Августин Блаженный: биография, теории и цитаты

В интеллектуальном плане Августин представляет собой наиболее полную адаптацию платонической традиции к христианским идеям. Он представил античное наследие в более ограниченном и разбавленном виде, чем многие его грекоязычные современники. Однако его произведения пользовались невероятной популярностью в латинском христианском мире, поэтому его особый синтез христианских, римских и платоновских традиций был определяющим и в более позднее время. Даже современное римско-католическое и протестантское христианство многим обязано Августину, хотя в какой-то мере христианские общины с трудом признавали значение его идей из-за некоторых высказываний, с которыми им трудно было примириться. Например, Августин упоминается как защитник человеческой свободы, а его взгляды на сексуальность были слишком гуманными для христиан того времени.

Краткая биография

Августин Аврелий родился в Тагасте, скромной римской общине в речной долине в 64 км от побережья Средиземного моря в Африке, фактически на задворках Римской империи. Его родители принадлежали к респектабельному классу римского общества, отец был декурионом (членом курии, органа управления), но временами с деньгами у них возникали проблемы. Несмотря на финансовые трудности, им удалось дать Августину первоклассное образование. И хотя у него был еще один брат и сестра, он, похоже, был единственным ребенком, которого отправили на обучение. Сначала он учился в Тагасте, затем в соседнем университетском городке Мадауросе и, наконец, в Карфагене. После непродолжительного преподавания в Тагасте он вернулся в Карфаген, чтобы преподавать риторику, в чем, несомненно, преуспел.

Августин Блаженный с учениками

В краткой биографии Августина Аврелия следует отметить, что еще будучи в Карфагене, он написал короткую философскую книгу, целью которой была демонстрация своих достоинств и продвижение по карьерной лестнице. К сожалению, она была утеряна. В возрасте 28 лет, в 383 году амбициозный Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. В качестве преподавателя он там пробыл совсем недолго, после чего получил назначение как имперского профессора риторики в Милане. В то время этот город был резиденцией императора, де-факто столицей Западной Римской империи и местом, где лучше всего было делать карьеру. Однако у Августина это не получилось. Пробыв в Милане всего два года, он подал в отставку с должности преподавателя и после некоторой переоценки ценностей и некоторого периода безделья вернулся в свой родной город Тагаст. Там он присматривал за домом и воспитывал сына, которого ему оставила его давняя возлюбленная (ее имя неизвестно). После смерти сына, когда тот был уже подростком, Августин в возрасте 36 лет буквально против своей воли оказался на службе в качестве младшего священнослужителя в прибрежном городе Гиппон, к северу от Тагаста.

Отношение к христианству

Следует сказать, что Августин Блаженный, биография которого наполнена самыми разными событиями, всегда положительно относился к христианской религии, и крах его карьеры в Милане был связан с усилением религиозности. Все его труды с того времени были обусловлены его верностью определенной форме христианства, как ортодоксальной, так и интеллектуальной. Его единоверцы в Северной Африке с некоторым трудом приняли его отличительную позицию и стиль, и Августин решил присоединиться к «официальной» ветви христианства, одобренной императорами. Литературные и интеллектуальные способности Августина, однако, дали ему возможность сформулировать свое видение христианства таким образом, чтобы отделить его от своих африканских современников. Его уникальным даром была способность писать на высоком теоретическом уровне для самых проницательных читателей и при этом быть способным произносить проповеди со страстью, которой могла бы восхищаться менее образованная аудитория.

философ Августин Аврелий

Принятие сана

Излагая кратко биографию Августина Блаженного, следует отметить, что став в 391 году «пресвитером» (священником, но с меньшим авторитетом, чем у современного духовенства с таким титулом) в Гиппоне, он в 395 или 396 году получил должность епископа, которую занимал до конца жизни. Гиппон был торговым городом, здесь не было такого богатства или высокоразвитой культуры, как в Карфагене или Риме. Как сказано в его биографии, Августин Блаженный ездил в Карфаген на несколько месяцев в году, чтобы заниматься церковными делами в обстановке, более благоприятной для его талантов, чем в этом городе.

Церковная риторика

В течение следующих 20 лет, с 390-х по 410-е годы, он был занят борьбой за то, чтобы ветвь христианства, которую он представлял, стала в Африке преобладающей. В это время в Карфагене начался церковный раскол. Августин и его коллега в официальной церкви епископ Карфагенский Аврелий вели хитрую и беспощадную кампанию, поддерживая церковных лидеров и римские власти. В 411 году правящий император направил официального представителя в Карфаген для урегулирования ссоры. Публичные дебаты, состоявшиеся в три сессии в течение 1–8 июня с участием сотен епископов с каждой стороны, завершились решением в пользу официальной церкви. Последовавшие юридические ограничения, нацеленные на донатизм, решили борьбу в пользу партии Августина.

Он создал себе репутацию писателя не только в Африке, но и за ее пределами. Его имя было известно в Галлии, Испании, Италии и на Ближнем Востоке, а книги читали по всему средиземноморскому миру. В последние годы жизни он составил каталог своих работ.

Августин умер в 430 году, когда Гиппон осадили вандалы.

Августин Блаженный

Религия в жизни богослова

Если рассматривать кратко биографию Августина Блаженного, философия, которой он придерживался, формировалась в течение всей его жизни. Его мать была крещеной христианкой, а отец принял крещение на смертном одре, когда будущий богослов был подростком. Никто из них не был особо набожным. Согласно его биографии, Августин Блаженный до крещения был зачислен в качестве кандидата в христианскую церковь еще ребенком (в то время, до появления обязательного крещения младенцев, этот ритуал обычно откладывался до часа смерти и использовался, чтобы смыть все грехи своей жизни). Его классическое образование было дополнено чтением Христианских Писаний, затем он присоединился к манихейцам, наслаждаясь их полемикой, в которой он принимал активное участие. Он защищал себя от них и использовал их для политического влияния даже после того, как он утверждал, что отмежевался от их убеждений. Он бросил их, когда оказался в Милане.

Когда Августин принял крещение от рук Амвросия в 387 году, присоединив тем самым религию своей матери к культурным обычаям своего отца, он сумел сделать это своим собственным христианством. Читая платоновские тексты и правильно понимая некоторые из их доктрин, Августин решил для себя, что христианство возможно только в том случае, если он пойдет дальше, чем говорил любой священник. Он решил придерживаться безбрачия, хотя был мирянином. Будучи христианским епископом Гиппона, он решил рассказать историю своей жизни как драму падения и восстания, греха и обращения, опустошения и благодати.

Статуя Августина в парижской церкви

Главные работы

Два труда, самых важных в учении Августина Блаженного, выделяются из остальных тем влиянием, которое они оказали, но у них совершенно разные судьбы. "О граде Божьем" повсеместно читали в его времена и на протяжении всего Средневековья и до сих пор уделяют ему внимание, хотя его невозможно читать без погружения в исторический контекст. "Исповедь" мало пользовалась популярностью в раннем средневековье, но с 12-го века и позже этот труд получил заслуженное признание. И до сих пор можно считать актуальными мысли, которые высказывал Августин Блаженный. Цитаты из его "Исповеди" хорошее тому подтверждение:

Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?

Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?

Великая бездна сам человек, <…> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они — все три — конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать.

Красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим.Выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает.

"Исповедь"

Хотя повествование, излагающее биографию Августина Блаженного, составляет большую часть первых 9 из 13 книг этого труда, автобиография является второстепенной по отношению к основной цели работы. Для Августина «исповедь» - это термин, обозначающий слова религиозной санкции: хвала Богу, вина за себя, исповедание веры. Книга представляет собой богато текстурированные размышления человека средних лет (Августину было около сорока лет, когда он ее написал) о ходе и значении своей собственной жизни. На Августина особенно повлияла мощная интеллектуальная проповедь учтивого и дипломатичного епископа Святого Амвросия, который примиряет для него достоинства интеллектуальной и социальной культуры древности, в которой воспитывался Августин, и духовное учение христианства.

Религия для Августина, однако, никогда не была просто вопросом интеллекта. Для него ритуальная чистота крещения была невозможна без очищения от плотских желаний, что он отразил в своей "Исповеди". В других томах он рассуждает о том, что постоянное изучение Писания и поиск божественной мудрости все еще недостаточны для достижения совершенства, и как епископ Августин примиряется со своими несовершенствами.

икона с Августином Блаженным

"О Граде Божьем"

Спустя пятнадцать лет после того, как Августин написал "Исповедь", Рим подвергся нападению варваров, в 410 году их войска атаковали и захватили Вечный город, удерживая его в течение нескольких дней, прежде чем сбежать на юг Италии. На фоне принятого почти 20 лет назад указа против "язычества" императора Феодосия I в 391 году появилось предположение, что, возможно, Римская империя перепутала своих богов. Возможно, новый христианский Бог был не так могуществен, как казалось. Возможно, старые боги лучше защищали своих последователей.

Трудно сказать, насколько серьезными были эти аргументы, но он увидел в этом возможность для полемики, которую он так долго искал. Поэтому, основываясь на своей философии, Августин Блаженный тут же встал на защиту Божьего пути. В течение следующих 15 лет, тщательно работая над аргументацией, он изложил новый способ понимания человеческого общества.

"Град Божий" разделен на 22 книги. Первые 10 опровергают утверждения о божественной власти различных языческих общин. Последние 12 пересказывают библейскую историю человечества от Бытия до Страшного Суда, то, что Августин представляет как истинную историю Города Бога, которой противопоставляет историю Города Человека, включая историю Рима.

Атака на язычество в первых книгах выглядит очень эффектной; встреча с платонизмом в Книгах VIII – X имеет большое философское значение; и последние книги (особенно Книга XIX, с видением истинного мира) предлагают взгляд на человеческую судьбу, который был весьма убедительным в течение по крайней мере тысячи лет.

Августин дискутирует с еретиками

"Пересмотры"

Этот труд был написан в последние годы его жизни, по сути, это ретроспектива карьеры, отражающая кратко самое важное в биографии Августина Блаженного. По форме книга представляет собой каталог его работ с комментариями об обстоятельствах их сочинения, а также с отзывами или исправлениями, которые он сделал уже после их написания. Здесь хорошо отражены взгляды самого Августина на его жизнь.

Другие труды

Ни одна из других работ Августина не была также распространена, как два его великих шедевра.

De doctrina christiana (Книги I – III, 396/397, Книга IV, 426; Христианская Доктрина ) была начата в первые годы епископства Августина, но закончил ее он 30 лет спустя. Эта имитация манеры оратора Цицерона излагает теорию толкования Писания и является практическим руководством для будущего проповедника. В Средневековье его использовали как образовательный трактат, утверждающий примат религиозного учения на основе Библии.

Комментарии о Бытие

Повествование о создании книги Бытия имело большое значение в биографии Августина Блаженного. Он написал по крайней мере пять трактатов на эту тему(если считать последние три книги «Исповеди» и Книги XI – XIV «О граде Божьем»). Его De genesi ad litteram был результатом многолетней работы с конца 390-х до начала 410-х годов. Его понятие «буквального» комментария удивит многих современных людей, поскольку в нем мало исторического изложения повествования и много неявных отношений между Адамом и Евой и падшим человечеством. Следует отметить, что подтекстом всех работ Августина в книге Бытия была его решимость подтвердить доброту Бога и самого творения, противопоставляя это манихейскому дуализму.

Проповеди

Почти треть сохранившихся произведений Августина состоит из проповедей - более 1,5 миллиона слов, большинство из которых были записаны писцами во время их произнесения. Многие из них представляют собой простые изложения Писания, прочитанные вслух на богослужениях в соответствии с церковными правилами, но Августин также следовал определенным программам. Есть проповеди на все 150 Псалмов, собранные им в отдельном сборнике, Enarrationes in Psalmos (392–418; Наблюдения за псалмами). Это, пожалуй, его лучшая работа, поскольку он находит в возвышенной духовной поэзии посланий евреев то, что он может последовательно применять к своему взгляду на суровое, реалистичное христианство. Его Трактат на Евангелие от Иоанна представляет собой полный комментарий к наиболее философскому тексту из всех Евангелий. Другие проповеди касаются большей части Писания, но стоит отметить, что Августин почти ничего не сказал о пророках Ветхого Завета, и то, что он говорил о св. Павле, появилось в его письменных трудах, но не в публичных проповедях.

Святой Августин с ангелом

Ранние записи

Следует отметить также его короткие ранние работы, некоторые из которых отражают стиль и манеру цицеронских диалогов с новым, платонизированным христианским содержанием: Contra acadeos ("Против академиков"), De ordine ("О Провидении"), De beata vita ("О благословенной жизни") и Soliloquia. Эти работы не похожи на более поздние церковные писания Августина и широко обсуждаются в связи с их историческим и биографическим значением.

Значение

Влияние идей Августина Блаженного невозможно переоценить. В то время существовали тысячи копий его рукописей, и во многих средневековых библиотеках, имеющих не более нескольких сотен книг, было больше его произведений, чем любого другого автора.

Некоторые из его успехов связаны с неоспоримой силой его письма, а некоторые - с его удачей в поддержании репутации христианства, незапятнанной даже спорами о некоторых из его самых крайних взглядов. Несмотря на все, что он пишет о христианской общине, его христианин стоит один на один с Богом и заключен в уникальное тело и душу, мучительно осознающую не только себя, но и, с большим трудом, других людей.

В теории Августина Блаженного его изолированное «я» в присутствии Бога лишено даже удовлетворения солипсизма: «я» не познает себя до тех пор, пока Бог не соизволит раскрыть людям свою идентичность, и даже тогда нет никакой уверенности, что в этой жизни нет покоя. В какой-то момент в «Исповеди» зрелый епископ с сожалением признает, что «я не знаю, какому искушению я подчинюсь в следующий раз», - и видит в этой неуверенности опасность его души, бесконечную, пока Бог не позовет его домой. Душа переживает свободу выбора и последующее рабство греха, но знает, что божественное Предопределение возобладает.