Сергей Сергеевич Прокофьев: биография, творчество
Сергей Прокофьев — гениальный русский, советский композитор-новатор, дирижер, педагог, пианист мирового масштаба. Произведения выдающегося музыканта включены в репертуар практически всех знаменитых исполнителей и звучат в самых известных концертных залах.
Краткая биография Прокофьева. Детские годы
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (современной Донецкой области Украины). Родители маленького Сережи любили музыку, а рано проявившийся у сына интерес к ней охотно поощряли.
Отец Прокофьева, Сергей Алексеевич Прокофьев — выпускник Петровской сельскохозяйственной академии, ученый-агроном, управляющий имением одного из своих бывших однокурсников Д.Д. Сонцова.
Мать, Мария Григорьевна (в девичестве Житкова) — уроженка Санкт-Петербурга, хорошо образованная, способная пианистка. Именно мать заметила одаренность своего маленького сына. Сергей вначале внимательно слушал игравшую на фортепиано Марию Григорьевну, а затем и сам стал пробовать играть незамысловатые мелодии.
Произведения Шопена и Бетховена в исполнении матери чаще всего звучали в доме Прокофьевых.
Уже в пятилетнем возрасте Сережа сочинил маленькую пьеску для фортепиано, названную им «Индийский галоп». Мария Григорьевна, первая музыкальная наставница сына, записала ноты этого произведения. А затем она научила Сергея самостоятельно записывать мелодии сочиняемых пьес, которые мальчик называл «песенками».
Первые общеобразовательные уроки Сергей также получал дома. Математике его обучал отец, языкам — мать. Сережа всерьез был увлечен шахматами (интерес к этой игре он пронесет через всю свою жизнь) и литературным творчеством.
Зимой 1900 года после прослушивания в Москве опер «Фауст» и «Князь Игорь», находясь под необыкновенным впечатлением от классической музыки, девятилетний Сергей решает и сам написать серьезное произведение. «Великан», так называлась первая опера маленького композитора. Мария Григорьевна понимала, что одаренного сына необходимо показать авторитетному музыканту, и зимой 1902 года мальчика везут в Москву, где отрывки произведений в исполнении юного автора прослушивает С.И. Танеев. Композитор, удивленный дарованием Сережи, просит Р.М. Глиэра позаниматься с мальчиком теорией композиции.
Студент консерватории
В 1904 году Сергей Прокофьев, уже имеющий в своем музыкальном багаже симфонию, несколько сонат, опер и фортепианные произведения, начинает обучение в Петербургской консерватории. Прокофьеву преподают известнейшие русские музыканты-педагоги: А.К. Лядов (класс композиции), А.Н. Есипова (фортепиано), Н.Н. Черепнина (дирижирование). Сергей Сергеевич закончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, по классу фортепиано — в 1914 году, а до 1917 года постигал основы игры на органе. Прокофьев победил в конкурсе среди пианистов-выпускников консерватории, исполнив свой Первый концерт для фортепиано. Музыкант стал обладателем золотой медали и рояля «Шредер» (премии имени А.Г. Рубинштейна).
Консерваторский период является началом творческой биографии Прокофьева.
В эти годы Сергей Сергеевич знакомится с выдающимися русскими музыкантами: Сергеем Рахманиновым, Николаем Мясковским, Борисом Асафьевым. Знакомство же с Игорем Стравинским перерастает в многолетнее творческое соперничество.
В кружке «Вечера современной музыки» Сергей Прокофьев выступил впервые как пианист и композитор, получив высокую оценку музыкальных критиков, был назван ими крайним модернистом. За успешным дебютом последовали постоянные концерты в Петербурге, Москве и издание фортепианных произведений Прокофьева. Росла и укреплялась слава молодого исполнителя и композитора.
Критики не были однозначны в своих оценках музыки Прокофьева, называя его и кубистом, и футуристом. Одни восторгались произведениями Прокофьева, иные нещадно критиковали.
Летом 1914 года, в Лондоне, Сергей Прокофьев знакомится с легендарным балетным антрепренером Сергеем Дягилевым. Музыка к четырем балетам была написана для антрепризы «Русские балеты», а дружба и сотрудничество двух знаменитостей длились до самой кончины Дягилева в 1929 году.
Творческие достижения в годы Первой мировой войны
Как единственный сын у родителей, Прокофьев не подлежал мобилизации на фронт в период разгоравшейся Первой мировой войны. Это положительным образом отразилось на творческой биографии Прокофьева. Продолжается сотрудничество композитора с Дягилевым. Вдохновленный Прокофьев пишет музыку к балетам, произведения для оркестра, сочиняет произведения для фортепиано, сближается со Стравинским.
При поддержке Дягилева в 1915 году Прокофьев впервые выступает заграницей, в Риме, исполняя фортепианные пьесы и Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Как и последующая премьера «Скифской сюиты», второй концерт не однозначно был воспринят публикой и музыкальными рецензентами. В краткой биографии Прокофьева сложно сделать глубинный анализ его музыкальных произведений и разъяснить суть новаторства музыкального стиля композитора, но несомненные художественные достоинства произведений композитора выверены и доказаны временем. Прокофьев безоговорочно был и остается продолжателем русской традиции в мировой музыкальной культуре.
Заграничный период в биографии Сергея Прокофьева
Прокофьева все чаще стала посещать мысль об отъезде заграницу. С желанием концертировать музыкант в 1918 году отбывает из России. Дав несколько не очень успешных концертов в Японии, Прокофьев осенью прибывает в Нью-Йорк и остается жить и работать в США. Композитор называет себя аполитичным. Выданное в 1918 году командировочное удостоверение утрачивает свою силу, и музыкант перестает быть гражданином СССР.
Лишь в 1927 году Прокофьев получает советский паспорт и отправляется в первую гастрольную поездку в СССР.
Творческая биография Прокофьева в период жизни в Америке отмечена созданием нескольких опер (среди которых «Любовь к трем апельсинам»), балетов «Блудный сын» и «Стальной скок», нескольких симфоний и концертов для фортепиано.
Переезд в СССР
С 1936 года Прокофьев с семьей (супругой и двумя сыновьями) живет и творит в Москве. В годы Великой Отечественной войны композитор создает по одноименному произведению Льва Толстого оперу «Война и мир», пишет музыку к художественным фильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский». Эти произведения — вершина композиторского мастерства и творческой биографии Прокофьева.
Классик при жизни
Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.
Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.
Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.
Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.
Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.
2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.