Никколо Паганини: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты
Никколо Паганини был известным итальянским композитором и скрипачом 19-го века. Гений, нонконформист, эксцентричный, неуправляемый странник, он оставил заметный след в музыке.
Изучая исполнителей-виртуозов, нельзя не прочесть о музыканте, чье имя навсегда осталось в истории. Никколо Паганини был скрипачом, гитаристом и композитором и одним из самых выдающихся исполнителей своего времени. Мастерство и креативность музыканта ярко проявились в его композициях, которые сделали его одним из столпов современной скрипичной техники.
Несмотря на то, что Никколо Паганини страдал от болезней, которые преследовали его с рождения, и на его экстравагантный образ жизни, он оставался источником вдохновения и мотивации для многих композиторов и музыкантов, включая Иоганнеса Брамса, Фредерика Шопена, Ференца Листа и Роберта Шумана. Способность превращать свои минусы в плюсы иллюстрируется диапазоном в три октавы, в котором он играл на четырех струнах, используя свои длинные пальцы. Все это способствовало тому, что он получил постоянное место в истории музыки 19-го века.
Ранняя биография
Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время являлась столицей одноименной республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером, который занимался судоходным бизнесом. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.
Никколо, родившийся третьим из шести детей, был крещен 28 октября в Кьеза-ди-Сан-Сальваторе, на площади Сарцано. Среди его выживших братьев и сестер были Бьяджо и Карло Паганини и Тереза Бонати. О других детях ничего не известно.
Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро осознал потенциал Никколо и начал учить его этому инструменту, как только последнему исполнилось 5 с половиной лет. Его мать, хотя и была неграмотной, взращивала талант сына, как могла.
Когда Никколо исполнилось семь лет, его отец начал учить его игре на скрипке. Так как он играл на мандолине, у него не было ничего, чтобы предложить гению. Поэтому для дальнейших уроков он отправил его к скрипачу в местном оркестре, Джованни Серветто.
Учеба у Джакомо Косты
Очень скоро Серветто понял, что его музыкальных знаний недостаточно для обучения такого талантливого ребенка. Поэтому он направил его к Франческо Гнекко, а тот в свою очередь - к своему собственному учителю, Джакомо Косте.
В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.
Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.
Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».
Когда его слава начала распространяться, отец становился все более строгим, заставляя сына упражняться по 15 часов в день. Если Антонио думал, что он тренировался недостаточно усердно, заставлял его практиковать больше, отказывая ему в еде. Таким образом, Никколо терпел физическое и психическое насилие.
Учеба в Парме
К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.
Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.
Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.
Начало карьеры
Паганини вернулись в Геную в конце 1796 года. К тому времени город находился под французским контролем, и семья переехала в Ромэйрон. Паганини был вынужден вести тихую жизнь, сочиняя музыку и исполняя ее в местных церквях. Она была такой сложной, что только он мог ее исполнить.
Это был также период в биографии Паганини, когда он начал практиковаться игре на гитаре, предпочитая играть на инструменте в небольших помещениях, а не публично. В 1797 г. музыкант отправился в свой первый тур и дал около десяти концертов в Милане, Богоне, Флоренции, Пизе и Ливорно.
Несмотря на успех, отец продолжал контролировать его жизнь железной рукой, заставляя его практиковать свои сочинения часто по 10 часов в день. Очень скоро Паганини захотелось стать свободным. И он получил такой шанс, когда в 1801 г. посетил город Лукку, на этот раз со своим старшим братом Карло.
Первая скрипка
В Лукке он успешно играл на фестивале Санта-Кроче, который состоялся 14 сентября 1801 года. Он поселился там и в следующем году был назначен первой скрипкой Республики Лукка. Одновременно он продолжал посещать концерты, зарабатывая на них достаточное количество средств.
Паганини продолжал сочинять музыку, начав работу над «24 капризами для сольной скрипки» приблизительно в 1802 году. Но, несмотря на родительский контроль, у него развилось множество пороков – музыкант проводил свободное время за азартными играми, выпивкой и с женщинами. Считается, что в этот период произошел первый в биографии Паганини алкогольный срыв, потребовавший медицинской помощи.
В 1805 году княгиней Луккской стала сестра Наполеона Мария Анна Элиза Бонапарт Бачокки Левой. В том же году она назначила Никколо Паганини скрипачом Второго двора, а также наставником по игре на скрипке своего мужа Феличе Паскуале Бачокки Левоя.
Под покровительством княгини Луккской он сочинил много камерной музыки. Наиболее заметными среди его произведений были сонаты, особенно соната «Наполеон». Кроме того, он сочинил кварталы для струнных и гитары. Еще одной важной работой этого периода было произведение Duetto Amoroso.
В 1807 году, когда Мария Анна стала Великой княгиней Тосканской, она перенесла свой двор во Флоренцию. Паганини тоже переехал в город, где прожил как придворный скрипач около двух лет.
Международная слава
К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.
Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала». Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз.
Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.
Тур по Европе
В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.
В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.
Возвращение на родину
В сентябре 1834 года он вернулся в Геную, где начал работать над публикацией своих произведений. Он также участвовал в ряде концертов, впервые выступив в театре Карло Феличе 30 ноября 1834 года. Выступление имело огромный успех - галерка была переполнена задолго до того, как музыкант появился на сцене.
Паганини оставался в Генуе до 1836 года, после чего переехал в Париж, чтобы основать казино. Он потерпел неудачу, которая заставила его продать с аукциона его музыкальные инструменты. В декабре 1838 г. он покинул Париж, чтобы провести свои последние годы в Ницце.
Главные достижения
Композитора Никколо Паганини больше всего помнят за его «24 каприса для скрипки соло», которые он написал между 1802 и 1817 годами. Они представлены в виде этюдов, в каждом из которых исследуется один аспект скрипичной техники. Работа была впервые опубликована в 1982 году по заказу города Генуи по случаю двухсотлетия Паганини.
Награды
В 1827 году за свое творчество Никколо Паганини был награжден папой Львом XII орденом Золотой шпоры.
В 1828 году, находясь в Вене, он был удостоен императором почетного звания камерного виртуоза. Также был награжден медалью Святого Сальватора.
Интересные факты
Никколо Паганини страдал от генетических нарушений, таких как синдром Марфана или Элерса-Данлоса. Его внешность наряду с музыкальным опытом породила слух, что он был связан с дьяволом и мог играть так хорошо только потому, что у него был договор с Сатаной.
Хотя Паганини никогда не женился, у него было много романов. Среди них отношения с Анжелой Каванной, которая родила мертвую дочь. По слухам, в мае 1815 года он был арестован за соблазнение Каванны и был заключен в Торре Гримальдина в Генуе, пока не было достигнуто соглашение. Он всегда отрицал данное обвинение.
У Паганини также были длительные отношения с танцовщицей Антонией Бьянки. Они встретились в Милане в 1813 году и жили вместе, пока в 1828 году он не отправился в европейское турне.
Единственный ребенок Паганини и Бьянки, сын по имени Ахиллес Сайрус Александр, родился вне брака 23 июля 1825 года в Палермо. Виртуоз имел близкие отношения со своим сыном, брал его в европейские туры и сделал его своим главным наследником. О других детях Никколо Паганини ничего не известно.
Музыкант с детства страдал хроническим заболеванием, которое усугубилось из-за интенсивных упражнений, частых концертов и неумеренного образа жизни. Уже в 1822 году он заразился сифилисом. В 1834 году он заболел туберкулезом и потерял голос в 1838 году.
Смерть и захоронение
Последние годы жизни Никколо Паганини провел в Ницце, куда он переехал в 1838 году. Там его состояние еще больше ухудшилось. 20 мая 1840 года епископ Ниццы отправил местного приходского священника совершить причастие. Веря, что он будет жить, Паганини отказался. Но он внезапно умер от внутреннего кровотечения 27 мая 1840 года, не совершив последние обряды.
После его смерти церковь отказала его телу в католическом погребении из-за отказа принять причастие и предполагаемой связи с дьяволом. После неоднократных запросов сына четыре года спустя останки Никколо Паганини были перевезены в Геную, но не были захоронены.
Только в 1876 году его тело было погребено в Парме. В 1896 г. Паганини был перезахоронен на кладбище Ла Виллетта, также в Парме. Позже там был установлен памятник.