Александр Петрович Сумароков: биография, творчество
Развитие культурной жизни России XVIII века в области литературы вывело на историческую сцену множество талантливых людей. Среди них Ломоносов, Державин, Карамзин, Сумароков. Если первые три личности из нашего списка широко известны, то об Александре Петровиче Сумарокове (1717- 1777) знают не все.
Он был выдающимся поэтом и драматургом, основателем новых жанров и направлений, которые в дальнейшем получили развитие в русской словесности. При этом он слыл весьма неординарной личностью.
Дворянин по происхождению, литератор по призванию
Долгие годы после смерти творчество писателя оставалось в тени других поэтов и писателей, а сам Александр Петрович был забыт и даже осмеян.
Его произведения были обращены к дворянам и носили сословный характер, но так ли это на самом деле?
Сумароков прожил 59 лет. Он родился в семье действительного статского советника, служившего при Елизавете Петровне. Случилось это событие на территории Финляндии, где тогда по делам службы находился его отец. Позже Александр Петрович переехал в Москву в свой фамильный особняк.
Образование и первые воспитатели
Александр Сумароков получил домашнее образование. Его воспитателем сначала был русин из Венгрии Зейкен. Затем образованием мальчика занимался А.Остерман, дававший уроки и будущему императору России Петру Второму.
В возрасте 14 лет Александр был принят в шляхетный (Кадетский) корпус. Это случилось в год открытия данного учебного заведения. Здесь он проучился 8 лет, получил прекрасное образование в области математических, юридических, исторических наук, освоил несколько иностранных языков, включая немецкий и французский.
Правилами обучения в корпусе не возбранялось сочинять тексты различной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать первые стихи и пьесы, хотя образовательная система готовила его к государственной деятельности.
Первая литературная трагедия
Шляхетский корпус стал впоследствии для Александра Петровича Сумарокова уникальной театральной сценой, где была поставлена первая его трагедия "Хоревъ".
Произведение писатель отдал для постановки в театральный кружок, не надеясь, что из этой затеи выйдет что-то стоящее. Придя на спектакль, в котором артистами были сами ученики, он удивился тому, как оживали персонажи от игры актеров и развития действия трагедии.
Первая удачная постановка вдохновила Сумарокова на литературный труд, который всецело захватил его творческую натуру. К государственной службе он относился добросовестно, но прохладно и формально.
Рассматривая биографию Сумарокова, следует сказать, что он не пользовался успехом в обществе. Александр Петрович щегольски одевался, но при этом вел себя грубо, сквернословил, мог впасть в ярость, если не видел к себе требуемого уважения. На него писала жалобы государю даже собственная мать. Все это работало против писателя.
Отношение к нему и к его творчеству было неоднозначным. Русский критик В. Белинский говорил:
Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем.
Неверная муза
В 1742 году Сумароков был определен на должность генерал-адъютанта к графу Разумовскому.
Он быстро делал карьеру. Уже через два года ему был пожалован майорский чин. Часто находясь при дворе по долгу службы, Александр Петрович вел светскую жизнь, посещать балы и празднества. При дворе он познакомился со своей будущей супругой Иоганной Христиной Балк. В 1746 году они обвенчались. В браке у них родились две дочери, одна из которых - Екатерина Александровна Сумарокова (в замужестве Княжнина). Она стала первой русской поэтессой, публиковала свои стихи, посвященные матери, в журнале "Трудолюбивая пчела".
Продолжаем рассматривать биографию Сумарокова. В его семье были сложные отношения, потому что он увлекся крепостной. Но это всего лишь часть правды. В 1758 году Иоганна уходит от Александра Петровича Сумарокова к другому, не выдержав трудного характера мужа. Он написал стихи, похожие на мольбы, но супруга к нему не вернулась.
Написав трепетную элегию от имени своей дочери, Александр Сумароков пытался таким образом напомнить жене о чем-то очень дорогом.
Обращаясь к покинувшей его супруге, он строки стихов посвятил не упрекам, а вечному чувству:
Однако я люблю, люблю тебя сердечно,
И буду я любить тебя всем сердцем вечно...
Лишь после смерти жены в 1770 году Сумароков женился на крепостной девушке Вере Прохоровой, из-за которой, как считают некоторые исследователи творчества и биографии Сумарокова, он поссорился с женой. Несмотря на непреходящую любовь к первой супруге, он испытывал нежные чувства к бедной девушке и официально оформил с ней союз.
Время доказало искренность отношений этой "неравной" во всех смыслах пары: Верочка умерла от нервного истощения в тот же год, что и муж.
Театральные подмостки
Творчество этого неординарного человека неразрывно связано с созданием российского театра.
Именно Сумароков по высочайшему повелению Елизаветы был назначен в 1756 году его первым директором. Верным товарищем и сподвижником Сумарокова в деле формирования труппы театра стал Федор Волков.
Если Александр Петрович мог вспылить, раскричаться, грубо высказаться в отношении актера, то Волков умело управлял труппой, восполняя недостатки в укреплении коллективных усилий и формировании театра со стороны руководства.
К началу полноценной работы первого постоянного театра в России Сумароков написал для его репертуара пять трагедий и три комедии.
Основание российского театра было слишком тяжелой миссией. Помещение для осуществления постановок отсутствовало, не хватало денег на оплату жалования актерам, музыкантам, другому персоналу. После 10 лет самоотверженного и нелегкого труда в 1761 году Сумароков ушел из театра и переехал на постоянное жительство в Москву, где продолжил заниматься творчеством.
Разоблачение и призыв
Есть в биографии Сумарокова и факты, говорящие о его политической деятельности. К концу царствования Елизаветы, покровительствовавшей Александру Петровичу, он примкнул к тем дворянам, которые стремились поставить на престол Екатерину.
Осенью 1762 года повсеместно проходили торжества в преддверии коронации Екатерины Второй. Намечались большие празднования и в Москве.
Проведение мероприятий поручили Сумарокову. Он отвечал за весь ход подготовки развлечений с заключительным маскарадом "Торжествующая Минерва".
Федор Волков разработал план самого мероприятия, Сумароков сочинил хоры для всех действий, связанных с сатирой на пороки общества, а Хераскову принадлежали стихи в исполнении действующих персонажей. Маскарад был необычайно интересен и продолжался три дня (с 31 декабря по 2 января 1763 года). Казалось, новая императрица была довольна.
В расчете на монаршую милость в 1764 году Сумароков обратился к Екатерине Второй с просьбой разрешить ему поездку в Европу. В прошении он объяснял, что такое путешествие крайне необходимо для изучения нравов и традиций европейских народов с целью обогащения российской культуры. Однако в поездке писателю было отказано. Позднее только Карамзину удалось осуществить подобный план.
В результате Сумароков был разочарован правлением Екатерины II. Он начал писать остросюжетные трагедии, комедии и басни. Противодействие власти не заставило себя ждать - Александр Петрович попал в немилость.
Екатерина Вторая обращалась к однокласснику писателя А.Олсуфьеву с просьбой запретить публикацию басни "Два повара". Однако новый литературный жанр стал традиционным в российской культуре.
Впервые в истории отечественной литературы создал Александр Петрович Сумароков басни в стихах. Всего им написано более 100 произведений в этом жанре.
Развитие русской драматургии
Писатель, дворянин, государственный служащий предпочел посвятить свое творчество литературе. Но в его времена жить одним литературным трудом было тяжело.
Он пишет в прошении к Екатерине II о своем бедственном положении:
Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я на него полагался и на словесные науки, не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе.
Но чем трагичнее была жизнь писателе, тем больше юмора появлялось в его работах. Александр Петрович Сумароков и комедии - это отдельная страница в культурном достоянии страны.
В «Эпистоле о стихотворстве» драматургом были определены основные воспитательные функции комедии: не только смешить, но по большей степени направлять развитие сюжета на отстаивание нравственных ценностей.
Александр Петрович Сумароков и комедии
Русский драматург ввел в театральные постановки новый элемент комедийного жанра народного театра. Его произведения невелики по объему, написаны прозой и полны персонажей, подмеченных в обычной жизни.
Он написал эпистолу о комедийном спектакле и о том, по каким приметам должна развиваться постановка:
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе.
Представь мне щеголя, кто тем взымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.
Всего им написано 12 комедий. Более поздние, созданные между 1764-1768 годами, являются произведениями характеров и сосредотачиваются на изобличении главного героя. Так, комедия "Нарцисс" повествует о самовлюбленности, самолюбовании. Драматург выступал против клеветников, ростовщиков и жуликов всех мастей.
Отрицательные герои в комедиях драматурга высмеиваются ярко и беспощадно.
Например, в "Опекуне" писателю удалось создать сложный характер главного героя, обладающий различными пороками, вытекающими один из другого. Здесь показаны скупость, жестокость и невежественность.
Оды, песни, эпиграммы
В биографии Сумарокова есть и противостояние общепризнанным талантливым личностям. Предшественник писателя филолог Тредиаковский утверждал, что российское стихотворение должно быть тоническим. Вслед за ним Ломоносов довершил создание правил стихосложения.
Сумароков ввел новаторскую традицию: умение создавать образцы поэтических произведений практически всех жанров, стремясь при этом показать различные жанровые возможности литературы.
Образцы поэзии, данные Александром Петровичем Сумароковым, служат ярким примером верного служения музам.
Он создавал идиллии, оды и элегии, писал мадригалы, басни, памфлеты и песни, сочинял сатирические произведения в виде эпиграмм, нравоучительных притч и юмористических экспромтов.
Сумарокову принадлежат несомненные открытия в любовной лирике, в которой автор обращается непосредственно к человеку и тонкостям его натуры, к эмоциям и чувствам. Это было новаторство в определенной степени.
Лирика Сумарокова задушевна и проста, без ненужного пафоса и патетики стремится открыть искренность и глубину чувств лирических героев.
Такая многогранность таланта подтверждает исключительность Александра Петровича Сумарокова. Творчество писателя надолго опередило время, хоть и было незаслуженно забыто.
Вот еще один образец лирического стихотворения. Несмотря на то, что сам язык написания устаревший, стихи поражают искренностью и глубокой грустью. Судите сами:
Сокрылись те часы, как ты меня искала, и вся моя тобой утеха отнята. Я вижу, что ты мне неверна ныне стала, против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты. Вообрази себе и вспомни те минуты, как был я мил тебе. Взгляни на те места, где ты со мной видалась. Все нежности они на память приведут. Где радости мои? Где страсть твоя девалась? Прошли и ввек ко мне обратно не придут. Настала жизнь другая. Но ждал ли я такой? Пропала жизнь драгая, надежда и покой.
В конце жизни
Именно в России судьбы поэтов и писателей полны драматизма.
Не обошло это и Александра Сумарокова. Биография этого человека полна трагических моментов, поскольку его сатирическое перо было направлено против дворянства. Ему этого не могли простить власть имущие.
Слава, которая пришла к писателю, существовала только в узких литературных кругах, а светское общество было настроено против него и всячески ему вредило.
Его неуживчивый характер и резкие суждения настроили против него императрицу. Положение Сумарокова еще больше усугубила женитьба на крепостной. Сословные предрассудки восстановили против него все общество.
Родственники первой жены начали судебный процесс против Сумарокова с требованием о лишении его родительских прав. Писатель выиграл дело, но был полностью разорен судебной тяжбой.
В лишениях и нужде он унижался перед Демидовым, умоляя его повременить с возвратом долгов.
"Жалоба"
Когда в театре шла постановка трагедии Сумарокова "Синав и Трувор", случилась настоящая трагедия. Был организован провал спектакля самим главнокомандующим Москвы Салтыковым.
Не выдержав позора и гонений, практически обнищав, Сумароков пустился в запой и постоянные загулы.
В это трудное время он написал стихотворение "Жалоба", где без стеснения открыл душу читателю.
Ниже мы представляем фрагмент одного из стихов Александра Сумарокова о горестной участи писателя:
…Слаба отрада мне, что слава не увянет,
Которой никогда тень чувствовать не станет.
Какая нужда мне в уме,
Коль только сухари таскаю я в суме?
На что писателя отличного мне честь,
Коль нечего ни пить, ни есть?
В октябре 1777 года после непродолжительной болезни писатель скончался. Так случилось, что денег у него совсем не было. Поэтому похороны с панихидой были организованы на собранные средства актеров Московского театра.
Похоронен деятель культуры на кладбище Донского монастыря.
Минули годы. Лишь в XX веке получило заслуженное признание творчество Александра Сумарокова. Память об огромном вкладе писателя в развитие русской литературы не только жива, но и получила новое осмысление.