Валерий Яковлевич Брюсов: биография, личная жизнь и интересные факты

«О закрой свои бледные ноги». Как вы думаете, что это? Если мало знакомы с русской литературой Серебряного века, ни за что не догадаетесь. Между тем это одно из стихотворений известного русского поэта, одного из основоположников отечественного символизма – Валерия Брюсова. Да-да, это именно стихотворение в одну строку – этот литератор умел удивлять. Биография Валерия Брюсова – тому подтверждение…

Детские годы

Будущий поэт увидел этот мир в декабре 1873-го. Один дед мальчика прежде был крепостным, однако в середине девятнадцатого столетия сумел выкупиться и занялся торговлей; второй дед был не чужд делам литературным – он писал басни и даже выпустил собственный сборник, не исключено, что именно от него унаследовал свой талант Валерий Брюсов, биография которого интересна всем поклонникам его творчества.

С книжками мальчик познакомился рано – он научился читать в четыре года и, разумеется, жаждал применять новый навык как можно больше и чаще. В доме была огромная библиотека, и маленькому Валерику не возбранялось ею пользоваться. Однако ни сказок, ни какой-либо другой детской литературы там не водилось. Как позже вспоминал сам Брюсов, родители усиленно оберегали его от «всякой чертовщины», а потому со сказками он знаком не был. Как и с классикой – из художественной литературы в доме водился лишь Некрасов, стихотворения которого маленький Брюсов знал наизусть. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого он не читал, но в избытке знакомился с книгами по материализму, происхождению видов, атеизму, в очень раннем возрасте узнал о теории Дарвина. Все потому, что данными темами интересовался его отец, Яков, следовательно, посвященных им книг в домашней библиотеке было с лихвой.

Брюсов в детстве и юности

Впрочем, раннее знакомство с естественно-научными трудами не склонило Валерика к увлечению данными науками. Гуманитарный профиль довлел над ним больше, тяга к литературе была сильнее, и, еще будучи крохотным дошколенком, мальчик написал свою первую пьесу в комедийном жанре – «Лягушка». С восьми Валерик начал писать стихи, а в 13 лет, еще учась в гимназии (кстати, гимназий в жизни Брюсова было две – гимназия Креймана, откуда его отчислили за пропаганду атеизма, и гимназия Поливанова, который оказал на юного Брюсова немалое влияние), он уже точно знал, что свяжет свою судьбу исключительно с поэзией и только с ней.

Первые литературные опыты

Первые годы жизни Валерия проходили в отдалении от остальных детей. Он рос уединенно, без товарищей, никаких игр не знал и потому, поступив в гимназию в одиннадцатилетнем возрасте, испытывал немало затруднений. Однако вскоре в гимназии нашлись такие же книжные любители, как и он сам. Мальчики сблизились и даже стали вместе издавать рукописный журнал под названием «Начало». Именно к этому времени относятся первые более-менее основательные и сознательные пробы пера Валерия – как в поэзии, так и в прозе.

Он упражнялся помимо прочего еще и в переводах – переводил античных авторов, тренируя таким образом свой ритм, стилистику, черпая всевозможные приемы. Позже Брюсов рассказывал, что литература так захватила его, что он не мог остановиться – писал все время, в его голове постоянно возникали темы новых произведений, он начинал следующее, не закончив предыдущего, и вскоре исписал толстую тетрадь, специально подаренную ему для сочинений. Дошло до того, что по вечерам, вернувшись из гимназии, он не учил уроки, а сочинял либо для себя, либо для выпускаемого с товарищами журнала. Впрочем, редакционно-издательскую деятельность в подростковом возрасте Брюсов оставил, полностью сосредоточившись на создании произведений.

Валерий Брюсов

В 15-16 лет у Валерия появились первые кумиры – Александр Сергеевич Пушкин и французские символисты. Он увлекся Бодлером, Верленом, Малларме, увлекся настолько, что даже написал Верлену письмо, в котором скромно представил себя как основоположника русского символизма. Он старательно подражал французам, и те его стихотворения, что впервые были опубликованы (это произошло вскорости), написаны именно под влиянием французских поэтов, особенно Верлена. Последним Брюсов восхищался так сильно, что посвятил ему поэму «Декаденты (Конец столетия)» (написана в 1890-х годах) – в ней шла речь о любви Верлена и Матильды Моте, а также об отношениях Верлена с Рембо.

Выход в печать

В 1893 году молодой человек стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Благодаря обучению он еще более плотно познакомился с литературой и искусством, в том числе зарубежными: изучал философию, историю, иностранные языки. Последнее позволило ему читать иностранных авторов в оригинале.

Параллельно с учебой Валерий не переставал писать и теперь уже делал это не в стол. В 1894-1895 годах он умудрился издать сразу три стихотворных сборника под общим названием «Русские символисты». Туда вошли многие из его собственных стихотворений (выпущенных под псевдонимом Валерий Маслов), а также произведения его друзей – А. Миропольского и А. Добролюбова.

Первые самостоятельные сборники

Очередное крупное событие в биографии Брюсова В. Я. – выход в свет первых самостоятельных стихотворных сборников – произошло в 1895 году. Тогда увидел свет сборник под названием «Шедевры» (Chefs d’oeuvre), в котором прослеживалась характерная черта начинающего поэта – немалая самовлюбленность (это же очевидно из дневника, который Брюсов вел в те годы; он писал, что его юность – это юность гения, а его жизнь и поступки оправдываются исключительно великими делами). Самовлюбленность же видна и в двух других сборниках Валерия, вышедших сразу вслед за первым. Это книги под названиями «Это я» и «Третья стража» (последняя посвящена Константину Бальмонту).

Константин Бальмонт

В те же годы Валерий Брюсов работал в одном из московских издательств, занимался переводами. После окончания университета трудился в журнале «Русский архив» в течение нескольких лет.

Основные черты творчества Брюсова

Для ранней поэзии Брюсова характерны две вещи, отличающие его произведения от других: борьба с отжившим свое (по мнению поэта) купеческим миром и стремление оторваться от серых будней. Последнее нередко выражалось в теме самоубийства. Отрешенность от внешнего мира, концентрация на личном пространстве – те мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество символиста, начиная с самых ранних, самых первых его стихотворений. Кроме того, он, как уже было сказано, не скрывал своей самовлюбленности, а еще стремился оставить след в литературе созданием новых форм и жанров и поиском их все время занимался, пытаясь нарисовать в стихотворении необычный образ, поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово.

Брюсов и Белый

В более поздних произведениях Валерия Яковлевича появились урбанистические мотивы, пропал некий характерный для предыдущих работ мифологизм. Если первые стихотворения были больше посвящены личному, то здесь Брюсов, напротив, больше и охотнее говорит о «мире людей», куда словно бы вернулся после добровольного уединения-заточения. Считается, что именно Брюсов первым в нашей стране в полной мере раскрыл урбанистическую тему в литературе. В стихотворениях поэта появляются экспериментаторские нотки, он сам признается, что стал ценить все жанры, что ему хочется охватить и то, и другое, и третье, от каждого любимого им автора взять по чуть-чуть. Потому Валерий активно занимался стилизацией всевозможных поэтических манер и, в общем, был в этом деле неплох.

В начале двадцатого века в творчестве Брюсова появляются темы одиночества, презрения к человечеству, предчувствия гибели урбанистики.

Символизм

Валерий Яковлевич Брюсов, биография которого представлена в статье, называл себя основоположником русского символизма, и, как бы это ни было нескромно, но делал он это недаром: он действительно немало сил вложил в развитие этого направления в нашей стране и сегодня причисляется к так называемым старшим символистам наряду с Бальмонтом.

Разрабатывать символистские теории Брюсов начинал еще в юношестве, однако наиболее сильное выражение данное увлечение нашло после знакомства Брюсова с Бальмонтом, которое произошло в начале 1890-х годов. Сблизившись с Бальмонтом и другими поэтами-символистами, Брюсов начал заниматься концепциями символизма уже вплотную. Он очень много сделал именно как организатор, оказал огромное влияние на молодых поэтов – о нем отзывались как о человеке, повлиявшем на целое поколение.

Поэт Валерий Брюсов

Первый совместный альманах символистов (Брюсова, Мережковского, Гиппиуса и других) вышел в свет в 1901 году. Он назывался «Северные цветы». Именно с того года символизм начал функционировать в нашей стране как отдельное самобытное направление.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны в биографии В. Я. Брюсова открылась новая страница. Как и многие другие, он был очень патриотически настроен и не мог остаться в стороне от происходящего. Конечно, он не отправился на фронт, в гущу событий, однако хоть и косвенно, но участвовал в происходящем: работал корреспондентом от газеты «Русские ведомости».

Брюсов с семьей

Впрочем, его патриотизм держался недолго – по воспоминаниям супруги Брюсова, с войны поэт возвратился в большом разочаровании. Возможно, именно это послужило причиной некоего творческого ослабления литератора – многие критики отмечают, что как раз в данный промежуток времени стихотворения Брюсова объективно слабее, передают усталость и духовную опустошенность символиста.

После революции

После падения царского режима символист не перестал участвовать в литературной жизни страны. Он по-прежнему писал стихи, выступал, выпускал журналы. В общем, творческая жизнь его кипела и не сбавляла оборотов. Революцию Валерий Яковлевич воспринял как тот самый путь к новому миру, постичь который он так жаждал с юных пор. Он очень старался стать частью «нового мира», но ему это не удалось, поскольку «новые люди» отрицательно приняли его поэзию.

Личная жизнь Валерия Брюсова

Первой любовью молодого Валерия была девушка по имени Елена Краскова; доподлинно неизвестно, что представляли собой их отношения, на какой стадии находились и как долго длились. Однако Елена скоропостижно скончалась в 1893 году от черной оспы, Валерий посвятил ей немало стихотворений, а затем увлекся другой девушкой – актрисой Натальей Дарузес. Долго эти отношения не продлились. Уже в 1897 году Брюсов женился. Его избранницей стала девушка чешского происхождения, Иоанна Рунт, занимавшаяся переводами с французского языка. Она была верным другом, музой и помощницей Валерия всю жизнь – до самой его смерти. Интересен тот факт, что познакомились молодые люди, когда Иоанна пришла в семью Брюсовых… работать гувернанткой для младших сестер поэта. Поначалу ни о какой женитьбе литератор и не помышлял, но потом словно что-то щелкнуло у него в голове – и вот он уже стал женатым человеком. Тем не менее брак у Валерия с Иоанной оказался счастливым, о чем он писал в собственном дневнике. Детей у Брюсовых не было.

Брюсов с супругой

Биография Брюсова Валерия Яковлевича гораздо шире и увлекательнее, однако в рамках одной статьи невозможно вместить многое. Это лишь малая часть той информации, которую можно и нужно знать об этом необыкновенном человеке, оставившем действительно яркий след в истории русской литературы.