Василий Сухомлинский: биография и педагогическая деятельность
В статье рассказывается кратко биография и о педагогической деятельности Сухомлинского. Он был выдающимся преподавателем, ученым, лауреатом многих премий. Статья полезна для прочтения не только взрослым. О Сухомлинском можно и нужно знать детям, так как вся его жизнь связана с ними.
Вся жизнь и творчество автора пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни великий учитель считал создание счастливого детства для каждого человека.
Творчество ученого очень велико, поэтому в этой статье будет представлена биография Сухомлинского кратко.
Биографию Василия Александровича Сухомлинского условно можно разделить на 5 частей. Это детство и юность, военное время, педагогическая деятельность, личная жизнь и смерть.
Биография Сухомлинского
С детьми была связана вся жизнь педагога. Следующая информация будет полезна им для прочтения. Ниже описана кратко биография Сухомлинского. Для детей он сделал очень много, о чем помнят люди до сих пор.
Великий ученый родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но все же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.
Военные времена
В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны великий ученый возвращается на родину и становится заведующим районным отделом народного образования, но через два года после победы Сухомлинский возвращается к преподаванию. В средней школе поселка Павлыш он становится директором и работает им в ней до самой смерти.
Педагогическая деятельность
Биография Василия Александровича Сухомлинского и его педагогическая деятельность - это две равнозначные составляющие в жизни великого ученого. Он не мыслил свою жизнь без правильного воспитания личности подрастающего поколения и жил педагогической работой.
Принципы деятельности
Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:
- Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, это: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Талантливый педагог считал, что ребенок должен свободно делать выбор своего жизненного уклада, а также, как ему поступать и вести себя в обществе. Становление личности должно происходить в команде и развивать ее должно общество, а также природа. Важным аспектом педагогики гуманизма являлся баланс в воспитании. Обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну.
- В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся.
- Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам.
- Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами).
- Нужно всегда вызывать интерес ребенка к получению знаний. Учебное заведение не должно уничтожать в ученике желание изучать. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Главное, научить его любви к людям и природе. Родители должны только одобрять действия ребенка, если их вызвали в учебное заведение. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде.
- Личность и коллектив должны быть одним целым. Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение. Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Принципы воспитания
Ниже будут приведены основные принципы воспитания, которым обучал великий педагог:
- Научиться быть мужем и женой. Ученый считал, что в школе нужно учить детей тому, как проявлять любовь друг к другу, детям, родителям, учил искать компромисс.
- Стать хорошим папой. Сухомлинский считал, что мало быть папой биологически, важно быть им в деле. Он имел в виду то, что отец наравне с матерью должен ухаживать за ребенком: менять пеленки, играть, кормить и т. д. Кроме этого, отец должен заниматься самовоспитанием, т. е. постоянно трудиться и заниматься.
- Не наказывать. Это один из самых значимых принципов. По мнению Василия Александровича, нет необходимости в наказаниях даже самых трудных и непослушных детей. Если она появлялась, значит родителями были допущены ошибки в воспитании.
Главные тезисы о воспитании
Здесь кратко описаны основные мысли о воспитании:
- Суть воспитания у Сухомлинского – это диалог с ребенком. Василий Александрович считал, что воспитатель и ребенок должны находиться в одинаковых условиях, где не должно быть приоритетов. Общение учителя с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня. Также в процессе общения наставнику нужно познать и усилить личностные качества ребенка. Затем воспитатель должен научить дитя оценивать себя самого. Чтобы диалог был успешным, учащийся и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.
- Сухомлинский считал, что нравственность – это основа счастливой жизни ребенка. Для него нравственность - это долг перед людьми, обществом, коллективом и родителями.
- Очень важное значение Василий Александрович, как и Макаренко, придавал труду. Он полагал, что физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда. Также одним из важных компонентов воспитания ученый считал природу, связанную с трудом. Только при активном контакте ребенка с природой, он учится понимать ее красоту.
- Обязательным великий учитель считал воспитание культуры потребностей. Материальные и духовные потребности в индивидууме должны иметь гармонию и быть сбалансированы. Это возможно, если у человека с детства воспитывать культуру потребностей. Сухомлинский ставил на первое место потребность познания, которая особенно сильна у детей, а не материальных нужд. При поддерживании потребности познания чадо само изъявит желание учиться, и это раскроет его внутренний потенциал.
- Духовная общность людей - это потребность человека в человеке. Ее великий учитель ставил на главный пьедестал культуры потребностей.
- Семейная педагогика. Еще одним принципом являлась семейная педагогика. Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья. Он полагал, что главная педагогическая ответственность в воспитании ребенка должна лежать на родителях. Воспитывать и обучать школа должна совместно с ними. Семья и школа должны иметь единый подход по вопросу воспитания детей, чтобы дать возможность развиться гармоничной личности.
Личная жизнь
Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.
Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.
Творчество ученого
Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.
Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.
Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.
Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.
Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.
Последняя книга великого педагога — «Сердце отдаю детям» - стала итогом его учительского опыта по воспитанию детей. В ней он написал, что ребенок формируется до 5 лет и что нельзя сухо преподавать у доски, а нужно развивать каждое дитя, прислушиваясь к нему. Ученый много говорит о воображении, создавая фантастические образы. Родителям можно легко добиться того, чтобы интеллект чада начал быстро развиваться.
Тема детской жестокости в творчестве Сухомлинского
Сухомлинский поднимал и эту сложную тему. Наблюдая за учащимися, он видел, что детская жестокость проявляется не только у ребенка, который наблюдает проявления зла в своей семье, но и у детей, которые находятся в хорошем окружении. Великого учителя очень беспокоило то, что ребята не понимали заслуживающих порицаний, небольших проявлений зла, а также высказывали равнодушие к красоте и жизни. Из этих «мелочей» постепенно развивается бессердечность.
Заключение
В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.
Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.
Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.