Борис Пастернак: биография и творчество

Размышляя о биографии Бориса Леонидовича Пастернака, порой невольно ловишь себя на мысли: в ней, как и в жизни созданного писателем героя – Юрия Андреевича Живаго - все не случайно. Судьба Пастернака выстраивалась причудливым образом, переплетая детали и события, будто вовсе не относящиеся друг к другу на первый взгляд. Череда чудесных совпадений и историй, среди которых рос и развивался будущий нобелевский лауреат, определила его мышление, взгляды на жизнь и отношение к искусству. Биография и творчество Пастернака взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне зависимости друг от друга.

Семья писателя

Будущий писатель родился 29 января 1890 года. Жизнь Пастернака была необычной с самого детства. Его мать была пианисткой, а отец – известным художником. Рождение в столь творческой среде сильно повлияло на становление его личности. Так как в семье было четверо детей, матери пришлось оставить карьеру, чтобы заниматься их воспитанием. Поэтому Розалия Исидоровна Пастернак давала уроки музыки дома.

Первые увлечения. Любовь к музыке

Постоянное прослушивание музыки быстро развило в Борисе Леонидовиче Пастернаке горячую увлеченность этим искусством. К тому же семья имела хорошие связи среди московской интеллигенции, и родителям удалось отправить сына учиться музыке у самого Александра Николаевича Скрябина. В подростковом возрасте стало понятно, что у юного Пастернака большой талант, и мальчику стали прочить блестящую карьеру композитора. Однако не все было гладко: к сожалению, он не обладал абсолютным слухом.

Как рассказывает Борис Пастернак в биографии "Охранная грамота", законченной в 1930 году, переломным моментом в музыкальной жизни будущего писателя стал один из вечеров, проведенных со Скрябиным. Юный композитор сыграл прославленному учителю несколько своих произведений, а Скрябин затем повторил их - оказалось, что и он не обладает идеальным слухом, ведь сразу после прослушивания воспроизвел пьесы в неправильной тональности!

Портрет Скрябина, выполненный Л. Пастернаком

Пастернак решил, что теперь его судьбой будет управлять случай: он рассказал учителю о том, что не обладает абсолютным слухом, и ожидал, что Скрябин на это заявление может ответить двумя способами. Либо признается, что и у него самого есть эта проблема, и в таком случае Пастернак продолжит заниматься музыкой; либо начнет восклицать, что были в истории и хорошие композиторы без абсолютного слуха, и тогда музыкальная карьера юноши завершится. К сожалению или к счастью, Скрябин выбрал второй вариант ответа, и Пастернак понял, что композитором ему не быть.

Необычное соседство

Творческие занятия отца тоже не могли не сыграть роли в биографии и творчестве Бориса Пастернака. Семья переехала во флигель, находящийся во дворе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и Пастернак был постоянно погружен в мир искусства. Из окна его комнаты была хорошо видна мастерская, а во дворе часто устраивались выставки. День за днем Борис Леонидович вдохновлялся красками и изящными формами, а вскоре и сам начал рисовать.

Картина Л. Пастернака "Страсти создания"

Философия, поэзия, любовь

Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, Пастернак определился с новым направлением деятельности: теперь он решил стать философом. Отучившись некоторое время в Московском университете, в 1912 году он уезжает слушать лекции в Марбурге - цитадели немецкой философии. Он всецело увлечен науками, но вдруг биографию Пастернака освещает новое, небывалое чувство - в Марбург приезжает молодая девушка Ида Высоцкая, нравившаяся юному студенту еще в Москве. Теперь он понимает, что горячо влюблен, и решает объясниться с Идой.

Марбург зимой

Разговор проходит неудачно, девушка не отвечает взаимностью Пастернаку. В отчаянии он бросает философию. В душе его происходит переворот, и именно в этот период он впервые в жизни серьезно занимается поэзией. Чтобы лучше вникнуть в последующие этапы его жизни, помимо прочтения биографии Пастернака в "Википедии", здесь и на других ресурсах, следует познакомиться с его богатыми литературными опытами.

Дружба с московскими литераторами

Вскоре Пастернак окончательно отказывается от занятий философией и погружается в московскую литературную среду. К этому важному этапу биографии писателя относятся его юношеские тексты, написанные зачастую под влиянием популярных в то время направлений искусства. Ранние литературные пробы Пастернака во многом обусловлены в первую очередь знакомством с футуристами. Он входил в группу "Лирика", затем участвовал в футуристской "Центрифуге". Большое внимание на него оказало знакомство с Владимиром Маяковским. В 1913 году выходит первый сборник поэта - "Близнец в тучах".

Б. Пастернак, С. Эйзенштейн, В. Маяковский и Л. Брик

Однако далеко не все, что было характерно для футуристов, нравилось Пастернаку. Ему была чужда скандальность, с которой футуристам свойственно было присутствовать в публичной сфере, он не любил эпатажа.

Пастернак видел в футуризме совсем другое: он извлекал из него те вещи, о которых вспоминают не все, думая о футуризме. Во-первых, он симпатизировал футуристской идее о слиянии разных типов искусств. Как уже было сказано, в силу некоторых причин биография Бориса Пастернака полна тесными знакомствами и с живописью, и с музыкой, и с философией. Это оказало сильнейшее влияние на формирование его взглядов, и в последующем его творчестве, хоть и ограниченном областью литературы, разные искусства все же сплетаются.

Во-вторых, Пастернаку было интересно, как футуристы обращаются со словом. В этом вопросе он был таким же новатором, как они.

В стране большевиков. Связи с эмиграцией

О политических событиях 1917 года Пастернак в своих произведениях тех лет прямо не высказывался. Через несколько лет после революции родители Пастернака переехали за границу. Однажды писатель навещал их вместе со своей женой Евгенией Лурье, но большую часть времени они общались посредством писем. Из заграничных адресатов у Пастернака были не только родители - в этот же период он активно общался с эмигрировавшей Мариной Цветаевой. Между ними случилось нечто вроде эпистолярного романа. Для поэтессы эта переписка стала крайне трагичной.

Марина Цветаева во Франции, 1926

Роман в письмах то утихал, то вновь разгорался, даже несмотря на то что Пастернак уже был женат. Однако его новая любовь, на этот раз к Зинаиде Нейгауз, ставшей второй женой писателя, свела переписку на нет.

Хотя между Пастернаком и Цветаевой когда-то были страстные взаимные чувства, они увидели друг друга всего один раз в жизни. Это произошло в Париже в 1935 году, на конгрессе писателей. Встретившись, прежние возлюбленные поняли, что теперь им не о чем разговаривать.

Тем не менее Пастернак не забывал о Цветаевой. После ее самоубийства он материально помогал дочери поэтессы - Ариадне Эфрон.

Личность посреди бури политических перемен

Как уже отмечалось, в беспокойные революционные годы Пастернак в своем творчестве старался обходить стороной политические перипетии. Он считал, что долг поэта - оставаться вне политики и служить только искусству. За эти взгляды творчество Пастернака в 1920-е годы зачастую подвергалось критике. Его упрекали в том, что он недостаточно активно поддерживал советскую власть, посвящал свои произведения отвлеченным темам, вместо того чтобы воспевать революцию, как это делал, например, Маяковский.

В 1922 году был опубликован сборник стихотворений "Сестра моя - жизнь", большинство входивших туда текстов были написаны еще в 1917 году. В отличие от многих современников, обращавшихся в своих стихах к переменам в стране, Пастернак делает упор на изображение внутреннего мира лирического героя.

Однако нельзя сказать, что между Пастернаком и советской властью был серьезный конфликт, ведь он все-таки поддержал революцию и даже был членом литературного сообщества "ЛЕФ", прославлявшего новый строй.

Путь к званию лучшего советского поэта

Во второй половине 1920-х годов в биографии Пастернака происходят резкие изменения. Он, вероятно под влиянием критики, пытается писать более простые, понятные стихи, а также вводит в свое творчество размышления о судьбе страны и детали советской жизни. Это ярко видно на примере сборника "Второе рождение", опубликованного в 1932 году. Текст "К Октябрьской годовщине", написанный в 1927 году, Пастернак оканчивает фразой о советском государстве: "Мы - первая любовь земли".

Пастернак на 1-м съезде советских писателей (1934)

Эти изменения стиля и тем творчества писателя привели ко взрыву благожелательности и восхищения со стороны его коллег, поддерживающих большевистский режим. Пастернак был членом Союза писателей, и в 1934 году Бухариным было выдвинуто предложение признать его лучшим поэтом СССР. Пастернак не был рад этой роли, так как сохранял стремление отдалиться от партийности и считаться самостоятельным творцом. К тому же, конечно, Пастернак был недоволен самоуправством Сталина и его расправой со свободомыслящей интеллигенцией.

Во второй половине 1930-х годов Пастернак почти не пишет стихов. Все свое время он отдает переводам - Шекспира, Гете, Рильке, различных грузинских поэтов и многих других авторов. Это становится еще одной важной вехой в биографии Бориса Пастернака.

Потеря доверия

В 1936 году отношение советской власти к Пастернаку вновь изменилось. Обвинения на этот раз уже более серьезные: взгляды писателя не отвечают требованиям государства. Он теряет интерес к официальной литературе и доверие к ее представителям.

Год спустя Пастернак совершает очень смелый поступок. Ему, как и всем другим серьезным советским деятелям, предлагают поставить подпись на письме, приветствующем казнь Тухачевского. Пастернак отказывается это делать, тем самым подвергая себя смертельной опасности.

Главный текст Пастернака

После Великой Отечественной войны в биографии Б. Пастернака появляется то, что впоследствии определило его мировую известность. Он начинает работу над романом "Доктор Живаго", писавшимся с 1945 по 1955 гг. В центре сюжета этой книги судьба врача-интеллигента Юрия Андреевича Живаго, восторженно принявшего революцию, участвовавшего в Первой мировой и Гражданской войнах и прошедшего через лабиринты любви, страсти и поэзии.

Кадр из фильма "Доктор Живаго" (1965)

Через события жизни главного героя Пастернак знакомит читателя с историей целой страны. Немалую часть романа занимают размышления об искусстве, жизни и смерти, судьбе и предопределении, а также искусные стихи доктора Живаго.

Нобелевская премия и травля Пастернака

Советские критики повсеместно признали роман искажающим историю и содержащим в себе ложные взгляды на революцию и историю СССР. Зато с восхищением приняли "Доктора Живаго" на Западе. Предложение номинировать Пастернака на Нобелевскую премию выдвинул Альбер Камю. Как только об этом узнали в Советском Союзе, началась травля Пастернака.

Константин Федин объявил Пастернаку, что ему следует отказаться от премии, иначе его исключат из Союза писателей и применят по отношению к нему жесткие меры. Но автор "Доктора Живаго" не стал действовать в угоду советской власти. В октябре 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия.

Борис Пастернак

Из-за непрекращающейся травли Пастернак был вынужден отказаться от премии уже после ее присуждения. Однако это его не спасло: автор перестал быть членом Союза писателей, а роман был признан запрещенным.

Болезнь и смерть

На этом творческая биография Б. Л. Пастернака подходит к завершению. Вскоре после неприятной истории с Нобелевской премией стало понятно, что он болен раком легких. Последний год своей жизни Пастернак провел в поселке Переделкино, недалеко от Москвы, где у него была дача. Он умер в возрасте 71 года - 30 мая 1960-го.

Хотя его творчество продолжало считаться запрещенным, на похороны писателя пришло множество людей, в том числе советских писателей и деятелей культуры.

Память о Пастернаке

Долгое время "Доктор Живаго" так и не был напечатан в СССР. Лишь в 1987 году было пересмотрено решение об исключении Пастернака из Союза писателей, а годом позже роман наконец-то был издан. Еще спустя 2 года до Советского Союза добралась заслуженная медаль Нобелевского лауреата. Получил ее сын писателя, Евгений Пастернак.

Сейчас творчество автора "Доктора Живаго" активно изучается. Написано множество исследовательских работ и биографий о Пастернаке, по его произведениям снимаются фильмы и ставятся спектакли. Дача писателя в Переделкине, где он провел значительную часть зрелой жизни, теперь является музеем, и посетить ее может любой желающий. Множество материалов о Пастернаке появилось и в Интернете - те, кто только начинает знакомство с его творчеством, могут найти большинство его текстов в Сети, а также прочесть биографию Бориса Пастернака в "Википедии" и на других сайтах.