Евгений Баратынский: биография и личная жизнь

Евгении Баратынский, биография которого рассматривается в статье, - второй по значению после Александра Сергеевича Пушкина русский поэт первой трети XIX века, рассказчик и эссеист, один из самых ярких, загадочных и недооцененных авторов в русской литературе. Незаслуженно забытый после смерти, он был заново открыт современному читателю во второй половине XX века стараниями Анны Ахматовой, Иосифа Бродского и Модеста Гофмана.

Долее будет представлена краткая биография Баратынского Евгения Абрамовича.

Детские годы

Усадьба Мураново

Баратынский родился 19 марта 1800 года в родовом имении Мара Тамбовской губернии, которое пожаловал император Павел I его отцу, генерал-лейтенанту Абраму Андреевичу.

Воспитанием Евгения занимался гувернер-итальянец и мать, Александра Федоровна, выпускница Смольного института. К восьми годам мальчик прекрасно знал итальянский, свободно общался и писал на французском, много читал.

В 1808 году Евгений начал учиться в немецком пансионе в Санкт-Петербурге. Через два года умер отец, обучение пришлось прервать, Евгений вернулся в Мару. Последующие два года его образованием занималась Александра Федоровна, целенаправленно готовя сына к поступлению в Пажеский корпус – самое престижное учебное заведение империи.

В декабре 1812 года Евгений был зачислен в него. Но учеба продлилась недолго и окончилась крайне неприятно.

Преступление и наказание

Е. Баратынский

Пажеский корпус предоставлял возможность его выпускникам занимать высокие чины в армии и флоте. Евгений мечтал о военно-морской службе. Но, вырвавшись из-под опеки матери, которая окружала его смесью гиперлюбви и требованиями полного подчинения, не смог выстроить адекватную линию поведения, уравновешивающую шалости и подчинение строгому, почти армейскому распорядку.

Все это закончилось крайне неприятным инцидентом: вместе с товарищами была совершена кража. Подростки украли у отца одного из участников табакерку и деньги. Вряд ли они понимали, что дело может принять серьезный оборот.

Евгения исключили с запретом служить на госслужбе. Разрешалась только служба в армии рядовым. И оправили в родовое поместье.

Унижение этого сурового наказания состояло в том, что оно было пожизненным. Нельзя не отметить такое пятно в биографии Баратынского. Оно перечеркивало все юношеские надежды и не могло не сказаться на характере и дальнейшей судьбе Евгения.

Служба в армии

В 1818 году Баратынский возвращается в Петербург и поступает рядовым в армию.

После деревенского заточения он окунулся в насыщенную культурную жизнь столицы. Евгений становится постоянным посетителем литературных салонов и философских кружков, знакомится с петербургскими поэтами и писателями.

Самое время представить творческую биографию Баратынского Е. А. Он начинает писать стихи, становится участником объединения "Арзамас". Эта группа творческих людей сыграла важную роль в становлении и развитии молодого поэта.

Евгений Баратынский

Певец Финляндии

В 1820 году Баратынский служил в пехотном полку, расквартированном в Финляндии, и писал стихи. В своих элегиях он изображал суровый северный финский пейзаж и себя, вынужденного вести изолированную жизнь поэта в изгнании.

Стихи, написанные Евгением Абрамовичем в Финляндии – "Финландия", "Пиры", "Эда" и ряд других поэтических произведений – и опубликованные в журнале "Полярная звезда", принесли ему популярность и положительные отзывы критиков. И наградили прозвищем "певец Финляндии".

Отношение человека к природе и роль поэта в обществе останутся ведущими темами и в более поздней лирике Евгения Баратынского.

Его первый опубликованный сборник стихотворений включал много произведений, в которых сквозило разочарование пренебрежением человека к красоте природы и отчуждением от нее.

Критики поэзии Баратынского и его друзья, в том числе и А. С. Пушкин, высоко оценивали оригинальность, лиричность и острые психологические озарения, проявляющиеся в его поэтических монологах.

Евгений в молодости

Евгений Абрамович смело экспериментировал с языком, используя неологизмы и элементы старославянского языка, добиваясь яркости и образности звучания. Мастер слова Баратынский очень умело манипулировал и ритмом стиха.

Почти все поэтические произведения финляндского периода свидетельствуют о конфликте между разумом и чувствами, который терзал поэта.

Офицер Баратынский

В период службы в Финляндии Баратынский вынужденно вел очень уединенную жизнь. По происхождению и образованию он не принадлежит к сословиям, которые могут служить рядовыми. Получить офицерское звание не позволяет наказание, полученное в Пажеском корпусе. Офицеры не принимают в свой круг солдата.

Его круг общения в те годы составляли два-три офицера, которых он встречал в доме командира полка Лутковского, давнего друга семьи и соседа по имению.

Только весной 1825 года благодаря настойчивым ходатайствам Жуковского и Тургенева Баратынский был произведен в офицеры.

Он наконец-то почувствовал себя свободным: "Судьбой наложенные цепи упали с рук моих".

У Евгения Абрамовича появился выбор: продолжать служить в армии или подать в отставку. Он выбрал последнее. В январе 1826 года он уходит в отставку и возвращается в Москву.

Личная жизнь

В июне Евгений Баратынский женился на старшей дочери генерал-майора Энгельгарта Анастасии. Она была умна и образованна, имела тонкий вкус и стала помощницей Евгения по литературным делам, правила его рукописи, составляла сборники.

Семейная жизнь Баратынского казалась счастливой, но глубокая меланхолия оставалась фоном его ума и поэзии.

Творчество Е. А. Баратынского

Автопортрет Баратынского

Евгений Баратынский занимает важное место среди поэтов, внесших свой вклад в Золотой век русской поэзии, который достиг своего апогея в 1820-е гг. Его стиль воплощает элементы как классицизма, так и романтизма. В поэзии Баратынского важное место занимают такие темы, как роль поэта в обществе, разочарование, взаимоотношения человека и природы.

В сознании современников Баратынский был поэтом-философом, выразившим в своем творчестве духовную драму того поколения, которое ощутило неумолимый гнетущий шаг "железного века".

Евгений Абрамович хорошо известен своими чувствительными элегиями, посвященными потере и отчаянию, а также откровенным тоном своей любовной лирики.

При жизни Евгений Баратынский издал три сборника. Он выпустил несколько стихотворных книг, которые высоко ценились Пушкиным и другими проницательными критиками, но встречали сравнительно прохладный прием публики и яростные насмешки со стороны молодых журналистов "плебейской партии". Со временем настроение Баратынского перешло от пессимизма к безнадежности, и элегия стала его излюбленной формой выражения.

Третий сборник и критика

Хотя Баратынский получил похвалу от критиков за свои первые два поэтических сборника, ко времени выхода в свет его третьего и последнего сборника критики его уже считали почти маргиналом в русской литературе.

Белинский написал разгромную статью о сборнике "Сумерки", опубликованном в 1842 году. Сама композиция сборника была новаторской, он был первым в истории русской литературы, в котором каждое последующее стихотворение было логически связано с предыдущим.

По мнению многих, разгромная и оскорбительная статья Белинского приблизила смерть поэта.

Баратынский Е.А.

Последнее путешествие

Осенью 1843 года поэт вместе с женой и старшими детьми предпринял заграничное путешествие. В Париже он встретил теплый прием соотечественников и французских писателей, перевел несколько своих стихотворений на французский язык и опубликовал их. В апреле 1844 года Баратынские прибыли в Италию, где поэт написал свои последние стихи: “Пироскаф” и “К Ушеру-итальянцу".”

29 июля 1844 года Баратынский скоропостижно скончался в Неаполе во время отпуска. Его тело привезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры.

Заключение

Краткая биография Евгения Баратынского и биография творческая представили вашему вниманию достаточно драматических моментов. Забытые почти полностью к концу жизни, Баратынский и его произведения были вновь открыты в конце XIX века русскими поэтами-символистами. Полное собрание его произведений было впервые издано в начале XX века.

Современная критика его поэзии сосредоточилась на стиле. Много писали о философских идеях Евгения Абрамовича, подчеркивали его стремление к личному поэтическому видению, обсуждали влияние идей Шиллера на "Цыганку".

Р. М. Грау, пишущий о единственном законченном произведении Баратынского в прозе "Перстень", обращает внимание читателя на три различных уровня возможной интерпретации сказки и предполагает, что Баратынский писал в ней о попытке художника остаться верным своему личному поэтическому видению.

Памятник Баратынскому

Многие критики исследовали взаимодействие и влияние поэзии Баратынского на наиболее яркие фигуры русского романтического периода, включая Пушкина и Тургенева.