Абай Кунанбаев: биография, годы жизни, творчество, произведения
Абай Кунанбаев, биография которого описана в этой статье, является для казахского народа такой же значимой персоной, как А. С. Пушкин для русских, Т. Г. Шевченко для украинцев или Адам Мицкевич для поляков. Он был не только поэтом, но и талантливым композитором. Его общественная деятельность сблизила казахскую культуру с русской и западноевропейской.
Исповедуя основы просвещенного, либерального ислама, Абай Кунанбаев сделал все возможное, чтобы приобщить свой народ к сокровищнице мирового искусства. Он был реформатором стихосложения, который привнес в современную казахскую письменную литературу новые веяния.
Кунанбаева называют и великим философом-гуманистом, поскольку в своем произведении «Слова назидания» он приводит 45 притч метафизического характера. Классик казахской литературы был еще и интересной личностью. В данной статье мы познакомим читателя с краткой биографией Абая Кунанбаева.
Родословная и семья
Происхождение человека для казахов того времени имело огромное значение. Родись Кунанбаев, как Тарас Шевченко, в семье крепостного, его слова и мысли не ценились бы так высоко. Но, к счастью, классик казахской литературы происходил из аристократического рода биев (глав племени).
Один из его прадедов – Ыргызбай - был предводителем (барыром) родоплеменного объединения тобыкты в середине 18-го столетия. Его дед Оскенбай был бием того же племени. Отец – Кунанбай кажы Оскенбаев – служил ага-султаном Каркаралинского округа и управителем Кокше-Тобыктинской волости. Улжан, мать Абая и одна из четырех жен Кунанбая, происходила из рода шаншар каракесек племени аргын.
Потомку таких славных предков было предназначено судьбой стать беем и правителем. И изначально мальчика готовили к такому поприщу. Но сам он распорядился своей долей иначе. Когда его мать была на сносях, отцу, Кунанбаю, приснился сон. Он увидел Аннета-бабу, великого мыслителя из рода тобыкты, который произнес всего одно слово: «Ибрагим». Этим именем и нарекли родившегося мальчика.
Но вместе с матерью Улжан его воспитывала и бабушка Токбала, которую все в семье называли Зере. Она дала любимому внуку прозвище «Абай», что значит «осмотрительный», «осторожный». И под этим именем он и вошел в историю.
Детство и учеба
Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).
Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей. Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием.
От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины - мать и бабушка - и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.
Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.
Дальнейшая биография Абая Кунанбаева кратко
Отец призвал 13-летнего сына к себе, чтобы ввести его в дела управления кланом. Но разбирательства тяжб и имущественных споров были Абаю неинтересны. Из уважения к отцу он исполнял обязанности бия до 28 лет. По настоянию родителя, Абай рано женился и обзавелся детьми. Но потом, став взрослым, Кунанбаев объявил о своем твердом намерении отойти от дел бия и заняться самосовершенствованием.
Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Ведь юный Абай и не помышлял о том, чтобы публиковать свои стихи. До нас дошли только те лирические строки, которые сохранила устная память народа.
Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.
Преждевременная смерть двух сыновей, Магавьи и Абдирахмана, на которых отец возлагал большие надежды, подорвала здоровье поэта. Он отверг возможность лечиться и уехал умирать в родной аул в урочище Жидебай. Он скончался на 60-м году жизни и похоронен неподалеку от стоянки юрты, где впервые увидел свет.
Влияние на творчество
Без преувеличения можно сказать, что учеба в русской школе сыграла роль в становлении личности великого казахского поэта. Это подтолкнуло его перевести произведения некоторых классиков. Ведь именно в школе он прочел поэмы Пушкина и Лермонтова, басни Крылова на русском языке. Биография Абая Кунанбаева, возможно, сложилась бы иначе, если бы не знакомство со ссыльными царского режима – Нифонтом Долгополовым, Е. Михаэлисом и С. Гроссом.
Благодаря им молодой писатель познакомился с творчеством классиков западноевропейской литературы. Его кумирами были Гете и Байрон. Кстати, немецкий поэт вдохновлял и М. Лермонтова. Иоганн Вольфганг Гете написал «Ночную песнь странника». Михаил Лермонтов перевел ее на русский язык. Так появилось лирическое произведение «Горные вершины спят во тьме ночной». Стих Абая Кунанбаева «Горы дремлют в темной ночи» является ничем иным, как переводом произведения русского классика на казахский язык.
Но европейское влияние прослеживается не только в отдельных творениях поэта. Он ввел в казахскую литературу новые формы, рифмы и размеры, в частности шести- и восьмистишия.
«Слова назидания»
Самое значительное произведение перекликается с биографией Абая Кунанбаева. Он достаточное время проработал мировым судьей (бием), чтобы понять пороки общества. А потому плодом его размышлений над жизнью и мироустройством стал прозаический сборник «Кара сез». В дословном переводе название означает «Черное слово».
Но в казахском языке «кара» имеет несколько толкований. Идиоматическое выражение «кара сез» означает «простая речь», как бы сегодня сказали, «без зауми». Сборник состоит из 45 философских высказываний, созданных автором под конец жизни. В них Абай Кунанбаев поднимает тревожащие его проблемы морали, образования, социальной справедливости.
Классик высоко оценивает труд – как физический, так и духовный, призывает быть справедливым и добрым. «Кара сез» был переведен на русский язык дважды: В. Шкловским под названием «Книга слов» и Сатимжаном Санбаевым – «Слова назидания». Это второе издание получилось более удачным и передает всю глубину мысли великого поэта.
В 2010 году епископом РПЦ в Республике Казахстан Геннадием (Гоголевым) была совершена попытка перевести некоторые притчи Кунанбаева в стихотворной форме. А вообще, «Кара сез» существует в английском, французском, китайском, корейском, узбекском, монгольском, турецком, татарском и латышском вариантах.
Другие произведения Абая Кунанбаева
Кроме «Слов назидания», из-под пера классика вышло 170 стихотворений. Из них наиболее известны четыре произведения, посвященные сезонам года, «Кулембаю», «Управитель начальству рад», любовная лирика «Ты – зрачок очей моих» и другие. На творчество Кунанбаева оказали влияние и великие мастера словесности Востока.
Абай восхищался произведениями Алишера Навои, Фирдоуси, Ибн Сины, Физули, Низами и других. Их мотивы он вплетал в свое творчество. Например, излюбленная на Востоке тема Александра Македонского была интерпретирована Абаем Кунанбаевым в его поэме «Искандер». Но в ней автор вовсе не восхищается великим завоевателем античности, а противопоставляет ему просветителя и мудреца Аристотеля.
Также известны такие поэмы Кунанбаева, как «Сказание об Азиме» и «Масгуд». Абай сделал более пятидесяти переводов на казахский язык произведений русских и европейских поэтов. Этот вклад нельзя переоценить. Ведь таким образом классик приблизил свой народ к сокровищнице мировой культуры. А Европа узнала о Казахстане.
Общественный деятель
Описанная в советский период «парадная» биография Абая Кунанбаева представляет нам несколько искаженный образ борца против империализма, социальной несправедливости и «рабского положения женщин». Не стоит забывать, что классик был из аристократического рода, имел несколько жен и долгое время работал бием. Но его действительно угнетала несправедливость, царящая в обществе.
Российский империализм ставил коренной народ Казахстана в подчиненное положение. И протест против этого отразился в стихотворении поэта «Перед начальством русским юлит бий и гнется, как лоза». К духовенству он также относился с презрением, считая его представителей совсем не образцами морали.
Больше всего Кунанбаев ценил труд и упорство. Зародившаяся в те годы казахская интеллигенция, в частности члены группы Алаш-Орда, считали его своим предтечей. Так что биография Абая Кунанбаева, написанная в советский период, не так уж далека от правды.
Народный певец
Поэт никогда не исправлял свои произведения. Позже гениальный импровизатор говорил, что если бы он «причесывал» свои стихи, они стали бы еще краше. Но хуже всего было то, что Абай Кунанбаев, биография которого могла стать жизнеописанием обычного казахского бия, если бы он не стал поэтом, поначалу не всегда записывал свои произведения. Многие из них были навсегда утрачены.
Но народная память передавала из уст в уста строфы великого поэта. К некоторым лирическим произведениям сам Абай создавал музыку. Так родились песни «Дыханье гор в темную ночь», «Карих очей твоих взор», «Яркий месяц в безветренную ночь», «Приветствую тебя, тонкобровая». На музыкальное творчество Кунанбаева оказали влияние такие казахские композиторы, как Таттимбет, Акан сери, Жаяу Муса, Биржан сал. И конечно же, он черпал свое вдохновение из искусства народных певцов - кюев.
Выдающиеся сыновья
Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.
Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.
Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.
Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.
Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.
Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.
Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.
Дань уважения и память в народе
Памятники Абаю Кунанбаеву установлены не только во всех крупных и не очень городах Казахстана. Они открыты и в Москве, Ташкенте, Тегеране, Стамбуле, Каире, Пекине. А недавно, в декабре 2018 года, в казахском городе Актау была установлена самая крупная, пятиметровая скульптура Абая Кунанбаева.
Кроме этого, в его честь названы улицы, библиотеки, театры, высшие учебные заведения и целые населенные пункты. Имя Абая Кунанбаева носит и горный пик в Заилийском Алатау высотой в 4010 метров над уровнем моря.