Гавриил Державин: биография поэта
Гавриил Романович Державин, биография которого интересна всем поклонникам его творчества, был выдающимся поэтом конца XVIII – начала XIX века. Его стихотворения, написанные на рубеже столетий, ознаменовали собой смену литературных эпох в русской поэзии.
Краткая биография Державина Гавриила
Будущий поэт родился в родовом имении Сокуры в Казанской губернии. Существовало семейное предание, что Державины являлись представителями татарского рода. Их предок Багрим-мурза выехал из Большой Орды в Москву, где поступил на службу к русскому царю.
Родители Гавриила были мелкопоместными дворянами. Его отец умер, когда будущий поэт был еще совсем мал. Державины жили скромно. Юноша получил образование в гимназии. С 1762 года он служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Офицерское звание он получил через 10 лет.
Преображенский полк был задействован и в возведении на трон Екатерины Второй, и в подавлении крестьянских бунтов. Державин принимал непосредственное участие в подавлении восстания Пугачева. В то время он занимался делопроизводством, поэтому все события очень скрупулезно описывал. Также Державин занимался агентурной деятельностью, организовывал внедрение лазутчиков в ряды войск Емельяна Пугачева. Записи Гавриила Романовича использовал Пушкин, когда писал свой роман «Капитанская дочка».
В 1777 году Державин вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. Его карьера начала стремительно развиваться.
Умный, политически проницательный, исполнительный и ответственный, он легко вписался в государственный истеблишмент того времени, занимал самые высокие посты в царствование Екатерины Великой, даже два года прослужил кабинет-секретарем императрицы.
Изучая биографию Державина-чиновника, можно сказать, что этот человек быстро поднимался по карьерной лестнице (от статского советника в Сенате в 1777 году до министра юстиции в 1802 году).
Он искусно совмещал государственную деятельность с литературным творчеством, что сделало его одним из величайших представителей русского классицизма.
В 1803 году он был уволен Александром I с формулировкой "Служит слишком рьяно".
Поэт поселился в загородном имении на Званке под Новгородом, где всецело посвятил себя творчеству, сочиняя идиллии и анакреонтические стихи.
Державин учредил официальное литературное общество "Русское слово", собрания которого проводил в своем доме на берегу Фонтанки в Санкт-Петербурге.
Интересный факт из биографии Г. Р. Державина: он перечислял все свои звания, чины и должности, но никогда не упоминал о литературной деятельности, хотя прекрасно осознавал свое влияние на развитие литературного процесса в России.
Поэт классицизма
Во многих своих стихотворениях Державин восхвалял триумф Российского государства и ее правителей. Наиболее подходящей формой выражения верноподданнических чувств и восторга являлась ода.
Влияние русского классицизма, воплощенного в работах Ломоносова и Сумарокова, изначально очень чувствовалось в творчестве Державина. Но постепенно он выработал собственный оригинальным стиль, который наделил его оды патетическим величием.
Художественный метод Державина изобилует конкретной образностью, множеством личных биографических мотивов и текучих форм. Но в его произведениях также присутствуют характерные для классицизма дидактизм и аллегоризм.
Его поэтический язык богат оттенками чувств, фонетическими эффектами. Одним из новаторских приемов в творчестве Гавриила Романовича является использование в поэзии живой разговорной речи.
Творческая биография Державина
Михаил Ломоносов писал победно-патриотические и хвалебные оды, которые являлись частью праздничных мероприятий при дворе. Они были насыщены гиперболами, развернутыми сравнениями, метафорами и батальными сценами, содержали массу восклицаний и риторических вопросов.
Гавриил Романович мало внимания обращал на сложившуюся в российской поэзии традицию. В более поздних произведениях Державина уже не найти излишней патетики. Его стихи наполнены ироническим, юмористическим или сатирическим содержанием.
Державин решительно ломал стереотипы "чистоты жанра", которые в эпоху классицизма казались незыблемыми.
Особенно хороши были его элегии. Уже первая написанная в этом стиле ода принесла ему известность.
Поэт наслаждался гармоничным ритмом, получал удовольствие от тщательно подобранных аллитераций, но иногда для достижения большего эффекта сознательно допускал режущую слух какофонию противоречивых звуков.
Летопись в стихах
Поэзия и мемуары Державина – это богатый и сложный портрет его времени. Он не упустил ни одной темы. Произведения Гавриила Романовича затрагивают все, от войны и мира до любви и застолья. Державин - это человек, открытый влиянию всех современных веяний, склонный к философским раздумьям.
В своей поэзии он воспевал справедливость и свободу духа, но при этом оставался убежденным монархистом и противником либеральных идей.
Отношение к монархии
Русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин жил в эпоху судьбоносных перемен в России. В те годы происходило много знаковых событий - имперская экспансия, крестьянские восстания, война с Турцией и борьба с Наполеоном.
В конце XVIII - начале XIX века в России отношение народа к власти менялось. Гавриил Романович отличался пылкой и справедливой натурой, его возмущало беззаконие, которое творилось в стране.
Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, - это настоящая трагедия. В творческой биографии поэта Державина есть гневная ода "Властителям и судиям", посвященная ситуации в империи.
Вызов самодержавию и беззаконию
Для поэзии того времени перечить властям было недопустимо. Но с первых строк стихотворения "Властителям и судиям" становится ясно, что автор осуждает правителей, которые ведут себя так, что даже бог не может на это смотреть.
Державин пишет, что цари должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным, но они слышат и защищают только сильных. Страна потрясена зверствами, но государственные чиновники этого не хотят видеть.
Гавриил Романович хотел показать все пороки власти, выражал горечь от порочности современного мира. Он старался пробудить в читателе не только гнев, но и желание изменить жизнь к лучшему.
В одах Державина нет революционных идей. Он был убежденным монархистом и верил в добродетельность Екатерины II. Он вкладывал в свои стихи мысль, что в царящем в стране беззаконии виновны только чиновники, окружающие императрицу.
Многие посчитали гневную оду призывом к смене власти. Продолжение этой тенденции можно увидеть в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.
Оды Екатерине II и двору
Державин написал ряд сатирических од императрице и ее придворным, радуя Екатерину своим остроумием и вниманием к деталям.
Наличие такого стиля можно обнаружить в творчестве более поздних русских поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Фет и Мандельштам. Поэзия Державина представляет собой кульминацию и расширение русского классицизма, а не первый шаг к романтизму.
Произведения Гавриила Романовича традиционно считаются литературным классицизмом. Его лучшие стихи богаты антитезами и противоречивыми звуками, чем-то напоминающими Джона Донна и других метафизических поэтов.
Он нарушил несколько табу, восхваляя государя не с благоговением, а с легкой фамильярностью. Она предстает не небожительницей, а обычной женщиной, которой не чуждо ничто человеческое. Императрица у него ходит пешком, ест, читает, пишет, любит шутить и хорошо относится к людям. Державин противопоставляет Екатерину окружающим ее мелочным, эгоцентричным дворянам с их пиршествами, маскарадными костюмами и бесконечными развлечениями. Поэт резко критикует придворную жизнь в произведениях "Царедворцы" и "Властителям и судиям", высмеивая несправедливых бюрократов и паразитическую аристократию.
Что говорили критики
Д. С. Мирский говорил следующее: «Поэзия Державина - это вселенная удивительного богатства. Ее единственным недостатком было то, что великий поэт ничего не делал для того, чтобы поднять уровень художественного вкуса или улучшить литературный язык. Что касается его поэтических полетов, то в эти головокружительные сферы ему, очевидно, было не по силам проникнуть». Однако Николай Некрасов советовал следовать не Пушкину, а Державину. Наиболее известные произведения поэта:
- «На смерть князя Мещерского» (1779);
- шутливая ода «Фелица» (1782);
- переведенная на многие языки ода «Бог» (1785);
- написанная под впечатлением о смерти князя Потемкина ода «Водопад» (1794);
- «Снегирь» (1800) - трогательная элегия, посвященная смерти Суворова.
Оду "Фелица" так полюбила императрица Екатерина II, что подарила Гавриилу Романовичу золотую табакерку, инкрустированную бриллиантами, которая в те годы стоила несколько тысяч рублей.
Личная жизнь Державина
Биография поэта будет неполной, если не рассказать о его семье. Гавриил Романович был женат дважды. Его первой супругой стала 16-летняя кормилица великого князя Павла Петровича Романова. Звали ее Екатерина Яковлевна Бастидон. Она внезапно скончалась, когда ей исполнилось всего 34 года. Через полгода Державин повел под венец Дарью Алексеевну Дьякову.
Поэт был неравнодушен к азартным играм. Ему случалось много выигрывать и проигрывать. Однажды он выиграл почти 40 тысяч рублей за один вечер. Гавриил Державин составил первый в России толковый словарь русского языка.
Детей у Гавриила Романовича не было ни в одном браке. Но в доме поэта с 1800 года воспитывались осиротевшие племянницы Дарьи Алексеевны и сыновья умершего друга Петра Лазарева. Они стали известными мореплавателями и гордостью русского флота.
Державин ушел из жизни в 1816 году, похоронен в Хутынском монастыре, расположенном недалеко от Званки.