Сергей Васильевич Рахманинов: биография композитора и интересные факты

Биография Рахманинова Сергея Васильевича, гения музыкального мира, формировалась на рубеже веков. С одной стороны, это время социальных потрясений, войн и революций. С другой – период великих открытий и больших достижений, появления на исторической арене выдающихся личностей, талантливых ученых, политиков, экономистов. Стремительными темпами развивалось русское искусство: литература, живопись, музыка.

Рахманинов. Детство и юность

Сергей Рахманинов был уроженцем Новгородской губернии. Он появился на свет 20 марта 1873 года. Его родовым гнездом стало имение Онег, принадлежавшее его матери Любови Петровне. С первых дней он был окружен музыкой, народными напевами, звоном новгородских колоколов. Семья была очень музыкальной. Дед Аркадий Александрович, бравший уроки фортепианной музыки у Джона Фильда, сочинял салонные романсы. Весьма одаренным был и его сын Василий, отец будущего гениального пианиста.

Музыкальные способности у малыша проявились очень рано. Первые уроки музыки для Сережи проводила его мама. В будущем Рахманинов признается, что они ему не приносили большого удовольствия. Тем не менее, к своим четырем годам он свободно мог исполнять пьесы в четыре руки вместе со своим дедушкой.

Способности маленького Сергея были действительно выдающимися, их нужно было развивать. Семья перебралась в Санкт-Петербург, где мальчик стал учеником младшего фортепианного класса консерватории. Восьмилетний Рахманинов не проявлял большого рвения к учебе здесь. Ему явно было скучно, он не видел возможностей для развития. И через 3 года семья приняла решение направить сына в Москву.

В столичной консерватории его педагогом становится Николай Зверев – опытный и талантливый наставник. Именно здесь 13-летнего Сергея Рахманинова услышал Петр Ильич Чайковский, предсказавший ему блестящее будущее. Вдохновленный Сергей становится одним из самых успешных учеников консерватории, стипендиатом имени Н.Г. Рубинштейна.

Рахманинов в детстве

В 18 лет он получил золотую медаль за отличное окончание консерватории по классу фортепиано, а еще через год блестяще завершил образование по специальности сочинение. Итогом его обучения в Московской консерватории стало получение большой золотой медали за особые заслуги исполнителя и композитора.

Дебют молодого композитора, пианиста, дирижера

Сочинять он начал еще в студенческие годы. И вся биография Рахманинова отныне будет связана с музыкальным творчеством и поиском новых форм. Самая значительная вещь этого периода – дипломный проект композитора, небольшая опера «Алеко». Одноактное произведение было навеяно поэмой великого Пушкина «Цыганы». Работа над ним завершилась в рекордно короткий срок: всего за 17 дней. Экзаменационная комиссия была в восторге. Молодой сочинитель получил высший балл, а проникшийся его творчеством Чайковский поставил «пятерку» с несколькими плюсами.

Молодой Рахманинов

Опера была рекомендована к постановке на сцене Большого театра. Премьера 27 апреля 1893 года имела ошеломляющий успех. Это не была работа вчерашнего студента. Ее восприняли как опус величайшего мастера. Партитура дышала молодостью и страстью, была наполнена эмоциями и драматизмом, разнообразием музыкальных рисунков. Особенной была оценка Чайковского. Позже он напишет брату, что эта прелестная вещь ему очень понравилась.

На гребне первых успехов молодой композитор представляет на суд публики еще несколько сочинений. Звучит симфоническая фантазия «Утес», радуют слух «Музыкальные моменты», появляется "Первая сюита для двух фортепиано", и ставшая любимой для многих поклонников его творчества до-диез минорная прелюдия.

Проявляется и его талант романсного композитора. В музыкальных салонах звучат его «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Весенние воды». Он становится любим, известен, популярен.

Творческая биография Сергея Васильевича Рахманинова наполнена яркими взлетами и переливами разных граней его таланта. Но все это еще впереди, а пока 20-летний юноша становится преподавателем фортепиано Московского женского училища.

Также творческая биография композитора Рахманинова обогащается дирижерским успехом. В 24 года он работает в Московской частной опере Саввы Мамонтова. Всего за один сезон он сумел вдохнуть жизнь в этот жанр и поднять его на новые высоты.

Взлеты и падения

Жизнь любого талантливого человека наполнена не только радостями творчества и аплодисментами поклонников. Вот и в биографии композитора Рахманинова случались непредвиденные ситуации. Неудачной оказалась премьера его "Первой симфонии". Причины крылись в нескольких моментах. Во-первых, недостаток опыта начинающего дирижера А. Глазунова не позволил тому успешно справиться с оркестром. Во-вторых, необычность и новизна музыкального материала внесла некую растерянность в ряды оркестрантов.

Рахманинов очень сильно переживал поражение. За 4 года, последовавших за неудачным концертом, он не написал ни строчки. Зато это время он использовал для оттачивания исполнительского мастерства. Рахманинов едет за границу, дает концерты в Англии и Италии. В этот период судьба дарит ему возможность аккомпанировать самому Федору Шаляпину. В творческой биографии Сергея Рахманинова начинается новый виток.

Новый этап в жизни

Следующий успешный период творческой биографии Рахманинова ознаменовался появлением «Второго концерта для фортепиано с оркестром». Это произведение зрителю подарил сам автор, исполнив его с оркестром дирижера А. Зилоти. "Концерт" обрел невероятную популярность, вошел в репертуар лучших исполнителей фортепианной музыки. Автор был награжден Глинкинской премией.

Следующие годы жизни композитора буквально до краев наполнены музыкой и творчеством. Слушателям он дарит проникновенную «Сонату для виолончели и фортепиано» и жизнерадостную кантату «Весна». И вновь талантливый композитор становится лауреатом Глинкинской премии.

Новым опытом становится для Сергея Рахманинова работа в Большом театре. В течение двух сезонов он служит в качестве дирижера и руководителя репертуара. В это время зрителей ожидают премьеры его опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Рамини». Они не произвели большого впечатления на искушенную публику, но шли довольно успешно в течение двух лет. Не завершив третью оперу «Монна Ванна», Рахманинов принимает решение отправиться в путешествие за границу. В 1906 году он отбывает на Апеннины, дальше в Германию, где живет и пишет в течение трех последующих лет.

Произведения 1909-1917

В 1909 году в богатой творческой биографии композитора Сергея Рахманинова появляется «Третий фортепианный концерт». Это произведение совсем зрелого автора. Напор и мелодичность предыдущего фортепианного концерта здесь дополняет новый уровень мастерства композитора. В этом опусе слышны ноты дерзости, уверенности, твердости. Рахманинов снова отправляется в заграничное турне, а вернувшись, получает приглашение занять пост инспектора русской музыки.

Автора вдохновляет хоровое пение. Он создает музыкальные формы «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Он признается своему коллеге по Московской консерватории, что давно не писал ничего с таким удовольствием.

Осенью 1910 года состоялось премьерное выступление Синодального хора с этими произведениями композитора. И вновь его ждал успех.

Однажды Сергей Рахманинов получил письмо. К нему был приложен текст одного из стихотворений Эдгара По в переводе К. Бальмонта. Автор послания, пожелавший остаться неизвестным, высказывал предположение, что поэтический текст может очень удачно лечь на рахманиновскую музыку. Сергей Васильевич с присущим ему энтузиазмом берется сочинять. В итоге на свет появляется музыкальная поэма «Колокола» - произведение монументальное и грандиозное.

Этот период творческой биографии Рахманинова также наполнен написанием романсов. Звучат его «Сирень», «Маргаритки», «Здесь хорошо». Большая часть романсов адресована прекрасным дамам. Несколько сочинений этого жанра Сергей Рахманинов посвятил известной исполнительнице Нине Кошиц, к которой питал нежные чувства. Часто на концертах они выступали вместе.

Романсов в творческом багаже композитора более 80. Все они созданы на родине. После отъезда за границу он больше не напишет ни одного.

Жизнь в эмиграции

Крутой поворот биография Сергея Рахманинова делает после революционных событий 1917 года. Он уезжает на гастроли в скандинавские страны и больше не возвращается в Россию. Такое решение далось нелегко. На Родине остались его корни, духовная связь с которыми была сильна, его коллеги и друзья, благодарная публика. Позже он скажет, что уехав из страны потерял желание сочинять. Лишившись Родины, он потерял сам себя…

Через год семья Рахманиновых переезжает в Америку, где и остается. Глава семейства выступает в качестве исполнителя. Играет свои произведения и сочинения других авторов: Листа, Шопена, Шумана, Чайковского. Такого грандиозного успеха в Америке до него не добивался ни один иностранец. Пианист Сергей Рахманинов был кумиром тысяч ценителей классической музыки. Он отыграл 25 концертных сезонов. Публике нравилось в нем все: манера исполнения, виртуозность игры, внешняя непритязательность, скрывавшая в себе гениальность. Для американцев Рахманинов и сегодня – великий американский пианист.

Рахманинов в Филадельфии

Он получает приглашение дирижировать симфоническим оркестром Бостона и оркестром в городе Цинцинатти. Но в этом качестве на сцену выходит редко, исполняя лишь свои произведения. В это время он очень занят концертной деятельностью и практически ничего не создает.

Его «Четвертый концерт для фортепиано» увидел свет в 1927 году. Через 7 лет была написана «Рапсодия на тему Паганини». Это объемное музыкальное полотно, включающее в себя 24 вариации на "Каприсы" знаменитого итальянского композитора. Произведение исполняется без перерыва, хотя тематически в нем выделяется три части.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько концертов, сбор от которых отправил на нужды Советской Армии. Он верил в победу русского народа и никогда не забывал о родине. Свое последнее музыкальное творение Сергей Рахманинов написал в 1941 году. Это были «Симфонические танцы». В них угадываются ностальгические нотки, слышится трагизм и тоска по родине. Многие критики считают это сочинение вершиной творчества композитора.

До последних дней, борясь с неизлечимой болезнью, Рахманинов ведет концертную деятельность. В середине января 1943 года он с присущим ему вдохновением исполняет «Первый концерт» Бетховена, а 28 марта этого же года его не стало. Похоронен талантливый русский музыкант на кладбище Кенсико близ Беверли-Хиллз.

Крест на могиле Сергея Рахманинова

Личная жизнь музыканта

В биографии Сергея Рахманинова женщины занимали почетное второе место после музыки. Он любил и ценил женскую красоту, обаяние и нежность. Рядом с ним всегда были утонченные, художественно одаренные леди. Им он посвящал свои романсы, для них исполнял музыкальные произведения, красиво ухаживал.

Первой любовью композитора стала Вера Скалон, дальняя родственница семейства Рахманиновых. Они познакомились в имении тетки музыканта и сразу понравились друг другу. Эта была чистая детская любовь. Ей Сергей Рахманинов посвятил романс на стихи Афанасия Фета «В молчанье ночи тайной», «Романс для виолончели и фортепиано» и вторую часть «Первого фортепианного концерта». После отъезда в столицу влюбленный юноша писал письма. Более сотни таких посланий девушка сожгла накануне своей свадьбы с другом детства.

Рахманинов в Ивановке, имении тетки

После непродолжительных страданий из-за потери любимой девушки молодой Рахманинов безумно влюбляется в жену своего товарища Петра Лодыженского Анну, черноглазую красавицу цыганских кровей. Для нее он сочиняет страстный романс «О нет, молю, не уходи». Эта страсть не могла быть взаимной. Анна была верной и преданной супругой.

Двадцатилетним юношей Рахманинов увлекся Натальей Сатиной, которую знал с детства и поначалу воспринимал как друга. Ей он подарил романс «Не пой, красавица, при мне» и предложил руку и сердце. Весной 1902 года они стали супругами. Через год в молодой семье появилась дочь Ирина, а в 1907 – Татьяна.

В творческой среде ходило много слухов о романах композитора. Это и понятно. Высокий, красивый, всегда элегантный без лишних деталей, Рахманинов всегда был в центре внимания представительниц прекрасного пола. Он был романтичен, легко увлекался, дарил своим обожательницам талант и романсы, но до последних дней рядом с ним оставалась его главная муза – любимая и любящая жена. Она сопровождала его на гастролях, следила за его здоровьем, душевным состоянием, посвятила ему себя без остатка. Именно ее музыкант называл «добрым гением всей его жизни».

С женой Натальей Сатиной

Рахманиновский стиль

Сергей Васильевич Рахманинов – яркий представитель «серебряного века» русского искусства. В его творениях чувствуется русский национальный характер, стиль. Тема Родины, ее прошлого и настоящего всегда волновала творческих людей России, но только в творческом наследии Сергея Рахманинова нашла полное свое воплощение. В ней слышатся отголоски оперных произведений Мусоргского, Римского-Корсакова, полифония Чайковского. Она явилась связующей нитью в полотне национальной идеи, продолженной потом Прокофьевым, Шостаковичем, Свиридовым и Шнитке.

Биография Рахманинова оказалась связана с революционными событиями в России. И это сказалось на звучании его произведений: трагичных, порой даже апокалипсических. Его творчество полно символизма, царившего тогда в русской культуре. В его опусах всегда слышна главная тема – символ грядущей катастрофы. В то же время Сергей Рахманинов – тонкий и очень эмоциональный лирик. Его произведениям присущи патетические выражения, взволнованность, звучание тишины. В целом, его стиль индивидуален и неповторим. Музыкантов такого склада в природе больше нет.

Рахманинов за исполнением

Биография Рахманинова: краткое содержание и значимые события

Жизнь композитора в датах:

  • 20 марта 1873 года он родился в Онежском имении матери под Новгородом.
  • В 1882 году был принят в консерваторию Петербурга.
  • В 1885 году зачислен в Московскую консерваторию на исполнительское направление.
  • 1891 год – с отличием окончил фортепианное отделение.
  • В 1892 году также на «отлично» завершил обучение по специальности «Сочинение музыки».
  • 7 мая 1892 года блестяще сдал экзамен (одноактную оперу «Алеко»).
  • 27 апреля 1893 года – премьера оперы «Алеко».
  • В 1893 году преподавал в женском музыкальном училище.
  • В 1897-1898 годы служил дирижером оперы Мамонтова.
  • 15 марта 1897 года состоялась неудачная премьера «Первой симфонии».
  • В 1898-1900 годы аккомпанировал Федору Шаляпину.
  • 1901 год – Глинкинская премия за «Второй концерт для фортепиано с оркестром».
  • 1906 год – вторая Глинкинская премия за кантату «Весна».
  • 1904 год – дирижировал оркестром Большого театра.
  • 1908 год – работал в Московской дирекции Русского музыкального общества.
  • 1909 год – член Совета Российского музыкального издательства.
  • В 1917 году едет с концертами в Скандинавию. Остается жить на чужбине.
  • 1918 год – переезд на постоянное место жительства в США.
  • 1918 – 1943 годы ведет активную концертную деятельность.
  • В 1941 году завершил последний шедевр: «Симфонические танцы».
  • 28 марта 1943 года умер в Америке.

Вся биография Рахманинова связана с музыкальным творчеством. Даже в периоды кризисов и неудач, сложные годы эмиграции он оставался патриотом своей Родины, сыном и героем своего времени.

Биография и творчество Рахманинова в воспоминаниях современников

Пианистка Зоя Аркадьевна Прибыткова, автор воспоминаний о Сергее Рахманинове, признавалась: "Что меня всегда сразу брало в плен, когда я смотрела на него играющего, это то, что в нем не было ни тени фальши, ни намека на позу и театральность. Идеально мудрая простота, предельная мужественность и целомудренность. Каждое движение четко, ясно и экономично. И он заставлял вас участвовать в своих радостях, тревогах, смехе, ласке. Он вел вас туда, куда он хотел, и вы шли за ним безропотно и радостно".

Писатель Наталья Оленцова, исследуя жизнь и творчество композитора, отмечала:

"Сергей Васильевич тратил огромные суммы на благотворительность, пересылал в Россию деньги в поддержку деятелей науки, артистов, писателей. Но в 1931 году стал одним из 110 известных эмигрантов, обратившихся с призывом к госдепартаменту США воздержаться от закупки советских товаров в знак протеста против мракобесия и террора, что творились на его многострадальной родине".

Проходят года, сменяются эпохи, истинное искусство проверяется временем. Вечным остается только то, что обращено к душе и сделано с открытым сердцем. Таково творческое наследие великого Рахманинова.