Константин Николаевич Батюшков: биография и творчество
Для любителей русской поэзии и российских поэтов Константин Николаевич Батюшков, краткой биографии которого посвящена эта статья, является знаковой фигурой. Он положил начало изысканному стихотворчеству, которое во всем мире называют Золотым веком русской поэзии.
Им восхищались современники, его читали и цитировали более поздние поэты. Батюшкова помнят до сих пор. Современные литературоведы постоянно упоминают о нем как о предшественнике А. С. Пушкина.
Константин Батюшков: биография
Русский поэт К. Батюшков родился в Вологде, в старинной дворянской семье, 18 мая 1787 года. Его отец был губернским прокурором. После выхода в отставку он провел остаток своей жизни в усадьбе Даниловское Вологодской области. Мать тоже из дворянской семьи.
После рождения Константина она тяжело заболела психическим расстройством, была изолирована от детей и умерла в Санкт-Петербурге.
Детство будущего поэта прошло в Даниловском. Не помня матери, Константин был очень привязан к ней. В своей автобиографической элегии "Умирающий Тассо" он посвятил несколько горьких строф детству, проведенному в разлуке с матерью.
Дед Константина был высокообразованным человеком. У него была богатая библиотека, и первые книги, которые мальчик прочел в детстве, были оды М. В. Ломоносова, басни Эзопа, стихи Вергилия.
С 1797 по 1802 год К. Батюшков воспитывался в частных пансионах Санкт-Петербурга. Он в совершенстве овладел французским, итальянским и латынью. В четырнадцать лет было опубликовано его первое литературное произведение. Поэтический дебют состоялся в 1805 году.
Война, мир и поэзия
В феврале 1805 года К. Батюшков изменил привычный образ жизни, вступив в добровольческий корпус и приняв участие в войне против Наполеона. Вскоре он был серьезно ранен.
Эта война, судя по дальнейшей судьбе поэта, стала роковой в судьбе Батюшкова. В одном из писем Н. Гнедичу он писал, что сойдет с ума, если проживет с этим грузом воспоминаний хотя бы десяток лет. И не ошибся...
Дальнейшая жизнь Батюшкова была чередованием маленьких радостей и несчастий. В 1808-1809 годах он принимал участие во второй войне - на этот раз против Швеции. После выхода в отставку летом 1809 года К. Батюшков приехал в Хантоново и занялся написанием стихов. В то время он неоднократно бывал в Москве, где встречался с новыми друзьями - Николаем Карамзиным, Петром Вяземским и Василием Жуковским.
Переводы
В первые два десятилетия XIX века русская поэзия была салонной, авторами были исключительно поэты-аристократы. Стихи распространялись в рукописях. Батюшков знал почти каждого автора достаточно хорошо, чтобы обмениваться письмами или пародировать.
Константин был великолепным переводчиком. Для поэзии Золотого века характерно частое обращение к греческим, латинским или более поздним европейским произведениям. Русские поэты и писатели не стеснялись обращаться к зарубежным источникам и переводить их.
Благодаря переводам Батюшков создал свой индивидуальный стиль, который принципиально отличался от существующей русской поэзии.
Константин Николаевич создал жанр, который, благодаря одаренности основателя, быстро стал образцом литературы мирового уровня. Николай Карамзин, Василий Жуковский и Петр Вяземский были в числе друзей и корреспондентов Батюшкова и очень высоко ценили его стихи.
Элегии
Константин Батюшков был не первым, кто писал такие произведения, но именно он способствовал тому, что в русской поэзии этого периода элегия стала основным жанром поэтической культуры.
Со времен Ломоносова царицей в русской поэзии была ода. Впервые эту традицию нарушил Василий Жуковский, стоявший у истоков русской сентиментальной поэзии.
Элегии Константина Батюшкова сохранили некую торжественность оды, но он избавил их от формальной помпезности, концентрируясь на выражении личных чувств.
Это была новая поэзия, с эпикурейскими темами, классическим тоном и формальной красотой. Она оказала влияние не только на молодого Пушкина. Почти столетие спустя Мандельштам в стихотворении "Батюшков" напишет:
"Ни у кого - этих звуков изгибы...
И никогда - этот говор валов...
Связь Батюшкова с итальянским языком и литературой была необычной для России. Тассо (1544-1595) был его любимцем, и друзья поэта иногда называли Константина Торквато.
Влечение к итальянскому языку было не просто способом поиска источников произведений для перевода на русский язык. В нем отражается стремление к музыкальности, звучному языку, которыми выделяется поэзия Батюшкова.
Письма к друзьям
Рассказ о творческой биографии Батюшкова Константина Николаевича будет неполным, если не вспомнить его письма к друзьям. Это настоящие произведения искусства, часто предвосхищающие его стихи.
Они написаны от чистого сердца, с частыми жалобами на болезни, скуку, бедность и другие горести. Но это еще и спектакли, полные изюминки, переходящие от фамильярности к насмешливой помпезности — что-то вроде мини-пьесы, которую предстоит читать вслух.
Впрочем, в те годы дружеские послания писателей и поэтов являлись частью литературы, и существовала традиция читать их в салонах.
Как и в элегиях, так и в письмах Батюшкова заметно особое, даже возвышенное отношение к дружбе. Очевидно, таким образом Константин стремился компенсировать детское одиночество.
Жизнь в деревне
Батюшков лучшие свои произведения написал в изоляции в деревне, которую унаследовал от матери. Он часто подолгу жил там, особенно когда ему не хватало денег.
Как у всех аристократов того времени, у него были крепостные. Но в те годы многие на Руси считали крепостное право не рабством, а разумным способом возделывания земли и оптимальным для крестьянства общественным строем.
Батюшков разделял этот образ мыслей. Его консервативные и явно нереволюционные комментарии заметны в его письмах.
Война, болезнь, любовь...
Началась Отечественная война 1812 года. Она заставила Константина Батюшкова изменить прежним идеалам, усилила в нем патриотические чувства. У него была беспокойная жизнь, в своих переживаниях Константин чем-то напоминал одного из юных героев "Войны и мира". Константин хотел сражаться с врагами, но болезнь и другие обстоятельства позволили ему присоединиться к войскам только после изгнания Наполеона из Москвы.
Он стал свидетелем сожжения Москвы, военных конфликтов, охвативших Европу, въехал в Париж с победоносной армией Александра I. Патриотические чувства, охватившие его, поэт выразил в стихотворении "К Дашкову".
Тогда же, в 1812 году, поэт влюбился. Страстно, горячо. И по возвращении в Петербург в 1814 году сделал предложение своей избраннице.
Анна Федоровна Фурман хотя и дала согласие на брак, не была в него влюблена. Любовь оказалась полна печали и страданий. Не встретив ответных чувств, Батюшков решил, что она сделала это под давлением опекунов, в доме которых проживала, и отказался от брака.
В 1815 году Константин Батюшков заболел тяжелым нервным расстройством. Длилась болезнь несколько месяцев, но в тот раз поэт смог ее преодолеть.
Потом был невероятный творческий подъем. 1816-1817 гг. являются самыми значимыми в творческой биографии Батюшкова. Он издал свой первый сборник стихотворении, присоединился к литературному кружку "Арзамас".
В 1817 году он писал В. Жуковскому: "Какую жизнь я вел для поэзии. Три войны, все время верхом и на дорогах мира".
Итальянский период
После нескольких лет метаний, лечения, творчества Батюшкову в конце концов удалось устроиться в Италию на дипломатическую службу. Случилось это в 1819 году. Но исполнение заветной мечты о жизни в Италии произошло слишком поздно: здоровье Константина не улучшилось, он не ладил с начальником и был одинок, так как не многие русские жили тогда в Неаполе. Там начались заметные проявления психического заболевания.
Через два года он подал в отставку.
Его последнее "здравое" стихотворение написано между 1821 и 1822 годами. Творческая биография Батюшкова закончилась.
Начались "немые" последние десятилетия жизни поэта. Он провел их в Вологде, в доме племянника, назначенного опекуном. Константин прогуливался по городу, посещал театр, улыбался детям. Он ушел из жизни 19 июля 1855 года.