Франц Шуберт: биография и творчество

Вы когда-нибудь были в Австрии? Если да, то вы обязательно проходили через улицы Шубертгассе или Шубертштрассе или отдыхали в тени лип Шуберта, потому что многие липы были посажены в память о композиторе. Биография Франца Шуберта объяснит, почему его именем нынче названо буквально все в Австрии.

Признание

Что бы сам Франц Шуберт сказал о той популярности, которая окружает его сегодня? Возможно: «Ну наконец-то! Вам понадобилась вечность, чтобы понять, что я музыкальный гений!» Или, может быть, он просто покачает головой и уйдет в свою комнату, тихо и незаметно, и будет делать то, что он всегда делал: сочинять.

Портрет Франца Шуберта

Мы не знаем, но можем рассказать о самом важном в кратком содержании биографии Шуберта. Композитор получил за свою жизнь слишком мало признания. Хотя многие снова и снова замечали, насколько он талантлив. Даже в детстве.

Вундеркинд

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в неблагополучном районе Вены под названием Лихтенталь. Он родился на кухне в крошечной 1,5-комнатной квартире, двенадцатым из четырнадцати детей. Девять из четырнадцати братьев и сестер умерли в детстве. Смерть и нищета - одни из первых переживаний, которые испытывал маленький Франц.

Но, к счастью, в его родительском доме всегда было нечто, что воспитывало его, что давало ему надежду и вдохновение: музыка. Его отец, учитель, увлекался музыкой. Это нередко упоминается даже в краткой биографии Франца Шуберта.

Биография гласит, что он организовывал дома вечера струнного квартета, и вскоре мальчик научился подыгрывать на альте. Он также получал уроки игры на скрипке и органе. Маленький Франц схватывал все на лету, и очень быстро стало ясно: этот ребенок - нечто особенное.

Начало карьеры

Поскольку в детстве у Франца был очень красивый голос, он стал придворным певцом и поступил в городской совет в возрасте одиннадцати лет - элитную школу, в которой надо было жить, как в интернате. Придворный капельмейстер Антонио Сальери сразу же признал талант Франца и поддерживал его. Сальери в то время был влиятельной личностью, и его слово имело влияние в искусстве.

Молодой Шуберт

Говоря кратко о биографии Франца Шуберта в лицее, стоит отметить, что там он не только учился тому, что должен был знать образованный человек того времени. Франц также нашел там друзей, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни. К счастью для него!

У Шуберта был необычный характер. Он мало говорил и был не очень общительным. Однако друзья не позволяли посторонним обижать молодого гения.

Внешность

Даже будучи ребенком, Франц плохо видел и всегда носил маленькие круглые очки - его визитную карточку, благодаря которой его образ узнают и по сей день. Даже ночью он не снимал свои очки, чтобы сразу же иметь возможность записывать, если вдруг во сне услышит незнакомую мелодию.

В биографии Шуберта отмечается, что его друзья ласково называют его «Шваммерль» или «грибок». Возможно, потому что он был похож на маленький гриб с короткими ногами и коричневой шляпкой. Даже в общежитии для Франца музыка - это все, ради чего он жил. Он не веселился ночами, как другие, а спокойно уходил в комнату, чтобы сочинить новую композицию.

Портрет Франца Шуберта на отдыхе

Однако из-за страсти к музыке его школьные оценки становились все хуже и хуже. Вместо попыток постичь латынь или математические формулы он писал ноты в своих тетрадях, так как считал своим долгом сочинять. И так в школьные годы он уже написал много композиций для струнного квартета и несколько фортепианных произведений.

В ожидании прорыва

В шестнадцать лет у него стал ломаться голос, и Франц был вынужден покинуть оставить Конвикт. Он пошел по стопам отца и выучился на преподавателя, чему последний был несказанно рад, поскольку считал, что нельзя жить одной музыкой. Но будущий композитор быстро замечает, что профессия учителя для него - ничто. И продолжает сочинять, словно одержимый.

Франц Шуберт и современники: Иоганн Иенер и Ансельм Хюттенбреннер

Всего за три года он написал пять симфоний, четыре мессы, четыре струнных квартета, шесть опер и 270 песен. Тексты для его песен были написаны авторами своего времени, в том числе Иоганном Вольфгангом фон Гете - известным в то время поэтом. Шуберт ставит на музыку балладу Гете "Лесной Царь" и отправляет ее поэту. Однако Гете посылает их обратно без комментариев.

Вокруг лишь тернии

Ныне считается, что это стало переломным моментом в биографии Шуберта. Композитора преследуют неудачи, а он не совершает прорыва. Но отчасти он сам виноват в этом, потому что просто недостаточно заботился о своем общественном имидже и просто мирился с продолжающейся бедностью в своей жизни.

Кто знает, был бы он известен сегодня без своих друзей? Потому что именно они всегда следили за тем, чтобы Шуберт был услышан, пусть даже в узком кругу. Его материальное состояние начало меняться в 1821 году, когда с помощью знакомств он начал предлагать свои песни «по подписке».

Впервые в биографии Ф. Шуберта появились перемены к лучшему - он начал богатеть. В Вене гармонично звучали песни и танцы композитора. По всему городу в домах состоятельных жителей все чаще проводились «Шубертиады» - ранние аналоги квартирников.

Шуберт за пианино

Люди собирались дома, пели песни, читали стихи. Во время таких собраний Шуберт играл на фортепиано. Постепенно все больше и больше людей собирается в таких кругах. Но Шуберт из-за этого стал появляться даже в узкой публике гораздо реже.

Одержимость

В 23 года Шуберт закончил свою преподавательскую карьеру и вздохнул с облегчением. Но он не бездействовал и полностью посвятил себя сочинению новых симфоний.

В биографии Шуберта отмечается, что его распорядок дня строго регламентирован. Он вставал в шесть часов и сочинял до двух часов дня, а затем шел в кофейню, где и проводил вечера с друзьями. Но иногда вместо шумных компаний он гулял по сельской местности, движимый темными мыслями, одинокий и беспокойный.

Рисунок-портрет Шуберта

К концу 1822 года Шуберт столкнулся с другим трудным периодом. Его финансовые потребности выросли, и получаемых денег перестало хватать, а его отношения с близкими становились все более напряженными.

И все же Шуберт продолжал сочинять. В этот период его работы включали в себя знаменитую Фантазию до мажор для фортепиано, его мастерскую «Восьмую симфонию» из двух частей, цикл песни «Прекрасная мельничиха», «Домашняя война» и самую известную в биографии и творчестве Шуберта оперу «Фьеррабрас».

Однако ни одна из готовых частей не принесла ему состояния, которого он заслуживал и в котором так сильно нуждался. Борясь с проблемами со здоровьем, Шуберт снова обратился к музыке. В 1824 году он выпустил три камерные произведения: Струнный квартет ля минор, второй Струнный квартет ре минор и Октет фа мажор.

Какое-то время Шуберт, почти постоянно без гроша в кармане, вернулся к преподаванию. Он также продолжал писать, создавая фортепианные дуэты, такие как Соната для фортепиано с оркестром до мажор (Большой дуэт) и «Дивертисмент по-китайски».

Неоконченная симфония

В возрасте 25 лет Шуберт заболел и попал в больницу. Даже там он не переставал сочинять. Его выходили и отпустили домой, и он продолжал сочинять. По-прежнему в обществе отсутствовало широкое признание Шуберта. Его сценические произведения в театрах исполнялись не более двух раз.

В 1828 году, в последний год своей жизни, Шуберт, хотя и был явно болен, оставался преданным своему ремеслу. Именно в это время он сочинил то, что, возможно, является его величайшим фортепианным дуэтом - Фантазию фа минор. Кроме того, Шуберт закончил Струнный квинтет до мажор, который историки музыки считают финальным произведением классической эпохи.

Как ни странно, первый и последний публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 года. Он оказался достаточно успешным, что позволило великому композитору, наконец, купить себе пианино.

За всю биографию Шуберт так никогда и не разбогател. А потом, в возрасте 31 года, у него проявилась горячка, и он скоропостижно скончался.

После его смерти друзья обнаружили бесчисленные записи произведений, которые так и не были исполнены. Например, песенный цикл «Зимний Путь» или его знаменитая симфония си-минор, более известная под названием «Неоконченная симфония».

Шуберт в зрелости

Его жизнь, вероятно, тоже была неоконченной, не прожитой до конца. Можно сказать, что Франц Шуберт оживает только спустя десятилетия после смерти.