Советская артистка балета Агриппина Ваганова: биография, семья, творчество

Балет принадлежит списку явлений, которыми гордится Россия. Биография Агриппины Вагановой тесно связана с этим жанром искусства. Невероятное число балерин с мировой известностью (Уланова, Семенова, Шелест, Кургапкина, Дудинская и многие другие) – ее ученицы.

Начало

Родилась Агриппина Ваганова в семье капельдинера Мариинского театра Якова Тимофеевича Ваганова. Произошло это событие 26 июня 1879 года. Она стала третьей дочерью в семье, ютившейся в подвале, которому постоянно угрожало затопление от разлива Невы. Разговоры дома о театре, частые посещения его постановок благодаря работе отца заставили девочку мечтать о карьере балерины. Достигнув 10-летнего возраста, Груня стала ученицей театрального училища. Кроме красивой мечты, девочку грела мысль, что она сможет помочь родным, если хорошо сдаст экзамены после первого курса и перейдет на полный государственный пансион. Так оно и вышло. Несмотря на отсутствие природных данных, Агриппина Ваганова ценой усердия и большого трудолюбия заслужила уважение педагогов и упорно осваивала технику танца.

Впервые на сцене

Мариинский театр привлекал к исполнению небольших детских ролей учениц, начиная со второго класса. Ваганова участвовала в постановках балетов Чайковского. Настоящим танцевальным дебютом Агриппины можно считать 3-минутный вальс в первом акте «Спящей красавицы». Современное выступление артистов в этой сцене записано на видео:

Приглашенные для исполнения традиционно отдаваемых воспитанницам училища ролей, девочки присутствовали на репетициях балета «Лебединого озера». С интересом следя за работой балетмейстера и артистов, Груня еще тогда почувствовала, что возможно другое воплощение постановки спектакля.

Учителя

Облаков показывал подопечным различные движения и следил за точностью их копирования. Это был тяжкий труд, особенно для Вагановой. Но затем Агриппину перевели в класс Екатерины Вазем, и она поняла, что педагоги бывают очень разные. Екатерина Оттовна объясняла все свои действия, ставила перед ученицами понятные цели и указывала пути их достижения. Сколько бы ни было в классе занимающихся, она каждому уделяла внимание и не позволяла лениться. Многие приемы строгой, но любимой учительницы, Ваганова потом старалась применить в своей преподавательской работе. Ведь она по себе знала, что понимание ситуации, ясность цели вдохновляют, делают монотонный и изматывающий труд по освоению техники движений легче. Лев Иванов привил Груне любовь к музыке, Христиан Иогансон поставил ее "фирменные" прыжки. Окончив училище в 1895 г., она обучалась хореографии у Павла Гердта.

Работа в театре

В кордебалет Мариинского театра Агриппина Ваганова поступила в 1896 году. Десять лет она не получала главных ролей, так как не соответствовала стандартам красоты зрителя того времени: она была коренастой, с мускулистыми ногами. В пластике движений Ваганова не смогла догнать танцовщиц, одаренных в большей степени природой. Не избалованная судьбой, Ваганова продолжала трудиться, закрывая глаза на свое незавидное положение в театре, отдаваясь всей душой танцу.

В 1900 г. она исполнила сольную вариацию в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры» (либретто и хореография Петипа). В этом же спектакле впервые танцевала главную роль Анна Павлова. Она была младше, чем Агриппина, на два года, но уже подавала большие надежды и всего через 6 лет стала прима-балериной Мариинского театра.

Учеба продолжается

Класс усовершенствования в театре вела балерина Ольга Преображенская. Она навела Ваганову на мысль попробовать синтезировать пластичную французскую и эксцентричную, отличающуюся высокой техничностью итальянскую школы. Различие стилей показано на рисунке ниже. Второй педагог, Николай Густавович Легат, который разглядел в Груне все ее достоинства (в противовес балетмейстеру М. Петипа), руководил ее занятиями классическим танцем.

Школы танца.

Вагановой в это время давали исполнять композиции в группе из 4-8 танцовщиц. А чаще она была задействована в кордебалете. Это больно ранило самолюбие артистки. Но Агриппина не отчаялась. Она продолжала совершенствоваться в том, что было ей доступно, одновременно наблюдая и анализируя технику других исполнителей. Короткие танцевальные сюжеты, которые ей доверяли (так называемые вариации), Агриппина отрабатывала до блеска. Балетовед того времени Аким Волынский так описал ее выступление:

Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра.

Судьба свела Агриппину с полковником в отставке Андреем Померанцевым. В 1904 г. она родила сына. После смерти сестры они с Андреем приняли в семью двух ее детей.

В 1914 г. несчастный случай с исполнительницей предоставил Агриппине Вагановой в балете «Шопениана» главную роль. Перед «заслуженным уходом на отдых» ей удалось сыграть сольную партию в «Ручье», Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни. Статус балерины Агриппина Ваганова получила лишь за год до увольнения. В 1916 году сценическая деятельность Вагановой в качестве артистки закончилась.

Жизнь без театра

Агриппина, которая чувствовала себя молодой, исполненной сил женщиной, была не готова остаться не у дел. Ни домашняя работа, ни время, отданное воспитанию сына, не могли вывести ее из состояния тревоги и неудовлетворенности. Ваганова не оставила занятий хореографией и продолжала посещать танцевальный класс. Но уверенности, что это еще когда-нибудь пригодится, не было.

Попытка приобщиться к делу помощи солдатам тоже не увенчалась успехом: ее личное будущее было в тумане и она не могла отвлечься от мыслей о балете, которому была посвящена вся ее предыдущая жизнь. Погруженная в свою неразрешимую проблему, Ваганова не очень следила за событиями в стране. Осознать, насколько это ее касается, заставило личное горе. Андрей Померанцев, подавленный неудачами русской армии на фронтах Первой мировой войны, не вынес резких перемен и бардака во всех сферах государственного устройства после Февральской революции и покончил с собой. Ваганова должна была выжить в стремительно меняющейся обстановке, имея на руках несовершеннолетнего сына и двух племянников.

В одночасье возникли проблемы с отоплением, исчезли продукты, пенсия. На их место пришли голод, холод и страх. Некоторое время продержаться удалось, выменивая вещи из квартиры, которую она обрела благодаря мужу, на еду. Вскоре, по примеру других артистов, Ваганова стала хвататься за любую работу: концерты в маленьких студиях или фойе, частные уроки. За это платили продуктами. Удалось устроиться в небольшую балетную школу. Но мечты о родном училище не покидали. Ей хотелось больших масштабов, возможностей, которые дает профессиональная среда.

Урок хореографии.

Жизнь продолжается

В 1921 г., когда Вера Трефилова, возглавлявшая хореографическое отделение, уехала во Францию, Облаков пригласил Агриппину Яковлевну для педагогической деятельности в Петроградское театральное училище. Теперь там все было другим. Полуголодные девочки, разучивающие упражнения в шерстяных платьях, стоя на обледенелом полу, уже не прятали свою бедность, как было во времена детства Вагановой. Но по-прежнему любовь к балету владела всеми педагогами и воспитанницами.

Системы преподавания балетных дисциплин к тому времени не существовало. Каждый педагог делился со своими учениками личным опытом, пропущенным через собственное тело. Вагановой дали первый класс. Но она знала, что ее знания более обширны; ей есть что сказать девочкам, которые уже имеют представление о балетных движениях. Агриппину Яковлевну быстро освободили от несмышленых первоклассниц. Ей предоставили 3-й класс. Более взрослые, уже освоившиеся в училище девочки были взбудоражены сменой преподавателя и стали показывать новому педагогу характер, игнорируя ее требования. Однако неизменность поведения Вагановой убедила класс, что учительница не жалеет для них сил и уверена в себе. Появившаяся Марина Семенова, талантливая, трудолюбивая девочка с лидерскими способностями, помогла наладить рабочую атмосферу.

Театральное училище.

На фото: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.

Схема работы

Агриппина Яковлевна Ваганова ценила в ученицах трудолюбие. Не давая спуску никому, она особенно была притязательна к девочкам, в которых видела талант. Помня собственное обучение в этих же залах, Ваганова не заставляла отрабатывать отдельные движения, а складывала их в небольшие танцевальные композиции. Ведь ощущение танца окрыляло и давало понимание, для чего нужно так упорно и точно повторять обособленные элементы. Кроме совершенствования техники исполнения, в классе Вагановой воспитывался пробивной, целеустремленный характер, так необходимый для работы на сцене. Главный принцип преподавания Агриппины Яковлевны заключался в том, чтобы объяснять все, каждый нюанс движения. Свой курс хореографии она разбила на два этапа:

1. Досконально освоить технику исполнения всех танцевальных элементов.

2. Вырабатывать индивидуальную манеру воплощения замысла.

Групповое занятие.

Отношения с учениками

Выпускницы Вагановой демонстрировали правильность методики, которой она вооружилась. Впрочем, это не было нечто застывшее в своей неизменности. Учительница постоянно размышляла, как лучше донести до каждой девушки, что нужно делать, чтобы добиться успеха. В 1928 г. окончила училище воспитанница Вагановой Галина Уланова, в очередной раз доказавшая всему миру педагогическое мастерство Агриппины Яковлевны. А она продолжала поддерживать дружеские и деловые связи со своими ученицами и после выпуска: Ваганова вела класс в Мариинском театре.

Когда Марину Семенову забрали в Большой, Агриппина Яковлевна обязательно приезжала на все ее премьерные спектакли и оставалась на несколько дней, чтобы позаниматься с уже знаменитой балериной. В своих воспоминаниях ученицы подчеркивают жесткую требовательность Вагановой как педагога и высказывают благодарность за ее большой вклад в их сценическую судьбу.

И снова театр

Мариинский театр.

На фото: Мариинский театр.

В 20-е годы в балете, как и в других видах искусства, постоянно возникали новаторские течения. Молодой балетмейстер Лопухов показывал постановки, которые напоминали свод акробатических трюков. Другие режиссеры превращали балет в пантомиму. В связи с этим шли жаркие споры о будущем жанра. Агриппина Яковлевна Ваганова твердо держалась классических принципов. В 1931 г. ей предложили занять место художественного руководителя театра вместо Лопухина. Она дала согласие.

Ваганова воплотила давнюю мечту: переделала постановку балета «Лебединое озеро», исходя из своего видения и пожеланий высшего руководства культуры, которое приветствовало в искусстве реализм и торжество добра.

Была проделана коллективная работа, но главные идеи были вагановскими. Особо удалась сцена первой встречи принца с Одеттой. Трагический конец заменен счастливым исходом. И все-таки, это была самая щадящая переделка классики из всех вариантов, которые выдвигали другие советские балетмейстеры.

Следующая творческая переработка – балет «Эсмеральда». Но, по мнению Вагановой, музыка мало соответствовала сюжету, и ее попытки обновления входили с ней в противоречие. Спектакль был хорошо принят публикой, однако постановщица продолжала считать его далеким от совершенства.

В балете тридцатых закрепилась новая драматическая тенденция, в которой мало внимания уделялось красоте и своеобразию классического танца. Это веяние поддерживалось властными структурами. С этим Ваганова никак не могла согласиться, и в 1937 г. ей предложили вернуться к педагогической деятельности. Обидная отставка все-таки принесла облегчение. Агриппина Яковлевна могла снова заняться любимым делом, не изменяя своим убеждениям. Именно преподавание впишет биографию Агриппины Вагановой в хроники культуры.

Увековечено в слове

Большой опыт балерины и педагога вылился в книгу Агриппины Вагановой «Основы классического танца». Книга вышла в печать в 1934 г., выдержала несколько переизданий и была переведена более чем на 10 европейских языков. Возможно, если бы балетная судьба Вагановой сложилась более удачно, если бы не данное природой непослушное закрепощенное тело, к которому ей пришлось прислушиваться, надеясь победить свои недостатки, не было бы ни книги, ни выдающихся результатов в воспитании балетной смены.

Чтобы добиться признания, а значит – роли, Агриппине с младых лет приходилось заниматься дольше, делать больше повторений разучиваемых упражнений, чем одноклассницам. Отсюда такое глубокое понимание, как исполнять технически сложные элементы. Она знала, какое значение имеет положение рук, корпуса для удержания равновесия в любой позиции на полу и в воздухе. Она научилась с фотографической точностью запоминать нюансы исполнения танцевальных элементов, наблюдая за выдающимися балеринами в театре. А их там было немало. Все лучшее, полученное от педагогов плюс самообразование и привели к формированию законченной системы преподавания танца.

Агриппина Ваганова.

Оценка читателей

Будучи уверенной в полезности своей книги, Ваганова все же не ожидала такой бурной благодарности, свидетельства о которой посыпались на нее со всех уголков огромной страны. И не удивительно. Ведь от революции бежали 40 % работников «балетного цеха». В это число вошли композиторы, либреттисты, танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Советская власть использовала то, что осталось, привлекла много новых людей, которые работали на энтузиазме, с трудом решая на ходу, с чего начать. В книге автор дает подробнейшую характеристику классического балетного танца. Изложение иллюстрируется множеством рисунков и нотами. Текст написан таким простым языком, что легко воспринимается даже людьми, далекими от искусства.

Признание заслуг

В 1951 г. биография Агриппины Вагановой обрывается. Работа великого педагога, повышающая престиж страны, не осталась невознагражденной. Следующие звания связаны с именем Агриппины Вагановой:

• Народная артистка РСФСР (1934);

• лауреат Сталинской премии (1946);

• кавалер ордена Трудового Красного Знамени;

• профессор хореографии.

Ее жизнь и творчество до сих пор вызывают интерес. Страницы биографии Агриппины Вагановой освещаются в документальных фильмах:

• «Агриппина Ваганова» (режиссер В. Окунцов, 1986);

• «Вспоминая великую Ваганову» (режиссер Г. Мшанская, 2004);

• «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (режиссер Н. Тихонов, 2009).

Современность

Ощущение полета.

Методика Вагановой используется и поныне и, как все живое, развивается. Основанный в 1988 г. Ленинградским хореографическим училищем имени Агриппины Вагановой (с 1957 г.) конкурс, посвященный ее автору, подтверждает это. Его участники – воспитанники балетных училищ – обязательно проявят плоды обучающих разработок, так или иначе использующих систему Вагановой в своем творчестве.