Константин Георгиевич Паустовский: биография и творчество
Константина Георгиевича Паустовского многие ошибочно называют детским писателем. Это не так – несмотря на то что литератор действительно много писал для детей, он немало творил и для взрослых. А еще был сценаристом, журналистом, педагогом… Об удивительной судьбе и биографии Константина Паустовского расскажем в нашем материале.
Детские годы
Будущий советский писатель появился на свет в Москве в 1892 году в многодетной семье – помимо маленького Костика, там уже подрастали два сына – Борис и Вадим, кроме того, была еще и дочь Галина, самый старший ребенок. В крови Паустовского намешано многое – у него есть не только русские, но и украинские, польские, и даже турецкие корни. Дед по отцу был крымским казаком, бабушка – турчанкой весьма сурового нрава. Бабушка по матери была полькой, как и дед. Человек нелюдимый, замкнутый, он мало общался с внуками и, в отличие от остальных бабушек-дедушек, особого влияния на формирование Костиных мировоззрений и собственно личности не оказал.
Георгий Максимович, отец будущего писателя, являлся унтер-офицером в отставке, служившим железнодорожным статистиком. Мать, Мария Григорьевна, посвятила себя воспитанию детей.
В Москве Паустовские жили вплоть до 1898 года, а затем в биографии Паустовского появился Киев, куда они перебрались из-за перевода отца по службе – там двенадцатилетний Костик осенью 1904 года отправился в классическую гимназию. До этого он находился на домашнем обучении. В гимназии маленькому Паустовскому понравилось, учился он охотно, особенно полюбил географию. И все в их семье было спокойно, пока четыре года спустя, в 1908-м, отец не ушел вдруг из семьи. Денег стало катастрофически не хватать, старшие братья работали, подрабатывал и шестнадцатилетний Костя – предоставлял услуги репетитора.
Самостоятельная жизнь и первые опыты
Начав зарабатывать сам, Константин решил вести самостоятельную жизнь. Он переселился к бабушке Викентии, маминой маме, с которой у него всегда были очень теплые отношения, тогда как мать писателя с сестрой и одним из братьев вернулась в Москву. Тогда же он впервые взял в руки перо – не для того, чтобы решить задачку или записать задание, но для того, чтобы внести свой вклад в литературу. Первый рассказ Константина в печати появился в 1912 году – в тот год, когда Паустовский окончил гимназию. Назывался он «На воде» и увидел свет в киевском альманахе «Огни».
Красной нитью в биографию Паустовского вплетены два города, с которыми так или иначе всегда была связана его жизнь – Киев и Москва. Он, по его собственному признанию, был «москвичом по рождению, киевлянином по душе», и потому по окончании гимназии не уехал в Москву, хотя мать звала его. Вместо этого он предпочел остаться в Киеве и поступил на историко-филологический факультет Императорского университета. Там он проучился два года.
Первая мировая война
Возможно, Константин и доучился бы в Киеве, получив корочки выпускника этого университета, но нам этого никогда не узнать, потому что, какими бы ни были планы молодого человека, их сломала война. Начавшись в 1914 году, Первая мировая круто обрушила жизни сотен, тысяч, миллионов людей. В том числе коснулась она и биографии Паустовского и круто изменила ее.
Спешным образом Константин перевелся в Московский университет и уехал к матери, сестре и брату. Однако он практически не учился больше: война вынуждала работать. Сначала Паустовский был кондуктором и вожатым в трамвае, а затем отправился поближе к фронту – устроился санитаром на тыловые и полевые поезда. В гущу боев с автоматом наперевес писатель не попадал пока. А вот оба его старших брата воевали и – вот прихоть судьбы! – погибли оба в один и тот же день, только на разных фронтах. О смерти братьев Паустовский узнал из газетной заметки, находясь в санитарном поезде. Как вспоминал позже он сам, он понял, что нужно вернуться к матери, потому что теперь он остался у нее единственной опорой – сестренка Галина была нездорова, и ей самой требовались уход и забота. Поэтому Паустовский оставил службу и приехал в Москву…
Кочевая жизнь
Впрочем, в Москве он надолго не задержался. Если рассказывать биографию Паустовского кратко, она вся уложится в описание его перемещений, путешествий, поездок. Он не мог сидеть на одном месте, ему нужно было куда-то ехать, что-то делать, двигаться. И он уехал снова – на сей раз сначала в Брянск, где служил на металлургическом заводе, оттуда перебрался в Юзовку, потом – в Таганрог, где постигал котельное искусство. Осенью 1916 года писатель устроился в рыбацкую артель на Азовском море. Как видно, «шатало» его лихо – из стороны в сторону, однако все эти путешествия были не какими-нибудь попытками убежать от реальности – в них Константин знакомился с жизнью, набирался опыта, наблюдал за людьми, учился тому, чему не научит ни один университет. Он жадно впитывал информацию, которая впоследствии не раз пригодилась ему в литературной деятельности. Море в биографии К. Г. Паустовского сыграло немалую роль: по его собственному определению, именно море сделало его писателем, именно там, в рыбацкой артели, он почувствовал себя творцом слова. Там же он начал работу над своим первым романом «Романтики» (работа длилась семь лет и завершена была лишь в 1923 году в Одессе).
Гражданская война
Рассказывая краткую биографию Константина Георгиевича Паустовского, нельзя обойти стороной и годы Гражданской войны. Когда грянула Февральская революция, Константин вновь бросил все и спешно уехал к матери и сестре. Там он недолго поработал репортером, а потом случился Октябрь, и семья Паустовских перебралась в Киев. Вскоре он был призван в армию – сначала в гетманско-украинскую, затем (когда власть сменилась) – в Красную. На фронтах Гражданской войны писатель пробыл недолго – полк, в который он попал, быстро расформировали. А затем вновь началась жизнь странника, на два года забросившая Паустовского в Одессу…
Литературная среда
В биографии Константина Георгиевича Паустовского было много разных городов, но именно Одесса оказала на него огромное влияние в профессиональном плане. Именно там, в этом южном приморском городе, он впервые попал в удивительную литературно-творческую среду: он устроился на работу в газеты «Станок» и «Моряк».
В последней среди сотрудников числились Ильф, Катаев, Багрицкий, Бабель – и это далеко не весь список. С Ильфом Паустовский сошелся особенно близко. Однако кочевая натура не давала покоя писателю, и через два года тот покинул Одессу, как бы хорошо ему там ни было. Впереди была дорога на родину, в Москву – она слегка затянулась и прошла через Крым и Грузию. Везде Паустовский прожил по чуть-чуть, но в конце концов осел в Москве в 1923 году.
Творческие тридцатые
В тридцатые годы прошлого столетия Константин Георгиевич очень много писал. Делал он это параллельно с официальной работой в московских газетах и журналах, где трудился в роли журналиста. Он впервые попробовал себя в таком жанре, как очерк, и три его очерка увидели свет в 1930 году в журнале «30 дней».
А год спустя Паустовский завершил свой большой труд – повесть «Кара-Бугаз». Именно после ее публикации он принял решение уйти со службы: долее совмещать неспокойную жизнь журналиста со вдумчивой работой писателя он не мог, а потому выбрал литературу, которой намеревался посвятить всю дальнейшую жизнь. В тридцатых он написал множество очерков, каждый из которых был основан на том или ином его путешествии (даже осев в Москве, Паустовский не перестал колесить по стране – он постоянно находился в разъездах, разница заключалась лишь в том, что теперь он всегда возвращался домой).
Работу Константина Георгиевича и его вклад в культуру и литературу отмечали не только читатели и коллеги, но и высшее руководство: в 1939 году писатель получил орден Трудового Красного Знамени за свои заслуги в литературной сфере.
Вторая мировая
С началом Великой Отечественной Паустовский ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Полтора месяца он провел на Южном фронте, а затем был отозван в Москву: руководством было принято решение о том, что писатель нужнее в тылу. Вместе с семьей его эвакуировали в Алма-Ату, где поручили начать работу над новой пьесой для театра МХТ. Пьеса увидела свет двумя годами позднее, в 1943 году, в алтайском Барнауле (туда были эвакуированы артисты).
Последние годы
Мировое признание настигло Константина Паустовского в пятидесятых. Это дало ему возможность путешествовать не только по стране, но и по всему миру (чем он, разумеется, воспользовался). Писатель посетил огромное количество государств и из каждой поездки привозил колоссальный опыт, впоследствии трансформировавшийся в художественные произведения. Тогда же он начал писать автобиографию, которую завершил в середине шестидесятых годов.
В шестидесятых Константин Георгиевич много болел, страдал от астмы. Он скончался в 1968 году, похоронен в Тарусе.
Паустовский для детей
Биография писателя была бы неполной, если бы мы не упомянули о еще одной стороне его литературной деятельности – сочинениях для детей. Между тем многие знают его именно благодаря этим произведениям. Детские сочинения писателя посвящены природе, животным, взаимоотношениям человека с животными и окружающим миром. Они исподволь, по-доброму учат ребятню доброте, честности, отзывчивости; учат тому светлому, что должно быть в каждом человеке; учат, как важно оставаться человеком в любой ситуации.
Наиболее известными рассказами Паустовского для детей являются те, что входят в обязательный школьный перечень – «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга» и так далее.
Личная жизнь
Выше мы упоминали о том, что Паустовский очень много времени проводил в разъездах. Именно так, в одной из поездок, в биографии Паустовского появилась Екатерина Загорская – девушка, ставшая впоследствии его женой. В 1916 году летом пара обвенчалась. Паустовский боготворил жену: сохранились страницы его дневника, на которых он признается, что любит Екатерину «больше мамы, больше себя». Загорская платила писателю той же монетой, их брак был по-настоящему счастливым, однако через двадцать лет супруги расстались, когда Константин Георгиевич увлекся другой, чего гордая Загорская простить ему не смогла. У Екатерины и Константина был сын Вадим, который до конца собственной жизни собирал по крупицам всевозможные бумаги, связанные с родителями, и пополнял музей отца.
Второй женой Паустовского стала та самая женщина, которой он увлекся, будучи женатым на Загорской, – Валерия Валишевская. Она стала прообразом многих героинь писателя, однако брак их оказался не самым долговечным – в 1950 году Паустовский развелся, для того чтобы жениться в третий и последний раз. Третьей супругой литератора стала актриса Татьяна Евтеева. Они познакомились, когда оба были женатыми людьми (Татьяна была замужем за драматургом Алексеем Арбузовым). Однако любовь оказалась так велика, что оба оставили свои семьи и поженились в том же 1950-м.
Тогда же родился и их общий сын, Алексей, который стал талантливым художником, но, к сожалению, рано ушел из жизни.
Интересно знать
- В юности Паустовский очень любил творчество Александра Грина, который оказал влияние и на его литературные опыты.
- Константин Георгиевич был любимым писателем известной актрисы Марлен Дитрих.
- В 1965 году Паустовский должен был получить Нобелевскую премию по литературе, однако в СССР такой поворот событий был бы нежелательным. На Швецию надавили – и Паустовский остался без награды, которая перешла к Михаилу Шолохову.
- В честь писателя названа малая планета, открытая в 1978 году.
- Благодаря заступничеству Константина Георгиевича известный своими «оппозиционными» спектаклями Театр на Таганке не остался без художественного руководителя – Юрия Любимова. Того хотели снять с поста за несогласие с властью, однако Паустовский вмешался – и Любимов сохранил свою должность.
- Паустовский не вступал в партию, ни разу не восхвалял власть, ни разу не писал письма с клеветой – и при этом власть не принижала его.
Это была попытка рассказать кратко биографию Паустовского – самое главное, самое важное. Однако на самом деле она неизмеримо шире одной небольшой статьи, и, на наш взгляд, познакомиться с жизнью такого удивительного человека, как Константин Георгиевич Паустовский, должен каждый уважающий себя человек.