Модест Петрович Мусоргский: биография и творчество
Биография Мусоргского – великого русского композитора, не признанного при жизни гения и новатора, намного опередившего время и оказавшего влияние не только на музыку России, но и Европы, сложна и трагична. Его музыка вышла из недр русского фольклора, пропитана любовью к родной земле и народу.
Родословная
Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории - от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.
Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.
В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна - крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.
Детство
Детские годы - это самое счастливое время в жизни Модеста Мусоргского. Он появился на свет в 1839 году в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии, в семье Петра Алексеевича и Юлии Ивановны Мусоргских. У них родилось четыре сына. Модест был последним, самым младшим. Два старших умерли в детстве. Поэтому Филарет стал единственным братом для маленького Моди.
Петр Алексеевич не отягощал себя заботами. Отслужив в сенате 8 лет, он в должности коллежского советника вышел в отставку, женился и поселился в имении, ничем себя не утруждая. Он почивал гостей, вел вольный образ жизни, потихоньку закладывая по частям имение.
Юлия Ивановна была также из знатного рода, одним из ее родственников был М. И. Кутузов. Она воспитывалась в пансионе благородных девиц и поэтому говорила по-французски, любила музыку и хорошо играла на фортепиано. Юлия Ивановна мечтала, чтобы ее сыновья стали военными.
Мать занимала самое важное место в жизни сына, так как именно она, помимо того что обожала своих мальчиков, первая заметила его способности и стала учить маленького Модеста основам музыки. Он быстро освоил игру по нотам, мог исполнить любое произведение на фортепиано по слуху. Модя все усваивал с такой легкостью, что родители, чтобы обучать его музыке дальше, пригласили в дом преподавательницу немку. Она занималась с детьми немецким языком и музыкальной грамотой.
Имение в Карево
Годы, проведенные в усадьбе, были самыми светлыми и счастливыми для Мусоргского. Детство Модест Петрович вспоминал с нежностью и теплом, и не только потому, что оно было беззаботным, а потому, что рядом была мама, такая добрая и ласковая. Своим мальчикам она не запрещала играть с дворовыми детьми. Прогулки на природе, неяркая и неброская красота здешних мест оставили неизгладимые впечатления, которые позднее нашли свои отражения в его музыкальных произведениях.
В биографии Модеста Петровича Мусоргского также немаловажную роль сыграла и его няня. Он заслушивался сказками, которые она рассказывала братьям. По всей видимости, эта женщина была духовно богатым человеком, так как мальчики были к ней очень привязаны. Под действием фантазий, навеянных ее рассказами, ночью он долго не мог заснуть, представляя в музыке сказочных персонажей. Обо всем этом он не раз вспоминал позднее.
Петербург, годы обучения в школе
Для детей обучение было организовано дома, а когда Модесту исполнилось 10 лет, его родители переехали в Петербург и определили сыновей в частную школу «Петришуле», так как в военное училище принимали только с 13 лет. Преподавание велось на немецком языке. Здесь были очень строгие порядки, но учиться Модесту нравилось, в школе давали обширные знания детям.
В биографии Мусоргского кратко стоит отметить один важный момент, который позволил ему познакомиться с произведениями великих композиторов и стать отличным музыкантом. Это уроки игры на фортепиано у известного преподавателя Антона Горке, много сделавшего, чтобы Модест стал отличным пианистом, хотя таланта будущего композитора не заметил. Он занимался с ним только игрой на фортепиано, которую оттачивал в своих учениках до блеска. Теорию музыки и композицию он Модесту не преподавал, зато видел в нем гениального пианиста, включал его в концерты. В одном из них, проходившем в модном салоне Рюминой, он представил его как вундеркинда. Его игра имела большой успех.
Школа подпрапорщиков
Проучившись в «Петришуле» три года, он поступает в Николаевское кавалерийское училище (школа подпрапорщиков). Это привилегированное учебное заведение, которое окончили многие видные военные России.
Но у Мусоргского в мечтах была только музыка. Ему повезло. В училище Закон Божий преподавал отец Крупский. Благодаря его усилиям Модест постиг суть греческой, католической и протестантской церковной музыки, параллельно продолжая обучаться игре на фортепиано.
Военная карьера
В 1856 году он блестяще окончил училище. В биографии Модеста Мусоргского начинается новый этап: перед ним открывается возможность военной карьеры, так как он поступает на службу в элитный Преображенский полк. В Петербурге Модест Мусоргский и его брат слыли блестящими гвардейскими офицерами. Вместе с матерью они снимали частную квартиру. Их отец умер в 1853 году, оставив семье жалкие остатки некогда огромного имения.
В первое время военная служба мало чем отличалась от занятий в училище. Утреннее построение и маршировки, дальше учения. Как правило, день заканчивался кутежами и попойками. Модест усвоил все черты блестящего гвардейца: манеру одеваться, ходить, держаться в обществе. Военная служба стала тяготить Мусоргского, тем более что денег на кутежи стало явно не хватать.
Знакомство с Даргомыжским
В это время в России музыка русских композиторов была не в чести. Произведения великого композитора Михаила Глинки, его знаменитая опера «Жизнь за царя», подвергались жестокой критике последователей классической музыкальной школы. Но Мусоргского, воспитанного на русском фольклоре, очень интересовала музыка Глинки. Он с радостью принял предложение своего товарища Ванлярского представить его русскому композитору Даргомыжскому, в доме у которого собирались музыканты и почитатели таланта М. Глинки.
В биографии М. П. Мусоргского эта встреча с известным композитором сыграла поворотную роль: она изменила судьбу гвардейского офицера и сделала из него великого композитора. Первый вечер в доме Даргомыжского - его встреча с единомышленниками, впоследствии известными русскими композиторами, - был не забываемым. Впервые он попал в круг людей, профессионально занимающихся музыкой.
Он стал постоянным гостем и членом этого удивительного музыкального сообщества, где, в противовес официальной музыкальной школе, исполняли произведения Глинки, романсы Даргомыжского и других русских композиторов. Самое главное - члены этого кружка своим творчеством продвигали русскую музыку.
Занятия с Балакиревым
Здесь он познакомился со студентом военно-инженерной академии Цезарем Кюи, страстно увлеченным музыкой. Они играли в четыре руки Шумана, Бетховена, Шуберта, показывали свои музыкальные зарисовки. Серьезно писать музыку стало возможным после знакомства с Милем Балакиревым, профессиональным музыкантом, в будущем известным композитором, который сыграл основополагающую роль в биографии Мусоргского.
Краткая встреча сблизила их. Они были ровесниками. Модест попросил Балакирева о том, чтобы заниматься с ним композицией. Тот согласился. С этого времени Мусоргский постигал науку сочинения музыки, о которой мечтал. Балакирев объяснял Модесту фактуру и форму музыки, значение оркестровки, давал задания сочинять небольшие произведения: скерцо, сонаты, перелагать для фортепиано симфонии, отрывки из опер.
Могучая кучка
Мусоргский много работал, сочиняя музыку. Вскоре к их кружку присоединился Николай Римский-Корсаков. В. В. Стасов, известный музыкальный критик, постоянный участник группы, назвал молодых композиторов «Могучей кучкой». Жизнь их была посвящена русской музыке, ее особенностям, новаторству.
В России в это время открывается первая консерватория, в которой господствуют европейский стиль классической музыки. Из-за противоречий во взглядах ни один участник «Могучей кучки» не пошел учиться в это заведение, продолжая развивать традиции русской музыкальной школы.
Творчество Мусоргского
Модест Петрович, в краткой биографии которого невозможно передать все перипетии его жизни и творчества, будучи очень бедным человеком, должен был разрываться между работой в учреждениях и занятием музыкой.
Он уволился с военной службы, чтобы полностью посвятить себя любимому занятию, несмотря на то что все его товарищи по «Могучей кучке» уговаривали его не делать этого. Каждый из них продолжал служить, чтобы жить нормально.
Жизнь музыканта в России, тем более новатора, временами не понятого не то что широкой публикой, но и даже его товарищами, обрекала его на бедность. В 1652 году издается пьеса «Подпрапорщик», навеянная учебой в Николаевском училище (школе подпрапорщиков). В 1860 году оркестром под управлением Рубинштейна было исполнено скерцо, которое имело успех.
Мусоргский берется за написание крупных музыкальных форм. Первая его работа - опера «Эдип» по трагедии Софокла. Она, к сожалению, осталась незаконченной, как и оперы «Саламбо» на сюжет Флобера, «Женитьба» по пьесе Гоголя.
Жемчужиной мировой музыки является опера «Борис Годунов» по мотивам трагедии Пушкина. Это любимое произведение Федора Шаляпина. Свое признание получила только в ХХ веке. На сегодня это одна из самых исполняемых опер в мире. Это непревзойденное, уникальное произведение, в котором история не фон, а действительность.
«Хованщина» - народная музыкальная драма. Музыка к ней была полностью написана, кроме 2-го действия и некоторых сцен 5-го действия. Увидела свет после смерти композитора в редакции Н. Римского-Корсакова.
Для оркестра написана симфоническая пьеса «Ночь на лысой горе», для фортепиано - «Картинки с выставки» и многие-многие другие.
Последние годы
Стоит отметить в краткой биографии Мусоргского: самое главное, содержание всей его жизни – любовь к русскому народу, его культуре, быту. Ничего не могло затмить ее. Всю свою жизнь он посвятил музыке, желая писать ее так, чтобы в каждом звуке, каждой музыкальной фразе звучало русское слово.
«Могучую кучку» можно было сравнить только с русскими художниками-передвижниками, с некоторыми из которых Модест Петрович дружил. Он много работал, оставаясь бедным. Несмотря на то что его «Борис Годунов» был поставлен в театре и имел успех, его запретили к постановке. Мусоргский был знаменитым, хотя многие его произведения явно опережали время.
У него случались затяжные депрессии, так называемая «нервная болезнь». Бесконечно одинокий Мусоргский пристрастился к алкоголю – наследие армейской жизни. После распада «Могучей кучки» у него случился очередной нервный срыв, он запил.
После его гастрольной поездки по югу России с певицей Д. Леоновой, которая хотела помочь ему и пригласила с собой, он вернулся в Петербург вдохновленным. Но узнав, что его уволили с работы, он снова запил.
Мусоргский поступил в Николаевский госпиталь 13.02.1881 г. с белой горячкой. Его друг Илья Репин успел написать его портрет. 16 марта он умер в госпитале. Ему было только 42 года.