Константин Станиславский: биография, личная жизнь и деятельность
Биография Константина Сергеевича Станиславского, знаменитого русского режиссера и актера, была полна интересных событий и фактов. Он активно развивал теорию сценического мастерства. Эту знаменитую фамилию слышали даже те, кто не имеет к театру никакого отношения и мало им интересуется.
Детство и семья Станиславского
Биография К. С. Станиславского берет свое начало в 1863 году. Знаменитый театральный деятель родился в городе Москве. Его родители по фамилии Алексеевы происходили из рода потомственных работников промышленности. Они занимались производством тонких золотых и серебряных проволок (канителей), которые шли на производство парчи.
Никто из членов семьи маленького Константина не принадлежал к театральной среде. Единственным членом семьи, который был связан со сценой, была бабушка Станиславского. Ее звали Мари Варлей. В свое время она была знаменитой французской актрисой, которая оказалась в Петербурге на гастролях. Будущий актер и режиссер не отличался крепким здоровьем. Он часто болел и мучился от рахита, вызванного недостатком витаминов. Мать приложила все усилия, чтобы ребенок выздоровел, и со временем мальчик действительно окреп, став главным бунтарем среди своих сверстников.
Семья Алексеевых насчитывала 9 детей. Особое внимание родители уделяли их образованию, на которое не жалели ни сил, не средств. Все дети занимались изучением языков, хореографии и фехтования, помимо остальных предметов.
Летний период семья часто проводила в Любимовке, которая находится на берегу реки Клязьмы. Здесь часто устраивались веселые праздники с салютами, а на домашней сцене разыгрывались любительские представления. Именно сам Константин и был главным идейным вдохновителем семейного «драмкружка».
Происхождение псевдонима
Будучи подростком, Станиславский усердно трудился на отцовском предприятии, а впоследствии еще и занял пост директора. Для развития семейного дела молодой человек неоднократно посещал Францию с целью получения новых знаний в вопросах усовершенствования фабричных машин. Днем он был рабочим фабрики, вечером - актером сцены. В январе 1885 года он взял театральный псевдоним Станиславский в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.
Личная жизнь
Биография Константина Сергеевича Станиславского обязательно содержит сведения о его личной жизни. Женщина, которая была рядом с ним, оказала значительное влияние на развитие его творческой личности.
В биографии Станиславского личная жизнь сыграла важную роль, так как оказала значимое влияние на развитие его творческой деятельности. В любительских театральных представлениях часто была задействована Перевощикова Мария Петровна. Ее сценической фамилией была Лилина. Она являлась внучкой уважаемого нотариуса из Москвы.
Девушка окончила Екатерининский институт благородных девиц с отличием и решила связать свой дальнейший жизненный путь со сценой. В июле 1889 года Станиславский женился на Лилиной. В марте следующего года в новой семье на свет появилась девочка, которую назвали Ксенией. Но жизнь ребенка продлилась недолго. Из-за развившегося воспаления легких Ксения умерла в мае того же года. В июле 1891 года в семье снова родился ребенок, и снова это была девочка. Ей дали имя Кира.
Если говорить о биографии Станиславского Константина Сергеевича, личную жизнь кратким хотя бы пересказом следует упомянуть обязательно.
Новое назначение и начало творческого пути
Биография Константина Станиславского, краткое ее изложение в том числе, должна включать в себя сведения о том, с чего же начался его творческий путь.
В 1886 году будущий «отец сценического искусства» назначается членом директората и ответственным за финансовые вопросы Русского музыкального сообщества, а именно его филиала в Москве. При нем осуществляла свою деятельность и консерватория. Совместно с певцом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Станиславский создал целый проект Московского общества искусств, на который он потратил значительную часть личных сбережений. Идея создания такого объединения пришла к Станиславскому после встречи с режиссером А. Ф. Федотовым.
Режиссерская деятельность
Биография Станиславского как режиссера началась с 1888 года. Первое театральное представление прошло в декабре. За 10 лет творческой деятельности на сцене Константин Сергеевич стал очень известным актером, сыгравшим много сложных и глубоких ролей. Первый спектакль в качестве режиссера он представил в 1889 году. Это была постановка «Горящие письма» Гнедича.
Официально Константин Станиславский в качестве режиссера стал осуществлять свою деятельность с 1981 года. Под его руководством были поставлены такие спектакли, как «Отелло», «Польский еврей», «Уриэль Акоста» и др.
Основание нового театра
Важным событием в биографии Константина Станиславского стало основание нового театра.
На момент конца 19-го столетия состояние, в котором пребывал театр, оставляло желать лучшего. Сцена требовала радикальных изменений и реформ. Решением этой задачи занимались О. Брам, Южин и А. Антуан – в Малом театре Москвы; Немирович-Данченко – в Филармоническом училище.
Именно Немирович-Данченко в 1897 году пригласил его встретиться и обговорить возможные варианты развития театра в России. Немирович-Данченко сыграл важную роль в биографии Станиславского. Встреча стала поистине значимой для развития всего театрального мира. В ходе разговора собеседники определили главные пути развития театральной сцены и методы, при помощи которых все эти задумки возможно воплотить в жизнь. Беседа длилась почти сутки. В результате был утвержден состав новой театральной труппы. В нее вошли молодые и талантливые актеры. Саму сцену при постановках было принято оформлять сдержанно и без лишнего лоска. Также было обговорено, кто и какие задачи должен выполнять. На Немировича-Данченко легла ответственность за литературно-художественную часть. Станиславский отвечал в целом за саму концепцию постановок. Был определен круг писателей-авторов и репертуар.
Через год, в июне 1898 года, в Пушкино, недалеко от Москвы, стартовала деятельность труппы МХТ, в которую вошли ученики Немировича-Данченко из филармонии и непрофессиональные актеры из общества литературы и искусства.
Работа над спектаклями
Начались активные репетиции постановки «Царь Федор Иоаннович». Станиславский занимался разработкой мизансцен, которые произвели неизгладимое впечатление на зрителей. Немирович-Данченко берет на себя ответственность за распределение ролей. На роль царя он утвердил своего ученика И. М. Москвина. На обособленных репетициях учитель помогал создавать своему ученику трогательного «царя-мужичка», который покорил публику и стал открытием театрального вечера.
Благодаря тандему двух режиссеров вышли такие спектакли, как «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». Последние три были написаны А. П. Чеховым.
Расхождение творческих интересов и поиски нового
Бывали в биографии Станиславского и трудные времена. При работе над постановкой по мотивам произведения М. Горького «На дне» в 1902 году начались первые разногласия между Станиславским и Немировичем-Данченко.
У каждого режиссера был свой взгляд на то, каким образом должна выстраиваться сюжетная линия спектакля и каким деталям следует уделять особое внимание. Первой постановкой, над которой Константин Сергеевич трудился самостоятельно, стала пьеса «Брандт». Во время работы над постановкой он также основывает экспериментальную студию на Поварской. Станиславский не перестает искать новые театральные формы. В спектакле «Жизнь человека» он активно экспериментирует с новым гримом, декорациями, костюмами и освещением.
Создание теории сценического искусства
Краткой биографию Константина Сергеевича Станиславского назвать нельзя. Она была богата на знаменательные события.
Константин Сергеевич не прекращает ставить перед собой все новые и новые задачи. В период между 1905 и 1910 годами им была разработана целая теория театрального искусства и сценического поведения. Краткая версия биографии Константина Сергеевича Станиславского обязательно должна включать в себя упоминание об этом эпизоде из его жизни.
Ее суть сводилась к формированию трех подходов к актерской игре, каждый из которых обладал своими особенностями. Первый («ремесло») подразумевал использование уже известных приемов и штампов, чтобы показать ту или иную эмоцию. Второй («искусство представления») – помогает при актерской игре показать чувства, которые актер в данный момент не ощущает, отрепетировав их на репетициях. Третий («искусство переживания») – актер полностью вживается в роль и на самом деле начинает испытывать те эмоции и чувства, которые переживает его герой. Это помогает сделать образ наиболее полным и глубоким. Особая роль в системе Станиславского отводится еще и взаимодействию актеров друг с другом.
Особенностью разработанной системы стало то, что разница между «переживанием» и «представлением» в актерской игре, которая ранее была почти неуловима, стала очевидной. Отработка голоса и проработка движений актеров на сцене перестали быть приоритетными.
Новая методика породила на свет так называемый актерский метод (особые приемы и репетиции, позволяющие развить в игре актера выразительность, чувственность и эмоциональную окраску). Особую популярность эта методика получила на Западе.
Рассказывая биографию Константина Сергеевича Станиславского, следует упомянуть об этом главном достижении в его профессиональной деятельности.
Послереволюционный период
После революции первым спектаклем Станиславского стал «Каин» в 1920 году. В самом начале репетиционного процесса Константин Сергеевич оказался в заложниках при попытке прорыва белых на Москву.
В труппе МХТ наблюдался общий кризис, который еще более усугубился, когда труппа под руководством Качалова, уехав на гастроли в 1919 году, оказалась отрезанной от театра из-за неспокойной военной обстановки.
Триумфом стала постановка «Ревизора» в 1921 году. Роль Хлестакова была отдана Михаилу Чехову. В 1922 году театральная студия МХТ под управлением Станиславского выезжает на гастроли за границу.
Смена поколений во МХАТе
О биографии и творчестве Станиславского кратко и емко рассказать достаточно сложно. Но даже в кратком изложении нельзя забывать о переломном моменте в ходе творческой деятельности этой знаменитой личности.
Главным вопросом, стоявшим перед МХТ, стала смена театральных поколений. В результате длительных сомнений в 1924 году 1-я и 3-я студии становятся обособленными театрами. В театральную группу входят выходцы из 2-й студии: А. Н. Грибов, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелев, А. К. Тарасов, И. Я. Кедров и др. Константин Сергеевич тяжело переживает предательство своих уже бывших учеников. Каждой из трех студий он дал имена трех дочерей короля Лира из одноименной пьесы Шекспира. Первая студия - Гонерилья, вторая – Корделия, третья – Регана.
Театральная деятельность в 1920-1930-х годах
Творческая деятельность великого русского актера и режиссера в 1920-1930 годах в основном была направлена на то, чтобы сохранить традиционные художественные наработки и ценности русской сцены. Газеты того времени нередко обвиняли в своих статьях Станиславского в отказе учиться чему-то новому, в «отсталости», нежелании поддерживать революцию и др. Театр Станиславского считали «буржуазным театром», и работа в нем протекала в напряженных условиях.
Громким ответом всем недоброжелателям стала постановка «Горячее сердце». Она доказала, что театр полон интересных художественных решений и способен на их реализацию. Немалым успехом пользовалась и другая пьеса – «Женитьба Фигаро» по произведению Бомарше. Она отличалась легкостью, особенной торжественностью и яркими декорациями.
Когда к МХТ примкнули актеры из второй и третьей студий, Станиславский стал ставить спектакли, в работе над которыми принимали участие и совсем еще юные режиссеры. Такими постановками были «Дни Турбиных» в 1926 году, «Сестры Жерар» и «Две сиротки», «Бронепоезд» 1927 года, «Растратчики Катаева» в 1928 году.
При проведении юбилейного театрального вечера МХТ у Станиславского произошел сердечный приступ. В результате подорванного здоровья Станиславский больше не мог выходить на сцену и играть. Режиссер смог возобновить свою деятельность лишь в 1929 году. Но уже не как актер, а как теоретик. Он стал много времени уделять педагогической основе своей концепции и работе в Оперной студии, которая начала свою работу еще в 1918 году.
Закат карьеры и смерть
Используя все свое влияние и авторитет, а также заручившись поддержкой Горького, который только вернулся в СССР, Станиславский сформулировал прошение в правительство, чтобы обеспечить своему художественному театру особое положение. Его просьба была услышана. В начале 1932 года его театральная студия была удостоена названия МХАТ СССР. В сентябре того же года театр получил название в честь Горького. В 1937 году он был удостоен ордена Ленина, в 1938 году – ордена Трудового Красного Знамени.
В 1933 году театру выделили строение, принадлежавшее ранее театру Корша. Там был размещен филиал МХАТа. Совместно с театральной студией был оборудован и музей, а также сценическая лаборатория в 1942 году. Сцена МХАТа была провозглашена главной сценой страны. Угроза больше не нависала над театром. Вероятность превратиться в рядовой художественный коллектив уже не угрожала ему. Но самой главной опасностью оставалась зависимость от руководящей власти, которая могла своими убеждениями просто задушить театральную труппу.
В этот период на сцене МХАТа с успехом проходят такие постановки, как «Страх» Афиногенова (1931 год), «Таланты и поклонники» по пьесе Островского (1933 год), гоголевские «Мертвые души», «Тартюф» Мольера и др. Последняя была поставлена М. Н. Кедровым уже после смерти Станиславского и считалась экспериментом с точки зрения режиссерских решений.
1935 год ознаменовался открытием оперно-драматической студии Станиславского (последней из таковых). Уже не имея возможности выходить из дома по Леонтьевскому переулку, Константин Сергеевич часто встречал у себя гостей и друзей. Его дом стал местом репетиций и своеобразной маленькой актерской школой.
Описывая кратко биографию Станиславского, можно сказать, что это был яркий, не всегда легкий, путь творческой личности. На протяжении всей жизни великий актер и режиссер не переставал трудиться и совершенствовать свою систему. Им была написана даже книга под названием «Моя жизнь в искусстве». Книга увидела свет в 1926 году в России, в Америке чуть раньше – в 1924 году. Станиславский писал еще один труд – «Работа актера над собой» и даже успел отдать в издательство первый том для редакции. Книга была выпущена уже после смерти своего автора в конце 30-х годов.
Краткой биографию Константина Сергеевича Станиславского назвать сложно. За свой жизненный путь этот поистине талантливый человек запомнился неиссякаемым творческим потенциалом и вкладом, который он внес в развитие сценического искусства как в России, так и во всем мире. Скончался Константин Сергеевич Станиславский 7 августа 1938 года и был захоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.