Эрих Мария Ремарк: биография, личная жизнь, творчество, лучшие произведения

Эрих Мария Ремарк (годы жизни - 1898-1970) был загадкой, человеком, полным противоречий. Он восхищался стильными женщинами, импрессионистским искусством, старинным кабриолетом Lancia и модным Bugatti, а также китайским искусством из династии Тан и был одержим пацифизмом, свободой слова и неприкосновенностью частной жизни. Второе имя, данное ему при рождении, Пауль, он заменил на Марию, имя своей матери. Имя Пауль он увековечил в образе Пауля Боймера, главного действующего лица своего романа, который переживает ужасы траншейной войны – газовые атаки хлором, штыки, танки, огнеметы, изуродованные собаки и лошади, голод, дизентерия, вши, тоска, растерянность и отчаяние.

Характерные черты творчества

Представитель добропорядочного «потерянного поколения» Гертруды Стайн, Ремарк пережил две мировые войны. Как и Хемингуэй, в своем творчестве он много внимания уделял воюющему солдату, жертве войны. Характеризуя своих современников как «жестких... боящихся чувств, не доверяющих ничему, кроме неба, деревьев, земли, хлеба, табака, которые никогда не обманывали ни одного человека», он попытался изгнать свою собственную послевоенную травму, воссоздавая на бумаге аморфный ад Западного фронта.

Ремарк с отцом

Ранние годы жизни

Его жизненный путь был долгим и насыщенным событиями. Отцом Эриха Пауля Ремарка (после смерти матери он сменил имя) был переплетчик и мастер-машинист Петер Франц Ремарк, мать звали Анна Мария Ремарк (Шталькнехт в девичестве). Родители были потомками набожных французских католиков, экспатриированных в Рейнскую область после Французской революции.

Он появился на свет 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Вестфалия, процветающем промышленном городе на северо-западе Германии, в двадцати пяти милях от Нидерландов.

Ремарк был третьим ребенком в семье. Старшей была сестра Эрна, после нее в 1896 году родился Теодор Артур, умерший в возрасте пяти лет. В 1903 году появилась Эльфрида, его младшая сестра. Все дети, воспитанные в строгой католической семье, посещали местную Präparande, приходскую школу, где будущий писатель часто сталкивался со школьным руководством, особенно с профессором Коншореком, которого он позже использовал при создании образа Канторека. Чтобы заплатить за школьные учебники, рыбу для своего аквариума и некоторые детские прелести, Ремарк, будучи талантливым пианистом и органистом, давал уроки игры на фортепиано молодым девушкам, которых часто больше интересовала его внешность, чем педагогика.

Когда позволяло время, он собирал бабочек, камни и штампы, был членом гимнастического клуба, ловил рыбу в реке Поггенбах, демонстрировал фокусы, занимался сочинением стихов и эссе.

Эрих Мария Ремарк

Юность

За исключением работы в системе школьного образования, у мужчин социального класса, к которому принадлежало семейство Ремарков, возможности профессионального выбора были невелики. В силу необходимости он в 1913 году поступил на курсы начального образования в Лерерсеминаре. В 1915 году Эрих вместе с несколькими другими идеалистами образовал литературное братство, сплотившись вокруг наставника Фрица Херстемейера. В следующем году его очерк о юных кадетах «Со времен молодости», поэма «Я и ты» и рассказ «Леди с золотыми глазами» были напечатаны в газете «Оснабрюк».

Военное время

Биография Эриха Марии Ремарка наполнена драматическими событиями. 26 ноября 1916 года, вскоре после того, как он получил тридцать баллов на конкурсе эссе, его призвали в армию в качестве пехотинца, и он прошел базовую подготовку в лагере Вестерберг в Оснабрюке. Затем его перевели в Целле, оттуда он приезжал в больницу навещать свою мать, больную раком. Она скончалась от болезни в сентябре 1917 года.

Еще до этого печального события, в июне, Ремарк в качестве линейного работника занимался строительством бункеров, дотов и землянок за фронтом Аррас, к востоку от леса Хутульст и к югу от Хандзаэме, часто работая ночью, чтобы избежать снайперского огня.

Жизнь в окопах

15 июля 1917 года подразделение, где служил Эрих, продвинулось во Фландрию, чтобы принять участие в одном из самых жестоких сражений Первой мировой войны. Траншейная война избавила его от юношеского идеализма, особенно после того, как он вытащил своего приятеля Троске из-под вражеского огня и тот умер из-за осколочного ранения в голову.

В течение пяти месяцев под проливным дождем союзные и германские войска сражались друг с другом. За четыре месяца две армии записали на свой счет 770 000 жертв, многие из которых были новобранцами.

Ремарк во время Первой мировой

Ранение

Ремарк с осколками гранаты в шее, левом колене и правом запястье вышел из боя 31 июля и был эвакуирован военным поездом со станции в Туре в больницу Святого Винсена в Дуйсбурге, недалеко от Эссена. Какое-то время он подрабатывал уборщиком. В нерабочее время он встречался с дочерью офицера, приступил к написанию своего первого романа и положил на музыку стихи Людвига Бате. Присоединившись в октябре к отряду пехоты, он был объявлен годным для службы всего за четыре дня до перемирия.

Послевоенная жизнь

Уволившись в 1918 году с медицинской службы, он перенес послевоенную травму и разочарование. Это был тяжелый период в биографии Эриха Марии Ремарка. Ранение положило конец его надеждам на карьеру концертного пианиста, а сам он продолжал скорбеть по поводу смерти его матери. Какое-то время он незаконно выдавал себя за первого лейтенанта, которого сопровождала овчарка Вольф. Время от времени он экстравагантно одевался и носил монокль. Он поселился в специальном заведении для ветеранов, где возглавлял студенческую ассоциацию, которая восстала против того, что с ветеранами войны обращались, как с подростками.

Дальнейшая биография

Эрих Мария Ремарк 25 июня 1919 года со средними оценками окончил учебу, специализируясь на стихах Гете и народных песнях Гердера. В течение этого года он написал три стихотворения - «Острый минор», «Ноктюрн» и «Расставание», три эскиза - «Ингеборг: пробуждение», «Прекрасный незнакомец» и «Час освобождения» и два очерка - «Природа и искусство» и «Сирень». Он также получил свое первое назначение в качестве заместителя учителя, проработав на этой должности с 1 августа по 31 марта 1920 года в Лене. В газете Оснабрюка было опубликовано его стихотворение «Вечерняя поэма». Также вышел роман, о котором он позже пожалел, «Логово снов». В нем описывался довоенный литературный кружок Ремарка, и он был настолько сентиментальным, что автор попросил, чтобы его издатель Уллштейн купил все непроданные копии. После месячной безработицы Ремарк с 4 мая по 31 июля 1920 года работал педагогом в Кляйн-Берссене. 20 августа он получил должность в Нане; однако вскоре ему стало скучно, он был недоволен и ушел в отставку 20 ноября.

Ремарк с Марлен Дитрих

Выполняя небольшие задания, включая игру на органе в часовне Михаэлиса (психиатрическое учреждение), продажу тканей, написание художественных обзоров для Die Schönheit и резьбу надгробий для братьев Фогт, писатель Эрих Мария Ремарк переехал в Ганновер в октябре 1922 года, чтобы работать на Continental Rubber в качестве редактора и автора юмористических заметок и стихов для внутреннего журнала Echo Continental. В его обязанности входило путешествие по всей Европе вплоть до Турции. Три года спустя он опубликовал стихотворение «Женщине».

В 1925 году начался первый перерыв в работе в качестве репортера и помощника редактора журнала Sport im Bild («Спорт в картинках»). Ради того, чтобы обеспечить себе социальную известность, Ремарк заплатил барону фон Бухвальду за усыновление, чтобы он мог добавить к своему резюме благородное происхождение, герб и визитную карточку.

В том же году сложилась и его личная жизнь. Эрих Мария Ремарк 14 октября женился на двадцатичетырехлетней танцовщице и актрисе Ильзе Ютте Замбоне, привлекательной, модной женщине итальянско-датского происхождения. В 1927 году он опубликовал в журнале роман тривиального любителя автомобилей «Станция на горизонте».

Карьера писателя

В это же время, скрывая послевоенную травму под публичными проявлениями остроумия и элитарности, он все еще переживал муки военного времени, что повлияло на его творчество.

Эрих Мария Ремарк в течение пяти недель сочинил Im Westen nichts Neues (буквально «На Западе - ничего нового»), который по частям публиковался в журнале Vossische Zeitung с 10 ноября по 9 декабря 1928 года, а затем был издан как роман. Хотя издатели скептически относились к тому, что послевоенный читатель все еще интересовался Первой мировой войной, в том же году разошлось полтора миллиона экземпляров пацифистского бестселлера Ремарка, который у нас знают под названием «На Западном фронте без перемен». Тогда же он был переведен на двадцать девять языков.

Немецкая лига офицеров, услышав о выдвижении Ремарка на Нобелевскую премию, поставила под сомнение мудрость шведского комитета при рассмотрении этого предложения. Самые сильные голоса против Ремарка принадлежали национал-социалистической партии, ультранационалистической группе, которая обвинила его в намеренном создании антигероя с целью очернить войну и в унижении Германии. Ремарк отказался от интервью, назвав свою работу неполитической.

Следующее десятилетие было еще более беспорядочным. В 1930 году он развелся с Юттой; однако они остались жить вместе и переехали в Каса Ремарк в Порто Ронко, на швейцарское озеро Маджоре.

Именно в этом году Ремарк сделал свой первый шаг к кинематографу, работая с Universal Studio над черно-белой версией «Все тихо» (по книге «На Западном фронте без перемен»). Фильм был разрекламирован Национальным советом кинокритиков и назван картиной года. В нацистской Германии фильм был запрещен.

Ремарк с Ингрид Бергман

Противостояние с нацистами

В 1931 году Ремарк опубликовал «Дорогу назад», которая по тональности и теме перекликается с романом Хемингуэя «И восходит солнце», произведение описывает медленный процесс восстановления. Но война продолжала преследовать Ремарка. Поскольку он был искренним патриотом, то выступал против попыток Германии разжечь еще одну мировую войну. Погруженный в старинные египетские артефакты, венецианские зеркала, музыку и бесценные картины Сезанна, Домье, Пикассо, Дега, Тулуз-Лотрека, Матисса, Писсарро, Ренуара и Ван Гога, Ремарк пытался игнорировать ненависть к пропагандисту Гитлера, Йозефу Геббельсу, который хотел наказать писателя за антивоенные настроения. Геббельс связывал Ремарка с евреями и коммунистами. Он также обвинил его в незаконном вывозе денег из страны, сокрытии еврейского происхождения, защите интернационализма и марксизма и порче памяти о героях, убитых при Ипре, во Фландрии и во Франции. В 1933 году фанатики сожгли на Обернплатц его чучело. В том же году вместе с книгами Томаса Манна, Эрнеста Хемингуэя, Джеймса Джойса, Максима Горького, Бертольта Брехта и Альберта Эйнштейна «На Западном фронте без перемен» превратилась в пепел перед Берлинским оперным театром. По иронии судьбы советская Россия запретила книгу в 1949 году.

Ремарк в последние годы жизни

В 1931 году было опубликовано его продолжение, «Три товарища», превозносящее добродетели дружеских отношений на поле битвы. Он входит в число лучших произведений Эриха Марии Ремарка. В январе 1938 года его бывшая жена Ютта могла остаться без швейцарской визы, что грозило принудительным возвращением в Германию. Ремарк женился на ней во второй раз и вел переговоры об открытых отношениях, которые предоставляли бы каждому из них свободу. В июне Ремарка лишили немецкого гражданства. Позже он жил в Париже и Антибе. В ответ на растущие антинацистские настроения в 1939 году в Соединенных Штатах был переснят фильм «Все тихо» 1930 года. Еще две книги Эриха Марии Ремарка были экранизированы американцами – «Дорога назад» и «Три товарища».

Следует сказать, что его произведения наполнены особой мудростью. Даже те, кто не читал их, скорее всего знакомы с цитатами Эриха Марии Ремарка:

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил. («Триумфальная арка»)

Смерть одного человека – это смерть, а смерть двух миллионов – это только статистика. («Черный обелиск»)

Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом. («Три товарища»)

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда. («Триумфальная арка»)

Жизнь в Америке

Здесь начался новый этап его биографии. Эрих Мария Ремарк, незадолго до того, как Гитлер спровоцировал войну вторжением в Польшу, слишком гордый, чтобы принять предложенное немецкое гражданство, сбежал из гестапо, путешествуя по проселочным дорогам через Францию, плавал по панамскому паспорту на борту «Королевы Марии» и въехал в Нью-Йорк как звезда литературы. Он собирал материал для работы из многочисленных острых историй, которые рассказывали ему друзья-экспатрианты.

В Лос-Анджелесе он вел активную общественную жизнь, проживая в колонии немецких экспатриантов в западной части города до 1942 года, когда он переехал в нью-йоркский отель Ambassador и в конечном итоге в квартиру на 57-й Восточной улице, которую он считал своим постоянным домом. Он подружился с Гретой Гарбо, Чарли Чаплином, Коулом Портером, Ф. Скоттом Фицджеральдом и Эрнестом Хемингуэем. Казалось, наступил благоприятный период в биографии Эриха Марии Ремарка. Но и здесь его настигло несчастье: его сестра, модельер Эльфрида Шольц, была обезглавлена в берлинской тюрьме. Извращенным оскорблением нацистов был счет на девяносто марок, посланный ему палачом.

После окончания войны Ремарк опубликовал «Триумфальную арку» (1945), главный роман, в котором рассказывалось о борьбе изгнанников перед Второй мировой войной. Роман выдвинул на первый план стоическую, экзистенциальную силу Равича, одного из его самых незабываемых главных героев. Позже, в 1952 году, он вернется к смерти своей сестры Эльфриды, посвятив свой следующий роман ей, жертве нацистской мести.

В 1954 году вышла книга Эриха Марии Ремарка «Время жить и время умирать», посвященная его близкому другу, а затем и его жене Полетт Годдар. Сокращенная немецкая версия этого романа вызвала споры, потому что редакторы вырезали полный ужаса резкий взгляд писателя на нацистское извращение национальной души. В 1955 году Ремарк написал сценарий «10 дней, чтобы умереть» для фильма Майкла Мусманно под названием «Последний акт» , который был снят австрийской компанией и изображал последние дни Гитлера. В том же году «Последняя станция», единственная пьеса Ремарка, была показана под названием «Берлин-1945» в берлинском Театре Возрождения во время культурного фестиваля.

Будучи гражданином США с 1947 года, Ремарк добивался дружеского развода с Юттой в Хуарес, Мексика, в 1957 году. 25 февраля 1958 года он женился на актрисе Полетт Годдар.

Ремарк со второй женой

Поздние годы

В 1960-е годы Ремарк превратил рассказ «За гранью» в роман, который он назвал «Небеса не знают любимчиков» («Жизнь взаймы»). В нем описана история любви между молодой пациенткой госпиталя и гонщиком. В следующем году он написал «Ночь в Лиссабоне», которая была посвящена теме эмигрантов без гражданства и отразила безродность многих его соотечественников.

Ремарк и его работа оставались близкими к киноиндустрии в течение 1960-х годов. За всю свою жизнь он писал сценарии и снимался в фильмах, получив прозвище Король Голливуда.

Годдар поддерживала его в период реабилитации после артрита, инсульта и хронической сердечной недостаточности, пока он не умер от аневризмы аорты в больнице Св. Агнеса, Локарно, Швейцария, 25 сентября 1970 года.