Виктор Авилов: биография, годы жизни, фото актера

В Советском Союзе было огромное количество по-настоящему талантливых, хороших актеров – таких, чьи работы хотелось пересматривать снова и снова. Если начать перечислять таких артистов – не хватит тетрадного листа. Среди них был и замечательный мастер театра и кино Виктор Авилов, биография которого предлагается вашему вниманию ниже.

Детские годы

В биографии Виктора Авилова нет точного упоминания о месте, где он появился на свет. «Окраина Москвы» - и все. Счастливое это событие произошло летним днем в начале августа 1953 года. Семья будущего актера была самой обычной, родители оба происходили из рабочего класса. Такой же рабочий люд был и вокруг, и мальчишки-сверстники, с которыми юный Витя гонял во дворе, были абсолютно «его поля ягодами».

Нельзя сказать, что маленький Витя был образцом кротости и послушания. Скорее, наоборот. Он много дрался, хулиганил, прогуливал школу – и, в конце концов, родители, устав бороться с сыном, махнули на него рукой. К чести Виктора, надо сказать, что, повзрослев немного, за ум он все-таки взялся – и школу окончил вполне благополучно.

Юность

После окончания среднего учебного заведения Виктор, как и многие молодые люди в то время, отправился в техникум. Его выбор пал на Моковский индустриальный – его юноша и окончил в 1972 году, в девятнадцать лет, став обладателем специальности «Монтаж и наладка систем контроля автоматики». А затем отправился отдавать долг родине – прямиком в армию.

Авилов в армии

Служил Виктор еще два года и за это время, параллельно с выполнением своих солдатских обязанностей, успел получить права. Вернувшись домой, начал трудовой путь обычного рабочего человека – такого же, какими были его родители, да и все его окружение. Никаким театром – да и в целом искусством – Авилов тогда не интересовался. Соответственно, и об актерской карьере не помышлял. Гораздо позже, рассказывая журналистам данные своей биографии, Виктор Авилов самокритично замечал, что был весьма непостоянным, а работал лишь потому, что иначе пришили бы статью за тунеядство. Действительно, он не задерживался ни на одном месте службы – и сменил их столько, что удивительно. Он работал и монтажником, и наладчиком, и шофером – да кем только не был! В конечном итоге, до поры до времени вся его работа преследовала лишь одну цель: лишь бы трудовой стаж капал, а что при этом делать – неважно…

Из рабочих в актеры

Довольно часто так бывает, что одно событие или один человек в корне меняет всю вашу жизнь. Так произошло и с Виктором Авиловым, а человеком, перевернувшим с ног на голову все, что имело для Виктора ценности прежде, стал Валерий Белякович – брат его близкого друга Сергея. Валерий, в отличие от Виктора, театр обожал. Нет, не просто обожал – актер по профессии, он им был одержим, он жил им! И горел мечтой создать свой собственный театр. Сложно представить, какой силы пламя бушевало в груди этого человека, если своей идеей он смог увлечь не только брата, но и Виктора.

Виктор Авилов в молодые годы

В середине семидесятых годов на свет появилась самодеятельная труппа под руководством Валерия Беляковича. Спустя некоторое, совсем небольшое, время этот самодеятельный коллектив стал называться Театром-Студией на Юго-Западе. Виктор Авилов был визитной карточкой данного учреждения.

Первые шаги в актерстве

Еще когда Белякович только пробовал себя в создании театра и давал представления с небольшой труппой начинающих артистов – практически никто из них при этом не являлся профессионалом, Авилов уже принимал в этом действе участие. Первым спектаклем, поставленным молодыми театралами, стала «Женитьба» - Виктор Авилов исполнил в ней роль Кочкарева. При этом основное свое место службы – тогда будущий артист шоферил – он еще не оставлял.

Решение о профессиональном занятии актерством Виктор Васильевич принял лишь в 1979 году. Очевидно, к этому времени он настолько проникся театром, что не смог представить свою дальнейшую жизнь без него. Да и чувствовал, вероятно, что у него – получается, несмотря на отсутствие образования. Нужно заметить при этом, что даже те первые спектакли непрофессиональной труппы проходили с большим успехом – скорее всего, потому, что молодые актеры обладали невероятной харизмой, магнетизмом – и, несомненно, талантом.

Театр-студия на Юго-Западе

С 1977 года труппа Беляковича официально стала называться Театром-студией на Юго-Западе, а он стал ее художественным руководителем. А двумя годами позже, согласно биографии Виктора Авилова, изучаемый актер стал числиться в ее штате. Именно с этого времени он начал профессионально заниматься театром – как уже упоминалось выше.

Виктор Васильевич Авилов

В восьмидесятые годы театр Валерия Беляковича был аншлаговым. Каждый спектакль собирал полный зал – даром что театр занимал всего-навсего крошечный подвал. Публика неистовствовала от восторга, критика отпускала хвалебные отзывы. Причин тому было несколько, и среди них, разумеется, потрясающая режиссура – зрители с первых секунд спектакля были как бы вброшены в представление, - и невероятного таланта актеры. Их имена до сих пор на слуху. И главной звездой среди всех блистал актер Авилов (фото выше). Он приковывал к себе взгляды изначально лишь своей внешностью. Что уж лукавить, лицо Авилова красивым и даже симпатичным назвать было весьма трудно, однако, именно отчасти пугающая, отталкивающая его внешность бросалась в глаза и запоминалась на всю жизнь. А уж когда Авилов начинал играть, зрители забывали обо всем – и лишь, затаив дыхание, следили за тем, как он не играет – живет на сцене.

Магнетическая игра

Виктор Васильевич умел перевоплощаться в любого персонажа самым невероятным образом. Если по роли ему полагалось быть маленьким и сгорбленным, высокий, худой Авилов сжимался, скрючивался так, что в нем ни за что нельзя было распознать того стройного человека, коим он был за сценой.

Авилов в театре

Сам актер позже признавался, что всегда следовал правилу: игра должна быть сродни гипнозу. Гипнотизировать зрителя у него действительно получалось отменно. Его игру отмечали даже самые серьезные критики, а британцы вообще признали Гамлета, сыгранного актером Авиловым (биография его насчитывает множество разных ролей, и к ним мы вернемся несколько позже) лучшим из всех, что исполнялись в течение четырех столетий.

Кинематограф

Да, Авилов был популярен. Многие шли в Театр-студию на Юго-Западе исключительно ради него. Но все ж таки слава эта была камерная – а Виктору Васильевичу хотелось большего, гораздо большего. Он был весьма амбициозен, и потому неудивительно, что мечтал о других высотах. Так в его жизни появился кинематограф.

Первую роль в кино Авилов сыграл в 1987 году – в картине «По траве босиком». Однако этот фильм, равно как и следующий («Большая игра»), желаемого результата Авилову не принес. А вот третья лента – «Господин оформитель» – стала для Виктора Васильевича счастливым билетом в кинематографическом мире. Он принес Авилову желанную славу, но и стал одновременно зловещим предвестником трагического конца. Персонаж, сыгранный Авиловым, бросил вызов Богу, пытаясь отсрочить свою смерть и изменить мир. Шутить с высшими силами страшно – даже если это всего лишь артистическая игра…

Сразу вслед за «Господином оформителем» Виктор Васильевич блеснул талантом в «Узнике замка Иф». Его пугающий граф Монте-Кристо многим запал в сердце. Этой лентой он упрочил свою уже союзную популярность. Дальше было еще множество ролей – какие-то более проходные, какие-то более значительные.

«Роковые персонажи»

В прессе об Авилове писали, разумеется, многое, и среди всего прочего – то, что он играет персонажей, над которыми «довлеет рок». По сути, это верное замечание – ведь именно такие роли, мрачные, с тяжелой судьбой, Авилову и доставались. Это, впрочем, не мешало ему не переносить свои работы в жизнь, оставаясь в ней – в реальной жизни, то есть – потрясающе оптимистичным человеком. Многие считают, что у столь трагической биографии актера Авилова причина одна – это именно роли, которые играл артист. Он словно шел по тоненькой ниточке, дразня судьбу…

Кого же довелось сыграть на театральных подмостках актеру Виктору Авилову? Биография его сообщает о великом множестве ролей, среди которых и Мольер, и Сганарель, и Гамлет, и Хлестаков, и Калигула, и Воланд… Всего за свою жизнь он исполнил более тридцати самых разноплановых ролей в театре, и большинство из них были сыграны в родном Театре-студии на Юго-Западе.

Что же касается киноработ в биографии Виктора Авилова, то их у него случилось, как ни забавно данное совпадение, тоже более тридцати. Среди самых знаковых можно отметить Мордаунта в продолжении «Мушкетеров», Платона Андреевича в «Господине оформителе», графа Монте-Кристо, Владислава Симена в «Искусство жить в Одессе», Кощея Бессмертного в «Василисе» и так далее.

«Проклятие Воланда»

Именно так многие называют то, что случилось с Виктором Васильевичем в начале девяностых. Как раз вскорости после того, как он этого самого Воланда и сыграл…

В 1995 году на гастролях в Германии у артиста случилось прободение язвы. У многих операция по этому направлению проходит успешно, но с Авиловым произошло не так. На операционном столе у него остановилось сердце. Врачи кинулись запускать его – запустили, но повредили желудок. Виктор Васильевич выжил, выкарабкался, поправился – но это был лишь первый «звоночек». Через всего несколько лет, в конце девяностых, артиста снова шокировали – у него нашли туберкулез. Авилов получил вторую группу инвалидности.

Виктор Авилов

Тем не менее Виктор Васильевич не опускал рук. Он работал и в театре, и в кино, пробовал свои силы в режиссуре. Вот только спина болела все чаще и чаще, сильнее и сильнее. Иногда, устав от этих невыносимых болей, Авилов повторял: «У меня рак», но родственники махали на него руками – мол, не говори ерунду, это просто язва. Однако Виктор Васильевич оказался прав. В 2004 году у него диагностировали неоперабельный рак печени четвертой степени. Он и стал причиной смерти актера Авилова.

Биография артиста сообщает, что его семья обращалась ко многим врачам и в России, и в Германии, и в Израиле. Никто не хотел браться за безнадежную операцию. Согласились лишь в Новосибирске – там в Академгородке жил какой-то целитель-экстрасенс, который обещал вылечить актера с помощью бальзамов и нейтринной пушки. В подобной ситуации ухватишься за любую соломинку – и потому Авилов поехал в Новосибирск. Однако все оказалось напрасным – через два месяца великого артиста не стало. Это случилось в августе 2004 года, вскоре после его пятьдесят первого дня рождения.

Личная жизнь

Виктор Васильевич был женат трижды. Первую его супругу звали Татьяна, вторую – Галина, она подарила артисту двоих детей – дочек.

Виктор Авилов с семьей

Третьей супругой Авилова стала женщина по имени Лариса, они познакомились на съемках ленты «Искусство жить в Одессе», когда Лариса в числе многих поклонниц осаждала съемочную площадку.

Виктор Авилов с женой Ларисой

Ее напор не прошел незамеченным – и в результате Лариса обратила на себя внимание актера.

Интересные факты

  1. В 1993 году получил звание заслуженного артиста России.
  2. У Авилова была младшая сестра Ольга, которая тоже стала актрисой и вышла замуж за лучшего друга брата – Сергея Беляковича. В 1990 году Ольга скончалась совсем молодой.
  3. Снимался в клипе певицы Алсу на песню «Осень».

Такова биография актера Виктора Авилова – замечательного артиста и человека.