Джордж Гордон Байрон: биография и творчество
Джордж Гордон, лорд Байрон, - самый яркий и печально известный из английских поэтов-романтиков. Самый модный поэт начала 1800 годов. Он создал чрезвычайно популярного героя-романтика - вызывающего, меланхоличного, преследуемого тайной виной, которого, по мнению большинства, он писал с себя.
Байрон - личность парадоксальная и интересная. Лидер поэтической революции никогда не терял связь с реальностью, деист и вольнодумец, он с юности сохранил кальвинистское чувство первородного греха. Он отстаивал свободу в своих делах и делах государства, отдавая деньги, время, энергию и в конечном счете, жизнь.
Его многогранный талант нашел выражение в сатире, стихах, оде, лирике, драме, исторической трагедии, конфессиональной поэзии, драматическом монологе и объемной переписке. Требуя свободы для всех угнетенных людей, Байрон пленил западный разум и сердца, что удавалось немногим деятелям искусства и политики XIX века.
Краткая биография: Джордж Гордон Байрон в ранние годы
«Хромой мальчуган», как его называла мать, родился в Лондоне 22 января 1788 года. Он был сыном Екатерины Гордон Гайт, обедневшей шотландской аристократки, и капитана Джона Байрона. Оставшись вдовцом с ребенком на руках, второй раз отец женился по расчету. К моменту рождения сына он уже прокутил все наследство жены и сбежал во Францию от английских кредиторов, где и умер в 1791 году в возрасте 36 лет. Сам поэт в будущем рассказывал, что его отец покончил с собой, перерезав себе горло.
Кэтрин Байрон воспитывала сына в атмосфере эмоциональной нестабильности, которая проявлялась то чрезмерной нежностью, то жестокостью, бесчувственностью и гордостью. Она могла открыто издеваться над его хромотой, а после консультироваться с врачами о том, как это исправить. Няня Байрона, Мэри Грей, привила ему любовь к Библии и неизменное увлечение кальвинистскими доктринами. В школе у него появилась тяга к чтению и особенно «великая страсть» к истории, которая во многом повлияла на его последующее творчество.
Продолжая представлять краткую биографию Гордона Байрона, нельзя не упомянуть о событиях 1798 года, когда умер двоюродный дед поэта. Джордж стал шестым бароном Байроном из Рочдейла, наследником Ньюстедского аббатства - родового гнезда в Ноттингемшире. Он наслаждался новым статусом дворянина-землевладельца.
Первая любовь и первые стихи
В 1800 году произошло одно из значимых событий в жизни Джорджа Гордона Байрона. Биография гласит, что пылкий 13-летний юноша увлекся своей кузиной Маргаритой Паркер. Новое и незнакомое чувство вдохновило его сделать «первый рывок в поэзию». С 1801 по 1805 год он посещал школу Хэрроу, где преуспел в ораторском искусстве, писал стихи и занимался спортом.
Летом 1803 года он так сильно влюбился в свою дальнюю кузину, красавицу Мэри Чаворт, что прервал свое обучение, чтобы быть рядом с ней. Спустя годы он сказал Томасу Медвину, что все его «фантазии о небесной природе женщин» возникли из образа Мэри, который сохранило его воображение.
В начале 1804 года он начал интимную переписку со своей сводной сестрой Августой, которая была на пять лет старше его. Он попросил, чтобы она считала его «не только братом», но и ее «самым теплым и самым ласковым другом».
Байрон: биография и творчество юных лет
Байрон посещал Тринити-колледж в Кембридже. Во время «самого романтического периода жизни» учебные занятия интересовали его меньше, чем такие лондонские развлечения, как уроки фехтования и бокса, театр, демимонды и азартные игры. Живя экстравагантно, он начал накапливать долги. В Саутуэлле, куда его мать переехала в 1803 году, он подготовил свои стихи для публикации.
Важным, как свидетельствует биография Джорджа Байрона, для него стал 1806 год. В июне он опубликовал свой первый сборник. «Часы досуга» - это не более чем школьные интерпретации классики и подражание поэтам-предшественникам романтизма, таким как Томас Грей, Томас Чаттертон и Роберт Бернс, а также некоторым современникам. Эти стихи по сравнению с теми, что были опубликованы анонимно, утратили оригинальность. Сборник ценен тем, что отражает веяния этого периода, интересы молодого поэта.
Именно как публикующийся поэт Байрон вернулся в Кембридж в июне 1807 года. Помимо новых знакомств, он подружился с Джоном Хобхаусом. Байрон, склонный к либерализму в политике, присоединился к Хобхаусу в Кембриджском клубе вигов.
Критика
В феврале 1808 года влиятельный журнал «Эдинбургское обозрение» опубликовал критику первого сборника. Как следует из биографии Байрона, краткая и беспощадная рецензия сочеталась с необоснованными нападками на автора. Однако она оказала благотворное влияние. Обиженный и приведенный в бешенство Байрон начал мстить за себя сатирой. С энтузиазмом и яростью совершенствовал свои стихи юный лорд.
В краткой биографии Байрона указано, что в марте 1809 года, через два месяца после достижения совершеннолетия, он занял свое место в Палате лордов. Вскоре после этого вышли «Английские барды и шотландские критики». Сатира была опубликована анонимно тиражом 1000 экземпляров. Его главная цель - критики. Из этих «гарпий, которых нужно кормить», автор выбрал для осуждения «бессмертного» Ф. Джеффри, который, как он ошибочно предположил, написал оскорбительные комментарии к «Часам досуга».
Сатира вызвала ажиотаж и заслужила всеобщее одобрение рецензентов. Общая цель, как указано в предисловии, состоит в том, чтобы «заставить других писать лучше». Байрон больше всего симпатизировал неоклассицизму с его порядком, дисциплиной и ясностью.
Большое путешествие
Чувствуя себя отмщенным, Байрон решил осуществить давнюю мечту о путешествии за границу. Несмотря на долги, он собрал достаточно средств, чтобы совершить тур по восточному Средиземноморью. Стремясь описать бесчисленные впечатления, которые дала ему поездка, Байрон начал работу над поэмой.
Байрон вернулся на родину 14 июля, через два года и 12 дней после отъезда. Он накопил исходный материал для будущих своих произведений. Более того, общение с другими народами, властью, знакомство с другими культурами - все это превратило его в гражданина мира с расширенными политическими взглядами и проницательным отношением к предрассудкам и лицемерию. Примечательно, что в качестве эпиграфа для своей поэмы он выбрал слова из книги Луи Шарля Фужере де Монброна:
Мир подобен книге, и тот, кто знает только свою страну, прочитал в ней лишь первую страницу.
Следующий период в краткой биографии Джорджа Байрона охарактеризован как длительный траур. 2 августа умерла его мать. Какими бы ни были ее недостатки, она любила своего сына, гордилась его достижениями и грамотно управляла Ньюстедом в его отсутствие. «У меня был только один друг в мире, - сказал он. - И она ушла». Спустя несколько месяцев погиб друг поэта, с которым он близок со времен учебы в колледже.
В январе 1812 года Байрон вернулся в Палату лордов, объединившись с либеральными вигами. За свою политическую карьеру он выступал трижды.
«Паломничество Чайльд-Гарольда»
10 марта 1812 года были опубликованы две первые песни «Чайльд-Гарольда». 500 копий по цене 30 шиллингов были распроданы за три дня. В течение двух дней был выпущен тираж 3000 экземпляров по 12 шиллингов. Вскоре после этого Байрон заметил: «Я проснулся однажды утром и почувствовал себя знаменитым». В «Эдинбургском обозрении» Джеффри назвал «главным превосходством» произведения «исключительную свободу и смелость как в мышлении, так и в выражении».
Называя Гарольда «вымышленным персонажем», Байрон стремился отделиться от своего главного героя, но читатели, отмечая многие и поразительные сходства, воспринимали их как единое целое.
Гарольд - первый герой Байрона. Он происходит от Прометея, сатаны Милтона, сентиментальных героев, найденных у Жан-Жака Руссо и Гете, героев-злодеев в готических романах. Как и положено сложным персонажам, герои Байрона демонстрируют значительное разнообразие. Среди их черт романтическая тоска, вина за тайный грех, гордость, неповиновение, беспокойство, отчужденность, месть, раскаяние, капризность и такие благородные достоинства, как честь, альтруизм, смелость и чистая любовь к женщине.
Личная жизнь
Гостиные и салоны общества вигов соперничали за внимание Байрона. В Холланд-хаусе он встретил энергичную и импульсивную леди Кэролайн Лэмб (портрет на фото). Их бурный роман длился все лето, пока Байрон не отверг ее.
В октябре 1812 года он сделал предложение Анне Изабелле Милбанк, чтобы избавиться от преследования Кэролайн. Девушка увлекалась литературой и философией, проявляла талант к математике. Она отклонила предложение, полагая, что Байрон никогда не станет «объектом той сильной привязанности», которая сделает ее «счастливой в домашней жизни». Возможно, с облегчением, Байрон принял отказ.
К ноябрю он завел роман с Джейн Элизабет Скотт, леди Оксфорд, покровительницей Движения за реформы.
Спустя некоторое время Байрон получил письмо от Анны, она призналась в своей ошибке и осторожно попыталась возобновить дружбу. Началась переписка. В сентябре 1814 года он сделал предложение, она приняла его. В браке Байрон надеялся найти рациональный образ жизни и примирить внутренние конфликты, которые его мучили. Байрон женился 2 января 1815 года в гостиной дома ее родителей, приема не было.
Лорд и леди Байрон поселились в лондонском доме герцогини Девонширской. На протяжении 1815 года финансовые проблемы и пьянство приводили Байрона в ярость. 10 декабря 1815 года у супругов родилась девочка. В начале нового года растущее беспокойство по поводу денег вынудило Байрона предложить жене вместе с ребенком переехать в его поместье в Лестершире, на время, пока он разберется с кредиторами. Рано утром 15 января 1816 года леди Байрон и Ада покинули Лондон. Больше он никогда их не видел.
В апреле пара развелась официально. Процессу сопутствовал скандал. Леди Байрон, вероятно, призналась своему адвокату о том, что подозревает мужа в инцесте с сестрой Августой, добавив обвинения в прелюбодеянии и жестокости. Подписав документы, поэт решил уехать за границу - 25 апреля он отплыл из Дувра в Остенде. В Англию он больше не вернется.
В июне 1817 года поэт завершил четвертую песню «Чайльд-Гарольда». Основой послужило его путешествие в Ватерлоо, затем по Рейну и в Швейцарию. Не сумев привести убедительных различий между собой и своим героем в предыдущих песнях, Байрон отбросил притворство.
«Беппо»
Поэт понимал, что тема «Чайльд-Гарольда» исчерпана. Но жизнь в Венеции подняла ему настроение. Прежде чем он закончил эту песню, он начал спонтанно поэму «Беппо», с которой он вернулся к сатире и подготовил путь для «Дон-Жуана».
Конец лета 1817 года знаменует собой значительное развитие литературной карьеры Байрона. К 10 октября он закончил «Беппо». Его новое произведение, заверил он издателя, покажет публике, что он может «писать весело».
Беппо, венецианский купец, возвращается домой во время карнавала после многих лет турецкого плена и обнаруживает, что у его жены есть любовник. После того как все трое приятно обсудили любовный треугольник, муж и жена воссоединились, а Беппо подружился с графом. В своей веселости, воодушевлении и отсутствии риторики «Беппо» просигнализировал о разрыве с более ранними, мрачными работами Байрона. Изгнан опустошенный душой герой с его гордостью и пессимизмом, его заменил поэт-рассказчик - разговорчивый, остроумный, наблюдательный, циничный. Это произведение - первая попытка Байрона, позволившая ему поэкспериментировать со стилем, наиболее близким ему и лучше всего подходящим для его таланта.
Борьба за свободу Греции
В ноябре 1823 года Байрон согласился одолжить 4000 фунтов греческому флоту для его оснащения. В январе он присоединился к восстанию, которое возглавлял принц Александу Маврокордатос. Одетый в красную военную форму, Байрон был с энтузиазмом встречен криками, приветствиями и залпами и провозглашен «Мессией». Накануне своего дня рождения он снова обратился к поэзии, чтобы выразить свои чувства к жизни и ее принципам.
В течение следующих трех с половиной месяцев, казалось, все обстоятельства - военные, политические, климатические и любовные - складывались против него. Атака на турецкую крепость была отложена из-за нехватки солдат, его здоровье, ослабленное годами сидения на диете из-за борьбы с лишним весом, ухудшилось от постоянного напряжения и холодных зимних дождей. Несмотря на неуверенность и неудачи, он продолжал отдавать деньги и энергию Маврокордатосу и греческому восстанию.
В марте 1824 года Джон и Х. Л. Хант опубликовали последние полные разделы «Дон-Жуана». «Литературная газета» объявила их «лишенными наименьшего проблеска таланта».
Болезнь и смерть
9 апреля, промокнув под сильным дождем, Байрон слег с лихорадкой. В пасхальное воскресенье он вошел в коматозное состояние. В шесть часов вечера 19 апреля 1824 года во время сильной грозы Байрон умер.
На поминальных службах по всей стране он был провозглашен национальным героем Греции. Его смерть оказалась эффективной в объединении Греции против врага и в получении поддержки для ее борьбы со всех частей цивилизованного мира. В октябре 1827 года британские, французские и русские войска уничтожили турецкий и египетский флот, обеспечив независимость страны.
Тело Байрона прибыло в Англию 29 июня и в течение двух дней лежало в государственном доме в Лондоне. В пятницу, 16 июля 1824 года, лорд Байрон был похоронен в семейном склепе.
Влияние Байрона на искусство
Слава, с которой проснулся Байрон в Лондоне в 1812 году, быстро распространилась по всей Европе и англоязычному миру благодаря множеству переводов и изданий. Его влияние было обширным и продолжительным. Альфред де Мюссе был его учеником во Франции, Александр Пушкин в России, Генрих Гейне в Германии, Адам Мицкевич в Польше. Его поэзия вдохновила на создание музыкальных произведений Гектора Берлиоза, Роберта Шумана и Петра Чайковского. Его дух вдохновлял либеральные революционные движения: большинство офицеров, казненных после неудачного восстания декабристов в России в 1825 году, были байронистами; итальянский патриот Джузеппе Мадзини связывал Байрона с вечной борьбой угнетенных за свободу.
Философски и стилистически Байрон стоит особняком от других основных романтиков. Он был наименее замкнутым, самым космополитичным из них.
Биография Байрона, лорда и барона, увлекательна. Его личная жизнь вызывала множество пересудов из-за интимных отношений с сестрой, юных фаворитов, в компании которых он путешествовал, а поэзия - восхищение. Но последнее слово осталось за ним:
Зато я жил, и жил я не напрасно!
Хоть, может быть, под бурею невзгод,
Борьбою сломлен, рано я угасну,
Но нечто есть во мне, что не умрет,
Чего ни смерть, ни времени полет,
Ни клевета врагов не уничтожит
Что в эхе многократном оживет
И поздним сожалением, быть может,
Само бездушие холодное встревожит.
«Я был рожден для оппозиции», - провозгласил Байрон в «Дон-Жуане». И это действительно так: как главный политический и социальный сатирик, он всегда осуждал войну, тиранию и лицемерие.