Адмирал Лазарев: биография, экспедиции, открытия, военная служба. Михаил Петрович Лазарев

Родился М. П. Лазарев в семье сенатора во Владимирской губернии 14 ноября 1788 года. По дворянским обычаям того времени в 1800 году отец определил его с братьями в Военно-Морской кадетский корпус.

Учеба в кадетском корпусе

Вряд ли в столь юном возрасте мальчишек Петр Гаврилович сумел точно определить их призвание, но сыновья учились примерно и старательно. В 1803 году по результатам экзаменов Михаил показал третий результат из тридцати двух учащихся. Впрочем, все братья добились значительных профессиональных успехов: Андрей закончил службу в звании вице-адмирала, Алексей - в звании контр-адмирала. Лазаревы верно служили царю и Отечеству. Но удивительнее всего сложилась биография адмирала Лазарева Михаила.

Открытка 1957 года

Начало карьеры

Михаил оказался талантливым моряком и в возрасте пятнадцати лет юного гардемарина откомандировали в Англию для продолжения учебы и прохождения стажировки в британском флоте.

Пять лет службы на судах Ее Величества пролетели стремительно. Плавания по Средиземному и Северному морям и Атлантическому океану, многочисленные стычки с пиратами закалили юношу и позволили приобрести необходимые навыки. Это была отличная школа для начинающего мореплавателя. В 1808 году Михаил Петрович Лазарев вернулся в Россию опытным моряком.

Служба на Балтийском флоте

С 1808 по 1813 годы Лазарев служил на Балтийском флоте сначала мичманом, потом лейтенантом. В это время Россия вела активные военные действия на фронтах русско-шведской войны 1808-1809 годов и Отечественной войны 1812 года. Будущий русский флотоводец получил начальный опыт морских сражений с опытным и хорошо вооруженным противником.

Шлюп того времени

Первое кругосветное плавание

В 1813 году Русско-Американская промышленная компания обратилась в Российское военно-морское министерство с просьбой рекомендовать капитана для нового корабля "Суворов". В те годы Аляска принадлежала России, суда компании совершали регулярные торговые рейсы в Петербург.

Молодой лейтенант был назначен командиром судна и совершил успешное плавание из Петербурга до Аляски и обратно. В этом рейсе совершено первое географическое открытие в биографии адмирала Лазарева Михаила Петровича.

В южной части Тихого океана, в районе островов Кука, в 300 километрах от острова Нассау экипаж "Суворова" обнаружил и исследовал группу островов, получивших название Атолл Суворова.

Первая кругосветка Лазарева

Поиски шестого континента

В двадцатые годы девятнадцатого века в России готовится новое кругосветное путешествие. По совету Крузенштерна руководителем экспедиции назначают авантюрного и грамотного офицера Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Его заместителем назначен не менее грамотный, но спокойный и рассудительный Михаил Петрович Лазарев. Цель экспедиции была обозначена, как "поиск шестого континента". В те годы материк был не более чем легендой: в 1773 году знаменитый морской капитан Джеймс Кук безуспешно попытался приблизиться к нему, после чего заявил, что "Антарктида либо не существует, либо недостижима".

В июне 1819 года из Кронштадта на поиски загадочного континента направились шлюпы "Мирный" и "Восток". Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял командование "Востоком". В то время ему было сорок лет, а позади у него был почти тринадцатилетний опыт морских путешествий, в том числе и по северным морям.

На Аляске

Шлюпом "Мирный" командовал тридцатилетний мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. За его плечами было шестнадцать лет службы на кораблях британского и русского флотов. Немалый опыт он получил и в своем первом кругосветном путешествии.

Этому тандему блестящих русских морских офицеров суждено было открыть последний не обнаруженный к тому времени континент на планете.

Флагманом экспедиции был 600-тонный корвет "Восток", 530-тонный шлюп "Мирный" был транспортным судном. Оба корабля были построены из сосны. Экипаж "Востока" состоял из ста семнадцати человек, семьдесят два члена экспедиции находились на борту "Мирного".

маршрут экспедиции

Здравствуй, Антарктида!

16 января 1820 года экспедиция Беллинсгаузена доказала, что Кук ошибался. Первым увидел покрытый льдом берег Антарктиды Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция вышла к материку в районе современного побережья Принцессы Марты. Второй раз моряки мельком увидели землю ледяного континента 21 января. Высадиться на материк не удалось из-за обрывистых ледяных скал, с которых в океан постоянно обрушивались ледяные глыбы.

шлюп у ледника

Январь – разгар антарктического лета. За лето экспедиция исследовала прибрежный шельф Антарктиды. Суда обогнули континент, чтобы определить границы и координаты материка. Экспедиция несколько раз пересекала Южный полярный круг. К марту, при неуклонном постепенном снижении температуры и прибрежных вод, увеличивалось накопление льда у берегов Антарктиды, и плавание было сначала трудным, а затем стало просто невозможным. Корабли экспедиции направились в Австралию.

Это было второе кругосветное плавание в биографии адмирала Лазарева, на этот раз в антарктических водах. Исследования продолжились в Тихом океане. Экспедиция исследовала архипелаг Туамоту, на котором было открыто двадцать девять островов. Все они получили название в честь выдающихся государственных и военных деятелей Российской империи.

В сентябре 1820 года экспедиция вернулась к берегам Антарктиды и возобновила ее изучение. После этого были изучены Южные Шетландские острова.

Возвращение

Исследования были закончены в июле 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузен-Лазарева направилась в Кронштадт. За плечами героических моряков были 50 тысяч миль и 751 день пути. Проведены глубочайшие климатические и гидрографические изыскания, собраны уникальные коллекции, представляющие интерес для зоологии, этнографии и ботаники. Оба исследователя вели подробнейшие дневники, представленные в Адмиралтейство вместе различными схемами, чертежами и картами. Подробнейший отчет об экспедиции был опубликован в 1831 году.

По возвращении Лазарев получил звание лейтенанта-капитана и командование эсминцем "Крейсер". На последнем путешественник Лазарев Михаил Петрович в третий раз совершил кругосветное плавание. В нем он собрал метеорологическую, биологическую и этнографическую информацию о Тихом и Атлантическом океанах. За эти исследования и открытия Лазарев Михаил Петрович был награжден орденом Святого Владимира.

Ратный подвиг

В 1826 году Лазарева назначили командовать эсминцем "Азов". Год спустя он возглавил эскадру, отправленную в Средиземное море для борьбы с турецким флотом. Греция, которая была оккупирована Турцией, пыталась изгнать турок, а Россия, Великобритания и Франция направили свои флоты, чтобы помочь ей.

8 октября эскадра подошла к греческим берегам и отправила к турецкому командованию послов на переговоры в надежде на перемирие. Однако надежды оказались бесплодными: турки послов казнили и начали военные действия.

Наваринская битва

Наваринская битва

Наваринская битва 1827 года – одна из самых эпических страниц в истории российского флота и биографии адмирала Лазарева. Эсминец атаковали сразу пять вражеских кораблей. В первые минуты боя "Азов" серьезно повредил восьмидесятипушечный турецкий корабль, а затем уничтожил остальных атакующих один за другим, после чего бросился на поддержку союзников. В этом бою и командир, и экипаж проявили большое мужество. Англичане, ставшие свидетелями героизма экипажа "Азова" признали, что ни один британский корабль не сражался так даже в Трафальгарской битве.

К концу дня турки остались практически без флота. Основная заслуга в разгроме турецкого флота принадлежала русским морякам. "Азов" имел 153 пробоины в корпусе и потерял все мачты. В письме своему другу Лазарев признался: "Я понятия не имею, как я вышел живым". За победу Михаил Петрович получил звание контр-адмирала. Экипаж "Азова" получил высшую военно-морскую награду Российской Империи – Георгиевское знамя. Награды Лазареву за этот бой вручили правительства Греции, Франции и Великобритании.

Последняя битва

Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.

портрет Лазарева. К. Брюллов

Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.

В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.

После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.

Главнокомандующий Черноморским флотом Лазарев М.П.

Михаил Лазарев принял командование Черноморским флотом в 1833 году после экстраординарной ранней карьеры, которая включала в себя три кругосветных плавания, открытие антарктического материка, бой под Наварино в должности командира флагмана объединенной русско-британской эскадры эсминца "Азов" и командование блокадой Дарданелл в войне 1828-1829 гг.

Он был безжалостным критиком всего, что считал устаревшим, и все усилия направил на модернизацию и перевооружение Черноморского флота.

Адмирал Лазарев провел многие реформы, которые превратили Россию во вторую морскую державу мира к 1830-м годам. Со времен службы в британском флоте в начале карьеры он сохранил близкие отношения с офицерами Королевского Военно-Морского Флота Британии, и был в курсе новейших веяний и разработок в кораблестроении и оснащении вооружением судов западных держав.

Портрет. Айвазовский

На фото: портрет М.П. Лазарева работы И. Айвазовского.

Адмирал стал истинным преобразователем российского флота. При нем он получил 40 парусных кораблей, было заказано 6 парофрегатов, построен первый железный пароход.

При адмирале Лазареве на Черноморском флоте был введен единый калибр для корабельных пушек, модернизирована береговая артиллерия. Принципиально изменил планы подготовки военных моряков, начал проводить учения в море, максимально приблизив их условия к боевым.

М. П. Лазарев организовал гидрографическую экспедицию по Черному морю, и в октябре 1842 года в России была издана первая лоция и «Атлас Черного и Азовского морей».

Адмирал Лазарев модернизировал не только флот, но и береговую инфраструктуру.

В Севастополе, Николаеве и Новороссийске были построены адмиралтейства и другие объекты жизнеобеспечения флота.

Черноморский флот России в те годы приблизился к самым высоким стандартам эффективности. Боеспособность флота и подготовка экипажей высоко оценивались информированными английскими и французскими наблюдателями.

Семья

В один из своих редких визитов в Петербург Михаил Петрович случайно встретил молодую дочь другого отставного лейтенанта - Екатерину фон дер Флитт. Знакомство сильно его поразило, и на следующий день Лазарев отправился к отцу девушки просить ее руки. Через несколько дней все было улажено и двое счастливо связали себя узами брака. У Екатерины Тимофеевны и Михаила Петровича было пятеро детей.

Умер Михаил Петрович Лазарев 23 (11) апреля 1851 г. в Вене. Прах адмирала доставлен на Родину и похоронен в Севастополе, в крипте Владимирского Морского собора.

Там же похоронены и его ученики: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин.