Сергей Городецкий: биография и творчество

В настоящее время это имя известно не каждому. В основном его знают филологи и любители русской поэзии Серебряного века. Но в прошлом, двадцатом веке, имя Сергея Митрофановича Городецкого было широко известно публике.

Кто же он, Сергей Городецкий?

Происхождение и семья

В 1884 году, 5 января по старому стилю (17 января нового стиля), в Санкт-Петербурге, в дворянской семье земского деятеля, сотрудника Министерства внутренних дел, действительного статского советника Митрофана Ивановича Городецкого, и его жены Екатерины Николаевны родился сын Сергей.

Поэт в юности Городецкий

Их семья была поистине интеллигентной, с богатыми культурными традициями. Отец семейства был большим ценителем искусства, литератором-этнографом, занимался живописью и археологией. Он с детства прививал Сергею любовь к поэзии Пушкина, Никитина, Кольцова. Мать была знакома с И. С. Тургеневым, увлекалась литературой и помогала детям изучать языки и историю искусств.

В доме родителей Сергей часто видел известных писателей и художников. Дорогим подарком для мальчика стала книга Н. С. Лескова «Левша» с дарственной надписью автора.

В 1893 году, когда Сергею было девять лет, умер его 47-летний отец. Забота о пятерых детях легла на мать.

Годы учебы

Благодаря хорошему домашнему образованию в гимназию юный Сергей поступил с большим багажом знаний. Он стал успешным учеником.

Жить было трудно, и вскоре Городецкие всей семьей переехали в Орел, на родину родителей поэта, где прожили два года. Небольшой пенсии не хватало на всех, и Сергей, будучи учеником шестого класса, давал частные уроки, чтобы помочь матери.

Молодой Городецкий

Окончив с золотой медалью гимназию № 6 в Санкт-Петербурге, Городецкий в 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Там он с интересом занимался живописью, историей искусств, славяноведением, античным периодом, русской литературой, философией, фольклором и, конечно, писал стихи.

На университетских лекциях по сербскому языку профессора Лаврова познакомились и подружились Александр Блок и Сергей Городецкий. Биография литератора обогатилась этой многолетней дружбой. Блок первый услышал в нем поэта и опубликовал в своей статье стихи Сергея, особенно отметив их живописность.

Вскоре другой студенческий друг Сергея, Владимир Пяст, привел его в литературный салон «Олимп символистов» на популярные в то время «среды» Вячеслава Иванова. Молодой Городецкий получил там успех, и Брюсов взял у него стихи для публикации в своих «Весах».

Городецкий с женой Анной

Проучившись в университете 10 лет, до 1912 года, Городецкий так и не получил диплома. Возможно, одной из причин этого была семья: Сергей Митрофанович уже состоял в браке с красавицей-актрисой Анной Алексеевной Козельской, и в 1909 году у них родилась дочь Рогнеда. Семья требовала особого внимания и заботы.

Первые шаги в творчестве

Это были времена интереса к простым людям, деревне, панславизму. В 1904 и 1905 годах Городецкий путешествовал по Псковской губернии. Эти летние поездки вызвали у 22-летнего юноши живой интерес к народному творчеству.

Под свежим впечатлением обрядовых плясок и хороводов на реке Плюссе, сказок с элементами язычества поэт написал свою первую книгу «Ярь» (1906), которая вышла в издательстве университетского «Кружка молодых». Обложку к сборнику нарисовал гениальный Николай Рерих, творчество которого было близко Городецкому. В книге автор воссоздал яркий, колоритный, полнокровный мир Древней Руси с ее мифическими персонажами, где оригинально переплелись признаки современности и отголоски старины. Стихи дышали озорством, свежестью и молодостью начинающего поэта. Сборник получил всеобщее признание, в частности восторженные отзывы К. Чуковского, М. Волошина, В. Брюсова и А. Блока.

За причастность к революционным кружкам в 1907 году поэту даже довелось побывать в качестве заключенного в тюрьме «Кресты». Горький опыт ареста не оставил большого следа в биографии Сергея Городецкого. Но, как видно по его дальнейшей жизни, научил поэта выбирать безопасную гражданскую позицию.

Блестящий дебют «Яри» затруднил творческое развитие Городецкого. Следующий сборник «Перун», вышедший в 1907 году, во многом повторял литературные находки первой книги. И ни один из последующих сборников не достиг успеха «Яри».

Влияние символистов слышалось в ранней лирике Сергея Городецкого. Биография молодого поэта пересекалась с творчеством В. Иванова, А. Блока и К. Бальмонта.

Со временем литератор Городецкий становится заметен и как художник, автор характерных портретов современников-писателей, музыкантов, артистов, а также живописных пейзажей Крыма, Средней Азии, Закавказья и Петербурга. Его холсты и рисунки выставлялись на вернисажах вместе с работами признанных мастеров. В поисках своего пути в поэзии автор метался из крайности в крайность: от мистического анархизма к реалистическому символизму и акмеизму.

Акмеизм - новое направление поэзии

Разочаровавшись в символизме, Городецкий собирает 20 октября 1911 года в своей квартире учредительное заседание "Цеха поэтов", где он и Н. С. Гумилев были избраны ответственными наблюдателями нового общества.

Городецкий и Гумилев

С этого времени начался акмеистический этап его творческой биографии. Городецкий стал главным идеологом новой школы поэзии. Выступая в качестве критика, он всегда поддерживал товарищей по "Цеху поэтов" - М. Зенкевича, В. Нарбута и других. Сам же неизменно пользовался поддержкой Николая Гумилева. Сборник «Ива» (1913) Гумилев представил общественности как образец акмеизма.

А книга С. Городецкого «Цветущий посох», вышедшая в 1914 г. и содержащая стихи 1912-1913 годов, была объявлена автором программно-акмеистской.

Обращение поэта к акмеизму было инициировано стремлением уйти от иррациональных тем и писать о живой действительности. Стихотворение «Адам» стало гимном акмеистов. Городецкий описал в нем то, в чем видел призвание своей поэзии: "Живой земле пропеть хвалы".

В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий приписал последнему основные принципы акмеизма: избавление поэзии от мистики и воспевание многообразного, конкретного земного мира, придание слову точного значения:

"Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял..."

Городецкий и Есенин

Когда в 1915 году первый "Цех поэтов" распался, Сергей Городецкий в биографии начинающих поэтов Н. А. Клюева, С. А. Есенина и других сыграл решающую роль. Он популяризировал молодых талантливых литераторов и стал инициатором создания групп, объединяющих крестьянских поэтов, - "Краса" и "Страда".

Творчество для детей

От отца, Митрофана Ивановича, поэту достался интерес к детскому фольклору, который сыграл заметную роль в формировании собственного стиля поэта.

На протяжении 1910-1920-х годов написано несколько книг: «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка» и другие. Планируя создать детскую газету, литератор собирал детские рисунки и другое творчество детей.

Революции и война в жизни поэта

Когда началась Первая мировая война, Городецкий оказался под влиянием шовинистских настроений. Это отобразилось в книжке стихов «Четырнадцатый год» (1915).

В 1915 году началась его дружба с Есениным, в котором поэт Городецкий увидел талант и свежий стихотворный дух. Есенин пришел на квартиру к известному поэту по рекомендации Александра Блока. Сергей Городецкий в короткой биографии начинающего стихотворца Есенина оставил неоценимый след: он дал молодому коллеге рекомендательные письма в различные издательства, к тому же подарил ему свою только что вышедшую книгу стихов с автографом.

Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной сфере деятельности и поссорившись с «предводителем петербургских символистов» Александром Блоком, едет на Кавказский фронт корреспондентом газеты «Русское слово».

Там, в Армении, увидев войну воочию, он понял незрелость своих недавних милитаристских убеждений и снова занялся писательской деятельностью. Его сборник 1918 года «Ангел Армении» проникнут сочувствием и болью.

Городецкий после революции

Когда произошла Февральская революция, Сергей Митрофанович работал в Персии (Иране), в госпитале для тифозных больных. Там он оказался с отступавшими русскими войсками. Свои тяжелые воспоминания об этом периоде жизни он отразил в романе «Алый смерч», написанном в 1927 году.

Затем у Городецкого была насыщенная работа в Тифлисе: редактором журнала «Арс», организатором аналога петербургского «Цеха поэтов», лектором по эстетике в консерватории. Там его и застала весть об Октябрьской революции 1917 года.

В стихотворении "Ностальгия", написанном в 1918 году, он говорит о своем выборе стать на сторону революции. Это было важное решение поэта Городецкого, биография которого была с этого момента предрешена.

Смена эпох и творческого пути

Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.

Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.

Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.

Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.

Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».

Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го - руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.

Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.

На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.

Особенности творчества Городецкого в 30-е годы

С наступлением 30-х годов, в то время, когда в стране происходило становление социалистического реализма в искусстве, Городецкий много занимался переводами, знакомя советских читателей с творчеством украинских, болгарских, белорусских и армянских поэтов.

В 1931 году написал свое первое приветствие партийному съезду.

В 1936-м вышел его "Изборник" ("Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения").

Городецкий с композитором Василенко 1940-е

Одновременно с этим он много и талантливо писал оперные либретто: "Прорыв" о Гражданской войне композитора С. Потоцкого, "Александр Невский", либретто поэмы Э. Багрицкого "Думы про Опанаса" композитора В. Юровского, создал для Большого театра либретто к опере "Амран", переработал для оперы поэму "Граф Нулин", перевел "Фиделио" Бетховена, "Лоэнгрин" и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, «Водонос» Керубини и другие. Именно он в 1937 году начал создание нового текста к опере «Иван Сусанин» Глинки, который завершит только в 1945 году.

Очевидно, занятие «безопасным» творчеством помогло бывшему дворянину избежать репрессий.

Годы сороковые, военные

Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:

"Выходит в бой страна моя родная,

В столетьях закаленная борьбой.

Наполеона участь и Мамая

Ждет всех, кто вызывает нас на бой".

После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.

В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.

Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.

Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений "Песня дружбы".

Сергей Городецкий: краткая биография послевоенных лет

На склоне лет поэт уже не писал так много стихотворений, как в молодые годы. И это естественно. Прожив насыщенную событиями жизнь, встречаясь со многими знаменитыми деятелями культуры, пережив многих друзей и близких, Городецкий много работал над воспоминаниями и биографиями.

После стихов «Послесловие» и «Памяти Радищева», вышедших в 1947 году, он писал многое на заказ, от второго Приветствия партийному съезду 1958 года, стихотворения «Кремль» до кантаты «Песнь о партии».

В 1958 году он издал автобиографическое сочинение «Мой путь».

Городецкий в 50-е годы

В 1960-х он написал стихи, посвященные космонавтам, а также стихотворение "Моя обитель" (1967) и много других. Одновременно С. М. Городецкий преподавал на заочном отделении Литературного института им. Горького.

В одном из последних стихотворений, «Арфа», он обращается к музыке, так много значившей для него:

"И кажется, что эти звуки

На волю выведут меня

Из праздной скуки, душной муки

Ушедшего бесплодья дня."

Сергей Митрофанович Городецкий умер 7 июня 1967 года в городе Обнинске Калужской области, в возрасте 83 лет. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище, в той же могиле, где он двадцать два года назад предал земле прах своей любимой жены.

Заключение

Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого была тесно переплетена со всеми потрясениями первых десятилетий двадцатого века, прожил долгую, интересную и плодотворную жизнь.

Некоторые критики считают, что все «эстетически значимое» было создано поэтом в дореволюционный период его творчества, и ничего более значительного, чем «Ярь», ему создать не удалось.

Тем не менее большим вкладом в культуру страны являются не только стихи Городецкого. В числе его заслуг - появление в русской литературе детского фольклора и создание нового направления в русской поэзии, оказавшей существенное влияние на ее дальнейшее развитие.

Художник И. Е. Репин, написавший совместный портрет поэта с женой, назвал С. М. Городецкого "Певцом национальных восторгов".