Феликс Мендельсон: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты

Всему миру известен легендарный марш Мендельсона, без которого не обходится ни одна свадебная церемония. Однако не все знают, что этот немецкий композитор внес огромный вклад в развитие такого музыкального направления как романтизм, а также является основателем первой в Германии консерватории. Маэстро был настоящим виртуозом, мастерски дирижировал, помогал молодым талантам и не забывал про "старую" школу, ведь именно он заново открыл миру музыку Баха. Увлекательная биография Мендельсона далее.

Ранние годы

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года. Будущий великий композитор родился в Гамбурге. Мальчик стал пятым ребенком в семье, которая имела весьма благоприятную среду, чтобы получить образование и реализовать таланты. Когда Феликсу исполнилось два года, семья переехала из Гамбурга в столицу Германии.

Так как родители мальчика пытались отказаться от традиций своих предков, дети не посещали в церковно-приходскую школу, а через время семья вовсе сменила фамилию на Бартольди, дабы подчеркнуть свой отказ от еврейских корней. Феликс, будучи уже взрослым, не выступал против таких перемен, но решил оставить себе двойную фамилию.

В дом семейства часто приезжали такие известный личности, как философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер. Склонность Феликса к музыке стала явной в первые годы, мать занялась развитием способностей сына. Подобным талантом была наделена и сестра Мендельсона, Фанни, которая последствии стала успешной пианисткой и изредка писала любительские пьесы, но отец считал, что это неприемлемый вид деятельности для дамы. Брат и сестра вместе изучали нотную грамоту и проходили обучение у композитора Людвига Бергера.

Брат и сестра Мендельсоны

Карл Цельтер же обучал Мендельсонов теории музыки. Юный Феликс начинал творческую деятельность с обучения игре на скрипке. Именно Цельтер, как поклонник творчества Иоганна Баха, привил мальчику любовь к этому немецкому композитору, что стало важным уроков в жизни Мендельсона.

Играть на фортепиано Феликс начал в шесть лет, а год спустя уже посещал уроки обучения у Мари Биго в Париже. В девять лет юный виртуоз дал свое первое выступление на одном из камерных концертов.

Обучение

Биография Мендельсона не может быть полной без упоминания студенческих лет юноши. В 1819 году Феликс начинает обучение в Певческой академии в Берлине, где пробует себя в сочинительстве. Творчество Феликса Мендельсона не взялось из ниоткуда. Он с самых ранних лет много импровизировали и записывал свои сочинения. Первый сборник юного композитора был опубликован в 1822 году. На тот момент Феликсу едва исполнилось тринадцать лет, что дает право называть способности мальчика по-настоящему гениальными. Первую симфонию Мендельсону удалось написать в пятнадцать лет. Композиция создавалась для оркестра в до-миноре, а спустя год был исполнен октет ми-бемоль мажор. Что в очередной раз доказало невероятные способности начинающего композитора. Это музыкальное произведение Феликса Мендельсона, а также его увертюра "Сон в летнюю ночь", является, вероятно, самыми знаменитыми работами маэстро.

В 1824 году он начинает заниматься у композитора Игнаца Мошелеса, который позже признавался, что скорее сам черпал знания у юного пианиста, чем наоборот. Совместная работа позволила музыкантам дружить всю жизнь.

Как упоминалось ранее, мальчик и все дети семьи не нуждались в образовании. Поэтому Феликс был разносторонним человеком. Он любил как музыку, так и литературу, живопись, философию, языки.

Поездка в Париж

Париж, начало 19-го века

За годы жизни Феликс Мендельсон побывал во многих городах и странах. Но его карьера как дирижера и композитора начинается именно в Париже. Глава семейства, Авраам Мендельсон, везет сына во Францию в 1825 году, дабы продемонстрировать талант мальчика ректору Парижской консерватории. Выступление было высоко оценено местными мэтрами, но сам Феликс остался недоволен французским музыкальным учреждением. Что, тем не менее, не помешало ему принять от места все самое лучшее, а также завести множество важных знакомств. Вернувшись домой, юный композитор продолжил работу над произведением "Свадьба Камачо", которая стала своеобразной аллюзией на "Дон Кихот". Композиция была закончена в 1925 году.

Первые работы

Все произведения, сочиненные композитором в детстве, стали важными составляющими биографии Мендельсона. В возрасте девяти лет именно с этими произведениям он дебютировал в Берлине на большой сцене. Его сестра Фанни также была талантливым музыкантом, но поскольку это дело было не женское, она устраивала концерты лишь для друзей и семьи.

Тогда семья Мендельсонов только заселилась в просторный старинный дом на Лейпцигской улице, который имел собственный музыкальный зал. Субботние концерты стали семейной традицией, которую посещало несколько сотен зрителей.

В 1826 году Феликс Мендельсон сочинил одно из самых популярных своих произведений - увертюру к комедии Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь". На протяжении карьеры он регулярно дирижировал ее на своих концертах. Увертюра состояла из двенадцати минут непрерывной музыки, а стилистически она представляла, безусловно, романтизм. Тот самый легендарный марш Мендельсона был частью произведения 1826 года. Феликс сочинил композицию в возрасте семнадцати лет.

Гете и "Свадьба Камачо"

Именно в этот период жизни молодой сочинитель стал активно общаться с известным поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гете. Несмотря на разницу в возрасте они стали хорошими друзьями, а Мендельсон вдохновлялся творчеством Гете. Последний также был большим поклонником музыканта, сравнивая его в такому молодом возрасте с Моцартом. Феликс даже написал музыку к некоторым произведениям своего друга.

Мендельсон играет для Гете

В 1827 году состоялась сценическая постановка "Свадьбы Камачо". Композиция заслужила множество положительных отзывов от критиков, однако закулисные интриги не позволили произведению стать успешным. Это огорчило композитора, который решил сосредоточиться на инструментальной музыке. Помимо творческой деятельности Мендельсон проходил обучения в Берлинском университете имени Гумбольдта.

Как упоминалось ранее, Феликс с детства увлекался творчеством Баха, который в то время был не сильно популярен.

"Страсти по Матфею"

Когда Мендельсону только исполнилось двадцать лет, он дебютировал как дирижер в Певческой академии в Берлине со спектаклем "Страсти по Матфею". Событие стало первым исполнением произведения после смерти автора, Баха. Мендельсон сократил оригинал и инструментовал заново. Такая аранжировка вызвала бурные положительные эмоции не только присутствующих критиков, но и будущих музыковедов со всего мира.

Мендельсон на этом выступлении первый и последний раз в жизни публично сослался на еврейское происхождение. Тогда он лишь иронично заметил, что такому еврею как он трудно разбираться в христианской тематике. Подобное личностные отношения Феликса с верой сохранялись на протяжении всей жизни, а произведения его буквально "кровоточили" подобными сложными размышлениями маэстро. Тогда было современно, что композиторы писали оратории, в которым раскрывались темы и настроения христианства.

Композитор Мендельсон

Первые крупные концерты

На волне успеха от "Страстей по Матфею" композитор Мендельсон впервые едет в тур со своими концертами. Первой остановкой стал Лондон. Здесь он многократно играет свои произведения перед восторженной публикой. Наибольшей популярностью пользуется уже знаменитая увертюра "Сон в летнюю ночь", помимо которой играются некоторые работы Бетховена и Вебера. Концерты Мендельсона пользуются такой популярностью, что после Лондона он отправляется покорять Шотландию. После этой поездки, находясь под впечатлением и неизгладимыми эмоциями, маэстро напишет "Шотландскую" симфонию.

Английские концерты стали лишь отрывной точкой в продолжительной гастрольной деятельности маэстро. Спонсирование отца позволило отправиться с концертами в Италию, где его ждал старый добрый друг Гете.

В том же году Феликс получил предложение занять солидную должность в Берлинском университете, где ранее учился композитор. Но он продолжает тур, отвергая работу.

Феликс Мендельсон как основоположник жанра концертной программной увертюры провел все лето 1830 года в разъездах. Выступления проводятся в Мюнхене, Париже, Зальцбурге, Риме. В последнем композитор останавливается на целую зиму, чтобы закончить работу над "Гебридой", а также приступить к "Первой Вальпургиевой ночи". По дороге домой Феликс вновь заезжает в Мюнхен, где Мендельсон дает множество фортепианных концертов. Он погружен в приятные и страстные чувства, записывая наспех новую композицию, он выступает с ней перед королем Баварии. Обратно в Берлин Феликс приезжает звездой европейского масштаба.

Переезд в Лейпциг

Когда Карл Фридрих Цельтер, учитель Мендельсона, скончался в 1832 году, Феликс просился занять его пост дирижера Певческой академии, однако композитору было отказано. Существует множество слухов, почему ученик не занял место учителя: и возраст был причиной, и интерес к инновациям, и, конечно, еврейское происхождение. Обиженный Мендельсон на время покидает Германию.

В 1833 году состоялась очередная поездка маэстро в Англию, где он вновь играет симфонии собственного сочинения. В том же году его приглашают работать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Мендельсон с радостью принимает приглашение, а итоге становится местным директором.

Молодой Мендельсон

Теперь у композитора очень насыщенный график работы, его концерты пользуются огромным успехом, но с руководством отношения так и не сложились. Работа с улучшением местной самодеятельности не увенчались успехом, что дало повод композитору в 1834 году уйти в отставку. Мендельсон уехал в Лейпциг и год спустя занял должность дирижера Лейпцигского оркестра.

В 1835 году ушел из жизни Авраам Мендельсон. Одним из последних желаний отца композитора было желание, чтобы его сын закончил свою первую ораторию Святого Павла. Последняя воля была исполнена, Феликс завершил произведение в течение года.

В 26 лет Мендельсон стал самым молодым руководителем городского концертного зала Лейпцига. С оркестром ему удалось быстро найти общий язык, он успешно настроил под себя музыкантов, которые так и не заметили это. Зато заметили зрители. Концерты под предводительством маэстро скоро приобретают общеевропейскую громкость, а сам Феликс поднимается до уровня именитых композиторов. В Лейпциге у Мендельсона получается работать над сочинительством лишь во время отпуска, именно тогда он дорабатывает задуманный еще в Дюссельдорфе триптих на религиозную тему "Элиа – Павел – Христос".

Семейная жизнь

Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь. А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году. Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.

Сесилия Жанрено

В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.

На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат - сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.

Уход из жизни

Причина смерти Феликса Мендельсона весьма трагичная. С проблемами со здоровьем маэстро столкнулся еще в 1846 году. После гастролей он занимался финальной частью триптиха "Христос", но стоит отметить, что процесс шел крайне тяжело из-за самочувствия. Композитор страдал мигренью и постоянными перепадами настроения. Семейный врач рекомендовал отложить концертную деятельность и не покидать комфортные домашние условия.

Год спустя состояние маэстро усугубилось со смертью его любимой сестры. Феликс так страдал, что пережил инсульт. К сожалению, это были последние дни композитора Мендельсона. Он впадал в забытье, не мог отвечать на простые вопросы. Спустя некоторое время его настиг очередной инсульт, что стало причиной смерти. Музыкант скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года. Маэстро было 38 лет.

Интересные факты Феликсе Мендельсоне

Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:

  1. Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
  2. При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта "пустым бренчанием".
  3. 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление "Страстей по Матфею". Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
  4. Национальность Феликса Мендельсона - немец еврейского происхождения.
  5. Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
    Памятник Мендельсону
  6. В то время, когда маэстро руководил Лейпцигским оркестром Гевандхауза, он получал множество предложений и просьб о включении произведений молодых и опытных талантов в основную программу. Одним из таких композиторов был Рихард Вагнер. К сожалению последнего, Мендельсон потерял его работу. Этим можно объяснить, почему Вагнер так не любил Феликса и высказывался о нем крайне резко после его смерти.
  7. По мнению Авраама Мендельсона, старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыке, относительно Феликса. Но в то время считалось просто немыслимым, чтобы женщина занималась музыкальной карьерой.
  8. Во время гастролей в Париже, композитор представил "Реформационную симфонию", которая, к сожалению, провалилась. Этот инцидент стал первым творческим ударом, после которого маэстро был подавлен. Благо, он сумел справиться.
  9. После успешного лондонского концерта, маэстро получил заманчивое предложение места главного дирижера в Дюссельдорфе. Тем не менее, в 1835 году после выступления на музыкальном фестивале в Кельне композитор получает предложение должности руководителя оркестра симфонических концертов в Лейпциге и сразу же его принимает.
  10. Многим неизвестно, что в 1836 году Феликс Мендельсон получил звание доктора философских наук.
  11. Образ композитора очень часто идеализируют. Во многих источниках пишут, что Мендельсон был примерным семьянином и относительно спокойным и уравновешенным человеком. Однако с такими фактами вступают в конфликт сведения из писем его племянника, который описывал дядю, как "резкого" и "переменчивого" человека. Как известно, перепады настроения и угрюмое состояние с бессвязным бормотанием являются поведением, которое было у композитора на пороге смерти.
  12. Четверо из пятерых детей Мендельсона прожили длинные жизни, став уважаемыми гражданами и представителями науки и искусства. Второй сын по старшинству умер от длительной болезни. Супруга композитора Сесилия Жанрено пережила мужа всего на шесть лет.
  13. Спустя большое количество времени после смерти композитора, появились слухи, что Мендельсон мог и не быть таким верным мужем для своей Сесилии, как принято было думать. Нашлись некие документы, якобы существовавшие, но не представленные общественности, гласящие, что Феликс имел определенную романтическую связь со шведской певицей Йенни Линд. Удивительно, но вы эту особу был влюблен и писатель Ханс Кристиан Андерсен. В этих сомнительных документах якобы писал Мендельсон и просил даму о свидании, а также угрожал самоубийством в случае отказа. После появления такой неподтвержденной информации появились мнения, что смерть Мендельсона наступила не по естественным причинам.

Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.