Фредерик Стендаль: биография и творчество

Работы писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) обозначили переход французской литературы от романтизма к реализму. В его шедеврах («Красное и черное» и «Пармская обитель») представлено ироничное и даже резкое отображение любви и воли к власти. Его жизнь была наполнена событиями, порой весьма печальными.

Личность писателя

Анри Мари Бейль (а именно такое имя он получил при рождении) появился на свет в 1783 году городе Гренобле, расположенном на юге Франции. Его семья была богатой, а отец был адвокатом в местном парламенте. К сожалению, мальчик в возрасте 7 лет потерял свою мать. Отец настолько тяжело переживал ее утрату, что погрузился в религию и стал очень набожным.

Излагая кратко биографию Стендаля, следует отметить, что отношения с отцом у него не складывались. Его дедушка, Анри Ганьон, был врачом и сторонником просвещения, стал самым близким человеком и привил любовь будущего писателя к литературе. Дед был лично знаком с Вольтером. Он подарил своему внуку книги Дидро, Вольтера, Хельвинтиона, заложив основы образования, мировоззрения и отвращения к религии. Характер Стендаля отличался чувственностью и порывистостью, нарциссизмом и критическим отношением, недисциплинированностью.

дом Стендаля в Гренобле

Юношеские годы

Анри получил начальное образование в местной школе в Гренобле, где учился всего три года. Она увлекается философией и логикой, историей искусства и математики. Школа Стендаля находилась под руководством «Идеологов», группы исследователей психологии 18-го века. Именно это обучение, а также интенсивное изучение сочинений идеологов (особенно произведений Дестутта де Трейси), которое он начал в 1804 году, сформировало его мировоззрение. Он стремился понять человека, изучая работу его разума и, прежде всего, его эмоции, которые, как считал Стендаль, коренятся в физиологической природе человека. Писатель надеялся, что благодаря этому исследованию он сможет доминировать над окружающими. Основными ключами были осознание себя, осознание первостепенной роли воли и превосходство памяти, чтобы гарантировать вспоминание всех соответствующих фактов. В принципе счастья (la chasse au bonheur - "погоня за счастьем") Стендаль видел центральное динамическое движение человека.

В возрасте 16 лет молодой человек отправился в Париж, стремясь поступить в Политехническую школу и получить профессию военного инженера или артиллериста.

Но вихрь событий в стране изменил его планы. После революционных событий он поступил в драгунский полк наполеоновской армии. Через некоторое время он покидает службу и занимается самообразованием в Париже. Он сосредоточился на литературе, философии и английском языке. Писатель в дневниках того времени писал о своем желании стать драматургом.

портрет Стендаля

Он быстро стал функционером при Наполеоновской империи и провел 1806-1810 годы в Германии, где среди других мест он некоторое время останавливался в городе Стендале, название которого стало потом его псевдонимом.

Некоторое время он прослужил в Марселе, где оказался, отправившись за актрисой, в которую был влюблен, затем он продолжил службу в качестве офицера армии.

Стендаль, биография которого полна интересных фактов, участвовал в военных кампаниях Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. Во время походов он записывал свои мысли о музыке и живописи. В составе армии Наполеона он был свидетелем битвы при Бородино и пожара в Москве, прошел Оршу и Смоленск, был в Вязьме. Особенно его поразил патриотизм русского народа.

Итальянский период

После поражения Наполеона и восстановления власти Бурбона, к которому он относился негативно, Стендаль ушел в отставку.

В 1814 году, после распада империи, Стендаль счастливо поселился в Италии, навсегда отказавшись от своих мечтаний о крупной общественной карьере. Он предпочел Италию своей родине, поскольку, возможно, ошибочно он считал ее более плодородной почвой для культивирования страстей. Следующие семь лет он провел в Милане. Писатель буквально влюбился в эту страну, в ее язык, оперу, живопись и женщин. Италию он считал своим домом, сюда он перенес своих героев. Он считал итальянский темперамент более естественным по сравнению с французским. В биографии Стендаля поэту Байрону также отведено место: они были знакомы и встречались в Милане.

В это время в Италии действует движение карбонариев, которое писатель поддерживал и даже финансировал. Но в 1820 году началось преследование его друзей, и Стендаль вынужден был вернуться во Францию.

памятник Стендалю в Париже

Париж

Здесь началась новая веха биографии Стендаля. Он начал работать в газетах и ​​журналах. Это был период активного творчества и многочисленных публикаций. Вышли в свет брошюра «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и рассказ «Ванина Ванини». Ему рекомендовали издать путеводитель по столице Италии, и в результате вышла книга «Прогулка по Риму».

Несмотря на успешную работу, психологическое состояние писателя было тяжелым, а материальное положение оставляло желать лучшего. У него не было постоянного дохода, он даже подумывал о самоубийстве.

Доктрина бейлизма

Стендаль, неуловимая личность, конечный продукт процесса разочарования, демонстрировал насмешливость, ироничность и скептицизм, которые прятали его чувствительное и израненное сердце. Он постепенно разработал учение, которое он назвал эгоизмом, или бейлизмом. Позднее Стендаль подробно писал об этой доктрине в серии работ, которые были опубликованы лишь после его смерти: «Журнал» (1888), «Жизнь Анри Брулара» (1890) и « Мемуары эготизма» (1892). В ее основе лежит идея, призывающая к преднамеренному следованию личным интересам и рассматривающая внешний мир исключительно как театр для личной реализации. «Воля к славе» не более чем внешнее проявление учения. Суть его заключается в том, чтобы внутренне изучать себя, придать мимолетным моментам жизни всю плотность, на которую они способны.

В конечном итоге Стендаль предлагает самопознание, а не личный интерес для усиления культа воли. Для него Италия и Наполеон были высшими образцами этой доктрины. По его мнению, только элита обладает достаточной независимостью суждения и силой воли, чтобы осмелиться быть собой. Она одна может стремиться к высшей цели - счастью и полной сознательной реализации себя посредством самоанализа, ведущего к самопознанию и пониманию того, как все другие также стремятся к своим собственным целям, через сознательное лицемерие, чтобы скрыть свои собственные цели, и через непреклонную честность с самим собой.

письмо, написанное Стендалем

Ранние сочинения

«История живописи в Италии и Риме, Неаполе и Флоренции», написанная Стендалем в 1817 году, помимо отрывков откровенного плагиата содержит интересные оригинальные элементы. В 1821 году Стендаля подозревали в шпионаже и заставили покинуть Италию, но он успел завершить большую часть работы над своей первой крупной публикацией «О любви» (1822). При жизни писателя было продано всего 17 экземпляров этого исследования любви, которое сегодня ценится очень высоко. По сути, это рационалистический отчет об окончательном эмоциональном опыте. С помощью остроумной аналогии Стендаль предположил, что первоначальное проявление любви не более чем «кристаллизация» в отношении любимого человека тех качеств, которые любящий хочет найти в нем или в ней. Удовлетворение мало зависит от реальных качеств человека, которого любят. Это форма любви к себе, а не настоящей любви. Для Стендаля настоящая, полная любовь должна стать открытием любимого человека и потерей себя в любви к другому. Это полное поглощение является высшим проявлением эго, трансцендентным состоянием, которому затем способствуют все искусство и природа.

«Расин и Шекспир» появился в 1823 году. В 1827 году он опубликовал свой первый крупный роман «Арманс», психологическое исследование, омраченное отсутствием ясности).

медальон с профилем Стендаля

Карьера дипломата и творчество

Благодаря политическим событиям во Франции в 1830 году он смог получить должность на государственной службе. Его назначили послом в Италии, Триесте, а затем в Чивитавеккье.

Это не самый интересный период в биографии писателя Стендаля. Обычная, однообразная работа и жизнь в маленьком портовом городке стали причиной скуки и одиночества. Для развлечения он начал путешествовать по Италии. Здесь он продолжал заниматься творчеством. В 1832-1834 годах начал писать, но затем забросил мемуары эгоиста и романиста Люсьена Левена. Автобиографический роман «Жизнь Анри Бруйяра» был опубликован в 1836 году.

С 1836-го по 1839 год Ф. Стендаль находится в Париже на длительных каникулах. Здесь в 1838 году была издана «Записная книжка туриста» и последняя законченная книга «Пармская обитель».

автограф Стендаля

Последние период жизни

Непосредственно перед смертью писатель вернулся в Париж. Это печальный этап биографии Фредерика Стендаля. Он уже тяжело болел и был настолько слабым, что едва мог писать и диктовать тексты. Мрачное настроении сопровождает его все время. Его преследуют мысли о смерти и предвидение того, что он может умереть на улице. В действительности так и произошло. В марте 1842 года он упал посреди улицы и умер через несколько часов. Гроб с телом сопровождали только трое его друзей, а во французских газетах появилось сообщение о захоронении «неизвестного немецкого поэта» на Монмартре.

На могильной плите по его просьбе в знак любви к Италии написано: «Анри Бейль. Милан. Жил, писал, любил».

Религия и мировоззрение

Рассматривая кратко биографию и творчество Стендаля, нужно отметить, что в детстве его воспитывал иезуит Райян. После такого обучения и постоянного чтения Библии Анри возненавидел духовенство и религию и оставался атеистом до конца своей жизни.

Мораль аскетизма и смирения для него была странной. Его поражало лицемерие французского общества. Никто не верил в догму католической церкви, но был вынужден изображать из себя верующих. То, что церковь полностью овладела умами французов, он рассматривал как проявление деспотизма.

Основой всего для Стендаля была свободная личность, которая обладала собственными чувствами, характером и мечтами, не признавала устоявшихся понятий долга и порядочности. Идолом этого поколения был Наполеон Бонапарт. Стремление к сильным переживаниям и энергии действий казалось атмосферой эпохи.

Роль любви

В Италии во время своей первой поездки писатель встретил женщину, которая стала его безнадежной и трагической любовью. Это была Матильда Висконтини, жена польского генерала Дембовского. Она умерла рано, но ей удалось оставить след в его памяти на всю жизнь.

В дневнике Стендаля осталась запись о двенадцати женщинах, имена которых он мог бы назвать.

Признание

Автор «Красного и черного» сравнивал литературную славу с лотереей. Биография и творчество Стендаля не интересовали его современников. Фундаментальная оценка и понимание пришли через 100 лет, в 20-м веке.

На фоне знаменитых 1840-х годов Бальзака интересная биография Стендаля была неизвестна, его в то время не было в списке французских писателей.

Достойные авторы того времени, теперь благополучно забытые, были изданы десятками тысяч экземпляров. Исследование любви, имевшей большое значение в жизни и творчестве Стендаля, было продано только в нескольких экземплярах. Он даже пошутил, назвав книгу «святой», потому что мало кто осмеливается прикоснуться к ней. Роман «Красное и черное» вышел в свет только один раз. Критики обнаружили, что его произведения не стоят внимания.

Причина, очевидно, заключается в несогласии с существующими в литературе стереотипами и жанром его творчества. Отсутствие признания в течение жизни не помешало писателю стать одним из величайших романистов своего времени.

могила Стендаля

Детали биографии Стендаля

Анри Бейль использовал в качестве литературного псевдонима название германского города, в котором родился известный искусствовед Винкельманн, живший в 18-м веке, а его идеи оказали влияние на немецкий романтизм.

Ф. Стендаль назвал свою профессию «наблюдение за поведением человеческого сердца». В январе 1835 года он в качестве награды получил орден Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» носит символический и противоречивый характер, разговоры ученых и литературоведов по этому поводу не прекращаются. Согласно одной из версий, красный цвет - это цвет революционной эпохи, в которой жил автор, а черный - символ реакции. Некоторые сравнивают эти цвета с делом, которое определяет судьбу человека. А некоторые другие видят в них выбор главного героя Жюльена. Будь солдатом (красным), как в империи, или священником (черным). Союз красного и черного не только является контрастом и противоположностью, но также сходством, взаимным переходом друг к другу, конфликтом и соседством жизни и смерти.

Анализ творчества

Фредерик Стендаль входит в число романтиков, в своих работах он ставит во главу угла внутренний мир и опыт героя. При этом основу составлял четкий анализ, понимание общественной жизни, реалистическое мышление.

Углубляясь в работу, Стендаль проверял все события и концепции личным опытом. Он считал, что единственным источником знаний могут быть только наши чувства.

Движущая сила и сильный импульс поведения персонажа - жажда славы и осуждение одобрения. Являясь создателем реалистично-психологического романа, Стендаль противопоставлял юных и старых героев, выставляя против молодости и энергии глупость и деспотизм. Суровая социальная среда в его романах, наполненная инертными взглядами и привычками, мешает развиваться независимой мысли и свободной личности.