написал эпиграмму на Сталина. Стихотворение не было записано, Осип Эмильевич читал его по памяти. Очевидно, отсутствие автографа спасло его от казни во время первого ареста. Но Сталин прощать не умел. Он подарил еще 4 года тяжелой жизни, прежде чем привести приговор в исполнение.
Когда Осип прочел эпиграмму "Горец" Пастернаку, тот сказал: "Это не поэзия. Это шестнадцать строк самоубийства". И просил Мандельштама никогда никому больше их не читать. Но ни инстинкт самосохранения, ни просьбы друзей не могли подавить в Мандельштаме мощного стремления к свободе, даже гибельной.
Аресты: первый и второй
В 1934 году Мандельштама арестовали и сослали в Чердынь. С ним добровольно поехала супруга. Как гласит биография Мальденштама, первый приговор был на удивление мягким.
В мае 1937 г. Мандельштаму разрешили вернуться в Москву. А в 1938 году он был арестован вновь, обвинен в "контрреволюционной деятельности" и приговорен к пяти годам исправительных лагерей. Его этапировали во Владивосток, откуда лежал путь на Колыму.
В октябре 1938 г. он передал супруге записку, в которой сообщал о плохом состоянии здоровья, холоде и истощении. 27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере "Вторая Речка".
Пророчество Мандельштама
Как-то раз Осип Эмильевич сказал, что только в России уважают поэзию настолько, что за нее убивают людей. В какой еще стране поэзия является столь распространенным мотивом для убийства?
В течение 20 лет после смерти поэта его имя было запрещено. Только во второй половине XX века творчество Мандельштама получило широкую известность и высокую оценку. В конце XX и начале XXI века памятники поэту были возведены в Москве, Владивостоке и Воронеже.