Русский композитор Александр Николаевич Скрябин: биография, семья, творчество, память

Выдающийся композитор Александр Николаевич Скрябин жил и творил на рубеже 19-20 веков. Современники называли его философом. Маэстро визуализировал музыку при помощи света и первым в мире изобрел концепцию свето-цвето-звука. В последние годы жизни Скрябин хотел воплотить так называемую «Мистерию», затрагивающую все виды искусств: пения, музыки, танца, живописи, архитектуры. Это необыкновенное действо должно было символизировать новый идеальный мир. Но композитор не успел реализовать свою идею.

скрябин биография

Происхождение

Биография Скрябина неразрывно связана с Москвой: здесь он появился на свет, учился, мужал, творил и стал известным композитором. Александр Николаевич - выходец из дворянской интеллигентной семьи, в которой было много военных. Его прадед Иван Алексеевич получил на флоте младший офицерский чин и был пожалован к дворянскому титулу. Дед Александр Иванович построил карьеру военного в артиллерийском подразделении, дослужился до подполковника. Отец будущего композитора, Николай Александрович, не стал продолжать династическую традицию и посвятил себя гражданской службе. Он выучился на юриста и стал известным дипломатом.

Мать Скрябина, Любовь Петровна Щетинина, была очень красивой женщиной с тонкими душевными качествами. Кроме того, она обладала исключительными музыкальными способностями и виртуозно играла на пианино. В консерватории сокурсником Щетининой был Чайковский, и он называл ее наиболее одаренной девушкой в классе. Любовь Петровна много гастролировала, часто давала концерты и даже за несколько дней до рождения сына выступала на сцене.

Детство

С раннего детства биография Скрябина была не простой. Он появился на свет 25 декабря 1871 года и почти сразу остался без попечения родителей. Мать заболела чахоткой и в 1872-м уехала лечиться в Австрию, в Альпы. Там она и скончалась в возрасте 22 лет. Отец, занимающийся дипломатической карьерой, часто ездил в долгосрочные заграничные командировки и редко видел сына. Воспитание ребенка легло на плечи тети Любови Александровны и бабушки по материнской линии Елизаветы Ивановны.

После преждевременной кончины супруги Николай Александрович женился второй раз. Его избранницей стала итальянская подданная Ольга Ильинична Фернандес. Она родила мужу пятерых детей. Таким образом, у Александра появились четыре брата - Николай, Владимир, Андрей, Кирилл – и сестра Ксения. Есть точка зрения, согласно которой, Скрябин-старший, постоянно находясь за границей, не участвовал в воспитании сына и не воспринимал его творческие искания. Но имеется опубликованная переписка, опровергающая это: письма отца и сына наполнены любовью и теплотой, а главное, в них чувствуется взаимное уважение.

скрябин с отцом

Учеба и образование

Тетя привила будущему композитору Скрябину любовь к музыке и уже в пять лет научила его игре на фортепиано. У Александра был редкий слух, он с легкостью подбирал мелодии, услышанные мимоходом, и не мог оторваться от рояля. Также мальчику хорошо давались науки. В 1882 году он стал учеником кадетского корпуса, заняв среди всех соискателей первое место.

Даже в военном заведении Скрябин продолжал музицировать и уже в одиннадцать лет, вдохновленный Шопеном, написал свои первые произведения: ноктюрн и канон для рояля. В это же время Александр стал брать профессиональные уроки игры на фортепиано. Еще не завершив учебу в кадетском корпусе, шестнадцатилетний Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Юноша с блеском окончил исполнительский факультет и в 1892 году был удостоен малой золотой медали. Интересно, что большую медаль получил его однокурсник Сергей Рахманинов, впоследствии ставший великим композитором, дирижером и пианистом.

В числе педагогов Александра были Антон Аренский, Сергей Танеев, Василий Сафонов. В малом зале Московской консерватории на мраморной доске в ряду знаменитых воспитанников начертано и имя выпускника Скрябина.

скрябин в юности

Творчество

Начав писать музыку в детстве, Александр работал в таких жанрах, как этюд, миниатюра, прелюдия и экспромт. В его произведениях, наполненных душевными переживаниями и лиризмом, уже тогда читался почерк будущего мастера.

В 1894 году молодой композитор Скрябин дал в Петербурге первый авторский концерт, в котором исполнил сочинения, написанные к 22 годам. Выступление имело успех, и Александр Николаевич стал гастролировать по Европе. Там его признали исключительным и самобытным музыкантом, создающим философские и интеллектуальные произведения.

Музыкант хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, однако повредил правую руку и некоторое время не мог выступать. Восстановив работоспособность, он уехал за границу. Зарабатывал на жизнь преимущественно исполнением собственных сочинений.

В 1898 году маэстро вернулся в Россию и занялся преподавательской деятельностью в Московской консерватории и Екатерининском институте, в основном для того, чтобы обеспечивать семью. Через год он оставил работу преподавателя, поскольку она отвлекала его от своего творчества. Скрябин к этому времени уже созрел как художник, музыка стала для него инструментом передачи гармоничной и последовательной системы мировоззрения.

скрябин композитор

Музыкальные произведения

В начале 1900-х композитор взялся писать две симфонии, которыми разрушил каноны жанра и спровоцировал неоднозначные отзывы критиков, отказывающихся видеть музыку в написанном. В 1905 году Александр Николаевич представил премьеру третьей симфонии под названием «Божественная поэма». В ней автор проявил себя в качестве драматурга и попытался запечатлеть эволюцию человеческого духа. Музыкальное произведение Скрябина произвело оглушительное действие и поразило публику стихийностью и свободой. «Божественная поэма» стала не иначе как "дверью" в новую эру музыки.

«Прометей» и «Мистерия»

К композитору пришли всемирное признание и слава, и он задумал творение всей свой жизни: «Мистерию», соединяющую воедино все виды искусства. Александр Николаевич разработал свето-цвето-звуковую концепцию, которая позволяла ему видеть, как звук воплощается в цвете.

творчество скрябина

Этому глобальному замыслу предшествовало создание крупных музыкальных произведений для оркестра, фортепиано и органа. В 1907 году творческая биография Скрябина пополнилась написанием «Поэмы экстаза», признанной ярчайшей работой. Вслед за ней, в 1911 году, композитор создал «Прометея», или «Поэму огня», где отдельная партия была дана свету. Из-за отсутствия специальной техники премьера произведения прошла без световой партии, но предполагалось, что мелодии должны сопутствовать сменяющие друг друга цветовые волны, заложенные в партитуре. Александр Николаевич отошел от интерпретации античного мифа и трактовал содержание поэмы как конфликт отдельной личности со всей вселенной. Творческой задачей мастера было не воплощение своих амбиций, а сотворение другого мира, где дух сливается с материей и рождается вселенная нового уровня.

Личная жизнь

В биографии Скрябина упоминаются три женщины. Его первым серьезным увлечением и студенческой любовью была Наталья Секерина. Молодые люди в течение нескольких лет вели пылкую переписку и обменивались сердечными тайнами. Однако родители Натальи сочли страстного юношу странным и неподходящим для их дочери, поэтому союз не состоялся.

Со своей первой женой Верой Ивановной Исакович композитор познакомился благодаря общей профессии: избранница была пианисткой. В 1898 году Александр Николаевич и Вера Ивановна даже давали совместный концерт в Париже. А незадолго до этого у них состоялась свадьба. Семья Скрябина до 1904 года жила в Москве, затем – в Европе. В этом браке родились четверо детей: три дочери – Римма, Елена, Мария – и сын Лев. Старший и младший ребенок умерли, не дожив до семи лет, и это оставило незаживающую рану в сердцах родителей. На похоронах старшей дочки Риммы в 1905 году они увиделись в последний раз.

скрябин с женой

Роман с поклонницей

В это время Александр Николаевич уже жил с другой женщиной. Его новым увлечением была Татьяна Шлецер, которая являлась поклонницей Скрябина и на протяжении нескольких лет пыталась завязать знакомство с кумиром. В 1902 году ее желание осуществилось. Композитора покорили восторженность девушки и глубокие знания его музыкальных произведений. Татьяна видела в нем человека с высоким предназначением, чего Вера Ивановна никогда не демонстрировала.

Скрябин давал Шлецер уроки игры на фортепиано, и она всем своим видом показывала, что боготворит его. На протяжении трех лет пара скрывала роман, но в конечном итоге он обнаружился и вызвал волну осуждения среди знакомых и друзей. Исакович не дала супругу развод, поэтому Татьяне пришлось довольствоваться ролью сожительницы.

Неузаконенный союз

В 1910 году умер общий сын Александра Николаевича и Веры Ивановны - Лев, но музыкант не приехал в Москву на похороны из-за непримиримой вражды с женой. К тому времени Шлецер уже родила Скрябину двоих детей: дочку Ариадну и сына Юлиана. В начале 1911 года на свет появилась еще одна дочь - Марина. Сын композитора Юлиан тоже умер в детском возрасте, прожив лишь одиннадцать лет. Дочь Ариадна во время Второй мировой войны была активным участником французского Сопротивления и в 1944 году погибла в фашистской Италии.

Скрябин и Шлецер, вернувшись из Швейцарии в Москву, жили в стесненных обстоятельствах и испытывали постоянное порицание своего неузаконенного союза. От Татьяны отвернулись даже ее родственники, встав на сторону официальной жены композитора. После смерти Скрябина детям разрешили носить его фамилию, а самой Шлецер отказали в такой привилегии.

дети скрябина

Внезапный уход

Александр Николаевич был здоровым и энергичным 43-летним мужчиной, когда весной 1915 года на его лице образовался болезненный нарыв. Из-за неосторожности музыканта воспалительный процесс обострился и перетек в сепсис. Очаг инфекции пытались устранить хирургическим путем, но это не дало результата. Причиной смерти Скрябина, которая наступила 14 апреля 1915-го, стало стрептококковое общее заражение крови.

Уходу предшествовали недельные мучения. Перед кончиной композитор подписал завещание и сделал прошение на имя императора об усыновлении своих внебрачных детей. Официальная вдова Скрябина смягчилась после смерти мужа и тоже походатайствовала о признании детей Татьяны Шлецер законными.

29 апреля прошли похороны выдающегося мастера. Толпы людей пожелали проститься с Александром Николаевичем. Композитора предали земле в московских Хамовниках на Новодевичьем кладбище.

могила скрябина

Музей

В доме в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин жил в свои последние годы, учредили мемориальный музей. Инициатором его создания была Татьяна Федоровна Шлецер. В 1918 году с помощью Александра Гольденвейзера и Анатолия Луначарского ей удалось получить охранную грамоту, которая запрещала делать из квартиры коммуналку.

В 1922 году музей Скрябина был официально открыт для посетителей. В настоящее время он носит статус государственного. В состав мемориального учреждения вошел расположенный во дворе особняка бывший доходный дом.

Музыка Александра Николаевича Скрябина воплощает неудержимое стремление к радости, свободе и наслаждению жизнью. Композитор смог создать такие сочетания тональностей, которые до сих пор вызывают у слушателей трепет, восторг и полет души.