Польско-белорусский поэт Адам Мицкевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Среди литераторов-классиков очень много англичан, французов, немцев, американцев. Можно навскидку привести сразу несколько имен. А если попросить человека назвать поэта или писателя из Польши, большинство, вероятно, затруднится с ответом. Между тем, среди польских авторов есть как минимум один человек, который заслуживает того, чтобы его имя было у всех на устах, и это Адам Мицкевич. Биография поэта предлагается к ознакомлению далее.
Детские годы польского классика
Адам Бернард - таково полное имя литератора - появился на свет в небольшом городке Новогрудке. Сейчас в том месте, где родился Адам Мицкевич, расположен его дом-музей.
Счастливое это событие произошло в конце декабря 1798 года, в семье обедневшего шляхтича Миколая, который, чтобы прокормить семью, работал в Новогрудке адвокатом. Литовский род Мицкевичей был старинным, уважаемым и известным в Беларуси (Новогрудок сегодня относится именно к этой стране). Мать будущего поэта звали Барбарой, она тоже принадлежала к известной шляхте, а по происхождению была еврейкой – так что евреем был и сам Адам Мицкевич (еврейство устанавливается по матери).
С семи и до неполных семнадцати лет юный Адам посещал доминиканскую школу. Учиться ему нравилось, он схватывал знания на лету и отлично успевал по дисциплинам, а в более старших классах всей душой полюбил литературу. Именно тогда, в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, мальчик попробовал впервые сложить поэтические строки. Стихи Адама Мицкевича тех лет нельзя назвать воплощением гениальности и литературного совершенства, однако в них - уже тогда! - прослеживается прекрасное владение словом, впоследствии ставшее отличительной чертой сочинений поэта.
Учеба в университете
Как уже упоминалось выше, семья Мицкевичей особыми богатствами не владела, а потому выучиться профессии за деньги Адам даже не помышлял. Ему, впрочем, несказанно повезло: благодаря своему усердию, тяге к знаниям и трудолюбию молодой Мицкевич получил казенную стипендию и смог попасть в Виленский университет. Согласно биографии Адама Мицкевича, его обучение там началось в 1815 году.
Забавно при этом, что поначалу юноша выбрал в качестве предмета своего интереса физику с математикой, невзирая на явное тяготение к литературе. Было очень сложно. Тем не менее год на подобном профиле выдержать он смог, а затем все ж таки перевелся на историю и филологию. Именно на этом факультете - словесном - сложилось собственное и однозначное мировосприятие Мицкевича.
Участие в кружках
В светлой биографии Адама Мицкевича есть и "темное пятно" - и это политика. В стенах Виленского университета в то время активно процветали студенческие организации филаретов и филоматов (цель этих кружков была единой – просвещение, самосовершенствование, взаимопомощь). На своих собраниях эти студенты читали литературу, говорили о родном языке - но и не только. Будучи убежденными патриотами - а это явственно отличало всех членов подобных кружков, - студенты-филоматы и филареты выступали за сохранение родного языка, за создание национального достояния, за помощь нуждающимся. Все эти пункты входили в политическую программу данных кружков, которые вели политически активную жизнь.
После окончания университета
В 1819 году Адам Мицкевич выпустился из университета. Ему тут же предложили пройти педагогическую практику - и отправили в Каунас, подальше от происходивших в университете событий и царящей в нем атмосфере. Таким образом руководство университета хотело пресечь общение Мицкевича с членами тайных организаций и не позволить ему участвовать в них. Кто знает, возможно, таким шагом университетские начальники хотели защитить Мицкевича, понимая его талант, хотели обезопасить его, ведь судьба любой тайной организации и ее участников, по большому счету, является предрешенной. Помог ли такой "ход конем" Мицкевичу избежать определенных проблем, мы скажем далее, а вот что несомненно, так это то, что благодаря подобной "ссылке" стало возможным говорить о поэзии Адама Мицкевича как о самобытном явлении. Именно там, в Каунасе, он стал активно и много писать; именно там родились его первые произведения в жанре романтизма - баллады и поэмы, выражающие умонастроения и мировоззрения начинающего литератора. Как раз в те годы он написал ряд стихотворений, ставших программными. Среди них можно выделить "Оду к юности", например, сочиненную в 1820 году.
Учителем Адам Мицкевич трудился четыре года - вплоть до 1823-го. А потом... Потом грянула буря.
Дело филоматов и филаретов
В 1821 году пост попечителя Виленского университета занял прежний сподвижник Александра Первого, граф Николай Новосильцев. Это был весьма деятельный и жаждущий славы мужчина, а потому он рьяно взялся за изобличение возможных существующих в университете тайных организаций. Спустя два года ему удалось-таки докопаться до сути - филареты и филоматы были арестованы, а вместе с последними - вернее, по причастности к ним - и молодой поэт Адам Мицкевич, стихи которого только-только начинали набирать популярность (за год до того вышел первый сборник поэтических сочинений нашего литератора). Попытка прежнего руководства уберечь талантливого поэта ни к чему не привела - Новосильцев был неутомим в своей кипучей деятельности по "ловле преступников" (заметим в скобках, что он проявлял настолько сильную агрессию и жестокость по отношению к молодежи, что, по мнению многих, именно подобная его политика повлияла на произошедшее в 1830 году в стенах вуза восстание).
Итак, Мицкевич был арестован. Его посадили в тюрьму - прежде в том здании находился бывший базилианский монастырь Святой Троицы. В заключении Мицкевич провел не так много, как некоторые иные участники организации - всего около года, - но, должно быть, пережил немало неприятных минут. Тем не менее для Адама Мицкевича данное дело кончилось максимально мирным путем - в 1824 году, весной, он был выпущен из тюрьмы на поруки своих друзей, которые и заступились за него, а затем, через полгода, отправлен из Литвы в изгнание.
Вынужденная ссылка
Конечно, ссылкой в прямом смысле слова отъезд Мицкевича из Литвы назвать нельзя. Он не был ограничен в передвижениях, да и вообще, по сути, не имел никаких запретов, кроме как жить в Литве. Поэтому первые пять лет своего изгнания Мицкевич провел в России, где успел поочередно пожить в Санкт-Петербурге, Одессе, Москве и снова в Санкт-Петербурге. Где бы ни находился Мицкевич, он не забывал про творчество. Впрочем, думал поэт и про хлеб насущный, на который необходимо заработать. А зарабатывал он служа в канцелярии одного военного генерал-губернатора.
Ничего запретного и нелегального Адам Мицкевич в России не предпринимал. Но и тихой мышкой не сидел - вел достаточно активную общественную жизнь, заводил новые знакомства. Так, например, сблизился он с декабристами - такими как Константин Рылеев или Александр Бестужев, - с разными литераторами, в том числе и с Александром Пушкиным, а также с князем Петром Вяземским.
В 1829 году литератор предпринял более дальнее путешествие, нежели из одного российского города в другой. Он выехал за границу, тем самым решившись на эмиграцию.
Жизнь зарубежная
Согласно биографии Адама Мицкевича, после отъезда из России он жил то в Германии, то в Швейцарии, то в Италии. Первоначально он собирался примкнуть к участникам польского восстания 1831 года, однако сделать этого ему по ряду причин не удалось. Какое-то время после этого, перекантовавшись в Дрездене, Мицкевич перебрался во Францию, которая и стала его приютом, его домом на долгие годы.
Понятно, что даже в эмиграции Мицкевич не оставлял свое творчество. Однако, помимо стихосложения, во Франции литератор стал заниматься и публицистикой. Кроме того, он активно сотрудничал с польской эмиграцией.
Первые годы жизни во Франции Мицкевич обитал в ее сердце - Париже, однако чуть позже, а если говорить конкретно, то в 1839-1840 учебном году, по приглашению уехал в Лозанну (Швейцария). Там в течение года литератор читал студентам курс по латинской литературе. После годовалого эксперимента в этой области Адам Мицкевич вернулся в Париж, но преподавание не оставил. Поэта взяли в Коллеж де Франс (учреждение, где можно пройти бездипломные курсы для получения высшего образования) читать славянскую словесность - и показательно, что именно он стал первым профессором данной дисциплины.
Преподавать и быть профессором Мицкевичу было приятно; тем досаднее, что он не смог долго удержаться на этом месте. Виной всему случай. В 1841 году Адам Мицкевич познакомился с идеями некоего польского мессианиста Анджея Товяньского, которые носили название "товянизм". Суть этих идей, если описывать их очень кратко, заключалась в следующем: стремление к реформированию мира; убеждение, что поляки выгодно отличаются от прочих народов мира и обладают выдающимися способностями, а также, что у некоторых стран (в том числе, разумеется, и у Польши) есть особая миссия (у Польши - быть Мессией, искупить человеческие грехи и быть за это распятой); вера в то, что высшие силы и Господь Бог действуют на Земле через своих посланцев в человеческом обличье, коих немного - а среди них Наполеон Бонапарт и сам Анджей Товяньский. Эти взгляды произвели глубочайшее впечатление на Адама Мицкевича и буквально поработили его. Он стал ярым адептом товянизма (иначе говоря, товианства), яро пропагандировал его везде, где можно и нельзя. За что в итоге и поплатился - был отстранен от чтения лекций в Коллеж де Франс спустя четыре года, в 1845 году. Тем не менее еще семь лет в университете Адам Мицкевич продержался, хоть лекции и не вел. Лишь в 1852 году литератора, перевалившего к тому времени за пятидесятилетний рубеж, отправили в отставку.
Последние годы жизни Адама Мицкевича
Уйдя в отставку, литератор получил место библиотекаря, а также издавал в Париже газету "Трибуна народов". Через три года, весной 1855 года, после ухода из жизни супруги, Мицкевич отправился в Константинополь. Там он хотел создать новую организацию по борьбе с русскими в Крымской войне. Но не успел - заразился холерой, в результате чего в конечном итоге и скончался осенью того же года. И если изначально на вопрос: "Где похоронен Адам Мицкевич?" можно было с уверенностью отвечать - в Париже, то теперь это не так. Останки литератора перевезли в Краков, где он и покоится в Вавельском кафедральном соборе с 1890 года.
Поэтическая жизнь
Как уже говорилось выше, среди произведений Мицкевича много программных, таких, что считаются теперь классическими, важнейшей вехой в его творчестве. К подобным сочинениям можно отнести довольно много его опусов, среди них поэма "Конрад Валленрод", драма "Дзяды", эпопея национального характера "Пан Тадеуш" - она считается главным произведением поэта. Не стоит забывать и про сборники стихотворений - наиболее знаковыми считаются "Баллады и романсы", а также "Крымские сонеты".
Важным моментом в творчестве Адама Мицкевича является тот факт, что поэт сформировал свою личную программу, целиком и полностью основанную на различных легендах и верованиях. Романтический мир, мир грез и фантазий, мир, где балом правят чувства - вот что лежало в основе убеждений поэта, нашедших отражение в его творчестве. Интересно при этом, что определить жанровую принадлежность любого подобного произведения у Мицкевича достаточно непросто, границы словно размыты и жанры наслаиваются друг на друга.
Мицкевич писал на нескольких языках. Польский язык был, несомненно, в приоритете. Исследователи творчества поэта отмечают, что он сам называл язык своих произведений чаще всего польским, а иногда - литвинским. Тем не менее ученые-литературоведы утверждают, что это не "чистокровный" польский язык, а с вкраплениями белорусских элементов из местных говоров, так называемых провинциализмов, которые внедрялись им, разумеется, намеренно.
Интересно, кстати, что именно Мицкевичу жители Литвы обязаны появлением в их арсенале некоторых имен - Мицкевич хорошо владел литовским и придумал несколько новых женских имен, сложив их из существующих слов. Так, например, получившее распространение не только в Литве, но и в Польше имя Гражина образовалось из слова "красивая" (grazi), а еще одно популярное в Литве имя Живиле - от "двигаться" и "надежда" (zygiuoti и viltis соответственно).
Переводы работ Мицкевича
Адама Мицкевича переводили на многие языки мира, и в их числе, разумеется, белорусский и русский. Русскоязычными вариациями произведений поэта мы обязаны многим - и Александру Пушкину, который блестяще перевел одну из сложных стилистически и грамматически баллад Мицкевича, и Аполлону Майкову, и Ивану Козлову, и Игорю Северянину, и Давиду Самойлову и еще очень большому числу профессиональных переводчиков и литераторов разных эпох и поколений.
Сочинения Адама Мицкевича на белорусском языке появились благодаря стараниям также немалого количества людей. Среди них можно выделить Петра Бителя, Александра Ельского, Бронислава Тарашкевича и так далее.
Помимо двух вышеозначенных языков, книги Адама Мицкевича можно прочитать на литовском, чешском, украинском, эсперанто и так далее.
Влияние на культурную жизнь
Лишним будет говорить о том, насколько велико оказалось влияние Адама Мицкевича как на литературу Польши в частности, так и на культуру этой страны в целом. В мировой литературе следующих столетий можно без труда найти немало аллюзий, указывающих на его творчество и его мысли. В польском кинематографе одним из культовых фильмов считается лента, снятая именно по его произведению ("Пан Тадеуш", 2000 год). А польский классический театр весь основан именно на работах Мицкевича.
Личная жизнь литератора
Конечно, как и у многих творческих людей, для Мицкевича на первом плане были творчество, карьера, но тем не менее ничему человеческому он тоже не был чужд - разумеется, и влюблялся, и грезил, и страдал, как любой другой человек.
Личная жизнь Адама Мицкевича, несмотря на то, что находилась несколько "на задворках", тем не менее была достаточно насыщенной. Впервые полюбил поэт еще в студенчестве - красавицу Марылю, дочку судьи. Она ответила ему взаимностью, однако счастье их не продлилось долго - родители сосватали Марылю за богатого жениха. Мицкевич еще много лет сохранял теплые чувства к этой девушке и называл ее своей музой.
А сам женился он лишь в 1834 году, на девушке по имени Целина, которая родила ему шестерых детей – двух дочек, Марию и Хелену, и четверых сыновей – Юзефа, Яна, Александра и Владислава (последний стал значимым деятелем польской эмиграции, в том числе основал журнал для эмигрантов L’Esperance). Доподлинно неизвестно, питал ли он к супруге нежные чувства – такие же, как к Марыле, однако жили они дружно. Их брак закончился со смертью Целины в 1855 году – Адам Мицкевич пережил жену лишь на несколько месяцев.
Память о польско-белорусском классике
Поскольку влияние Адама Мицкевича как на польскую, так и на мировую литературу довольно велико, неудивительно, что память о нем и по сей день живет во многих местах. Так, в Париже с 1903 года существует музей Адама Мицкевича. Его основал сын поэта Владислав - там хранятся личные вещи его знаменитого отца. Музей поэта есть и в его родном городе Новогрудке, и в Вильнюсе.
А сразу в нескольких населенных пунктах - Кракове, Познани, Варшаве, Тбилиси, Львове, Одессе, Ивано-Франковске, Париже, Гродно, Минске и ряде других - стоят памятники Адаму Мицкевичу. В некоторых городах есть улицы, названные в его честь (в том числе, например, в Бердянске, Гродно, Лиде, Киеве и так далее). Его имя носит кратер на Меркурии, а в Варшаве и Познани действуют университеты имени Адама Мицкевича.