Николай Семенович Лесков: биография и творчество
Описание биографии Лескова Николая Семеновича можно начать с того, что в первую очередь его принято называть родоначальником русского сказа. В этом плане писателя ставят в один ряд с Николаем Васильевичем Гоголем, оба они были мастерами острого пера, способного обличать все пороки современного им общества.
Позже коллеги писателя удивлялись его великолепным знаниям психологии, обычаев и нравов своего народа.
Николай Семенович Лесков. Краткая биография
Родился он 16 февраля (н. ст.) 1831 года в поселка Горохово Орловской губернии. Отец, Семен Дмитриевич Лесков, был представителем старинного рода священнослужителей, так как и его отец, и дед служили в церквушке села Лески. Поэтому и фамилия у них была Лесковы.
Отец писателя тоже хотел идти по стопам своих предков, но, окончив семинарию, решил все же стать следователем и начал работать в Орловской уголовной палате. В этом у него проявился недюжинный талант, так как он мог распутывать самые сложные и запутанные дела. Именно поэтому его быстро продвинули по карьерной лестнице и наградили дворянским титулом.
Мать будущего писателя - Мария Петровна - относилась к одному из обедневших поколений московского дворянства. Своему мужу она родила две дочери и три сына. Николай был первенцем. Когда ему исполнилось 8 лет, у отца произошла большая ссора с начальством, и тогда вся семья переехала жить в деревню Панино Орловской губернии. Там его отец начал заниматься сельским хозяйством.
Учеба и становление
Коля учился в Орловской гимназии. Предметы ему давались очень тяжело, и поэтому за пять лет учебы на руки он получил свидетельство об окончании всего лишь двух классов. Специалисты, изучавшие биографию Лескова, винят в этом тогдашнюю систему образования, которая зубрежкой напрочь отбивала желание по-настоящему постигать науки, тем более у таких неординарных мальчиков, как Коля Лесков.
После окончания учебы отец устроил своего сына работать служащим в уголовную палату. Но буквально через год он скончался от холеры. Следом их семью постигает еще одно горе – сгорает дотла их дом со всем нажитым имуществом.
Новая жизнь
Николай тут же подает прошение, и его переводят в казенную палату Киева. В этом городе тогда проживал его родной дядя, который был профессором, преподающим в одном из вузов.
В биографии Лескова указывается на то, что в это золотое для него время он занимается тем, к чему у него лежала душа – он увлекается языками, философией, литературой. Затем становится вольнослушателем в университете, где много общается в кругах старообрядцев и сектантов.
Но богатый жизненный опыт будущий писатель получил у другого дяди - мужа маминой сестры - англичанина, который позвал племянника в свою компанию «Шкот и Вилькенс». Такая должность предполагала длительные поездки по всей России.
Литература как призвание
Вообще, мысль посвятить свою жизнь писательскому искусству посещала Лескова неоднократно. Впервые он задумался об этом в командировках от компании «Шкот и Вилькенс», которые дарили ему интересные события и общение с людьми, впоследствии становившимися его персонажами.
В биографии Лескова Николая Семеновича также можно отметить, что первые свои шаги в литературе он сделал как публицист, когда стал писать статьи «на злобу дня» в киевские и петербургские газеты. В них зазвучала критика и обвинение в коррупции в адрес чиновников и полицейских врачей, благодаря чему было заведено несколько служебных расследований. Это говорило о явном успехе начала его творческой деятельности.
Новые работы
Как автор художественных произведений, он попробовал себя в повести «Амур в лапоточках», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения». О нем сразу же заговорили как о великолепном авторе, умеющем ярко и точно передавать трагичные женские образы. Вслед за первой пробой были написаны очерки «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница» и др. Он мастерски вплетался в темную сторону жизни с индивидуальным юмором и сарказмом - так зародился его уникальный стиль, который потом был признан разновидностью сказа.
Немного позже в круг его литературных интересов вошла драматургия, и он начинает заниматься театральными пьесами. Одной из самых популярных оказалась пьеса «Расточитель».
В таких произведениях, как «На ножах», «Некуда», «Обойденные», он высмеивал революционных демократов и нигилистов и говорил о неготовности России к радикальным переменам.
А дальше, после криминального романа «На ножах», его творчество меняется, становится яркой живописью и, можно сказать, иконописью, так как он начинает создавать иконостас русских святых и праведников.
Из-за его романов редакторы журналов устроили ему бойкот, только редактор журнала «Русский вестник» в лице Михаила Каткова не отказывался от работы с ним, но и он нещадно исправлял рукописи. Поэтому работать Лескову с ним не хотелось.
«Левша». Время испытаний
Следующее его произведение под названием «Левша» стало великим сокровищем русской литературы. Из него вышла настоящая легенда об оружейных дел мастере, в которой Лесков свой писательский талант засветил новыми гранями со сложным каркасом, оригинальными неологизмами, наслаиваниями событий друг на друга.
Изучая биографию Лескова, можно отметить, что о нем сразу же заговорили как о даровитом писателе.
Но затем в 70-х наступили тяжелые времена, и ему пришлось работать оценщиком новых книг, где ему приходилось решать, какие книги допускать к читателям. Оклад за такую работу ему начислялся буквально мизерный.
Вдобавок ко всему его известную повесть «Очарованный странник» отвергли редакторы всех изданий, в том числе и сам Катков.
Это произведение Лесков решил создать в альтернативном жанре, в котором он постарался объединить несвязанные сюжеты, которые не были закончены. За такую «свободную форму» Лесков и подвергся шквальной критике. Ему пришлось публиковать только отрывки повести.
Продолжение биографии Лескова
А дальше он выпустил сборник рассказов «Праведники», в которых речь шла об идеализированных персонажах, счастливых и прямодушных людях, которых, как утверждал сам писатель, он встречал на своем жизненном пути. Но критики и здесь не обошлись без сарказма.
Ближе к 80-м годам эти праведники начинают приобретать религиозные черты, Лесков пишет в то время о героях раннего христианства.
В конце своего творческого и жизненного пути Лесков опять начинает писать изобличительные произведения на чиновников, военных начальников и представителей церкви. В этот период он пишет один за другим свои известные произведения «Тупейный художник», «Зверь», «Пугало». Лесков также стал писать рассказы для детей, которые с большим удовольствием брали редакторы.
Личная жизнь писателя
Почитателями литературного таланта Лескова были Лев Толстой, считавший его самородком из орловской глубинки и «самым русским писателем», а также А. Чехов и И. Тургенев.
В биографии Николая Семеновича Лескова отдельную главу можно отвести его не очень счастливой личной жизни. Он был дважды венчан.
Первой его женой стала дочь киевского предпринимателя Ольга Васильевна Смирнова, родившая ему дочь Веру и сына Митю, который умер в младенчестве. Из-за психического расстройства его супруга была помещена в петербургскую клинику Св. Николая.
В 1865 году Лесков вновь вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой. Через год она подарила ему сына Андрея, который в будущем стал дипломатом и осел во Франции.
Но через 11 лет брака Николай Лесков и Екатерина Бубнова развелись.
Изложение краткой биографии Николая Семеновича Лескова можно закончить тем, что прожил он 64 года. Писатель всю жизнь страдал астмой, и 21 марта (н. ст.) 1895 года он скончался от приступа удушья, которые стали случаться с ним все чаще и чаще. Его тело было захоронено в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.