Актриса Галина Яцкина: биография, личная жизнь, фильмография, работа в театре, награды
Биография и личная жизнь актрисы Галины Яцкиной интересует многих ее многочисленных поклонников. Ведь это настоящая звезда советского театра и кинематографа. Она прославилась благодаря главным ролям в картинах "Конец Любавиных", "Женщины", "Уроки французского". Ее фото регулярно попадало на обложку журнала "Советский экран", а в 1980 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР. О ее судьбе и творчестве расскажем в этой статье.
Детство
Рассказывая о биографии, личной жизни актрисы Галины Яцкиной, нужно отметить, что это была постоянная борьба с трудностями, которые приходилось преодолевать на пути к своей мечте. На ее примере можно убедиться в том, что целеустремленный и талантливый человек способен добиться практически всего.
Галина Ивановна Яцкина появилась на свет в 1944 году в семье военного. Ее детство прошло в Махачкале. Родители познакомились на фронте. Ее отец офицер Иван Яцкин остался на постой в деревне в Саратовской области в доме, где жила 19-летняя Зинаида Деревягина.
Молодой человек, перед тем как вернуться на передовую, попросил руки у девушки. Родители героини нашей статьи прожили вместе полвека. После смерти Зинаиды ее супруг постригся в монахи.
Уже в три года Галине поставили страшный диагноз - "туберкулез костей". Следующие четыре года своей жизни она провела в саратовской больнице, фактически прикованная к постели. Там она начала учиться, окончила первый класс.
Когда ее выписали в 7 лет, передвигаться девочка могла только на костылях. Врачи предрекали, что она навсегда останется инвалидом. Однако Галина не сдавалась. Она пошла в обычную школу, играла с детьми, ходила на физкультуру, повсюду вела себя как обычный ребенок.
От одноклассников она многое скрывала: они не видели, как девочка падала, как ломались ее костыли, как она ночами плакала от боли и отчаяния.
К старшей школе Галя уже могла самостоятельно ходить, хотя одна нога из-за долгого ношения гипса так и осталась тоньше другой. Несмотря на это, девочка решила заняться спортом. Она пришла в секцию спортивной гимнастики, попросив тренера организовать для нее индивидуальные занятия. В результате она сумела получить второй юношеский разряд.
Увлечение театром
В старших классах Галина начала ходить в театральную студию "Молодая гвардия", руководила которой Наталья Сухостав. Она была уникальным педагогом, среди ее воспитанников около 150 народных и заслуженных артистов России, в том числе Владимир Конкин, Олег Табаков, клоун Геннадий Ротман.
Увлечение театром оказалось настолько сильным, что после школы девочка решила поступать на актерский факультет. Отец ее поддержал, хоть мать долго отговаривала дочку.
В Москву она приехала накануне экзамена. Переночевала в подъезде, а утром отправилась в Щукинское училище. На прослушиваниях она постоянно прятала увечную ногу, но читала текст настолько проникновенно, что поступила с первой попытки. Никто из приемной комиссии даже не заметил, что абитуриентка хромает.
Ее однокурсниками стали многие известные в будущем артисты - Наталья Селезнева, Марианна Вертинская, Евгений Стеблов, Борис Хмельницкий. Училась она в творческой мастерской Бориса Захавы. В дипломном спектакле по повести Тургенева "Накануне" ей досталась главная роль Елены.
Карьера на сцене
В 1966 году она окончила Щукинское училище. Работа в Театре Галины Яцкиной началась с года в Театре имени Станиславского. После еще шесть лет проработала в Театре имени Владимира Маяковского.
Большую часть своей карьеры она провела в Театре имени Ленинского комсомола. На сцену этого учреждения культуры Галина Ивановна Яцкина пришла в 1973 году.
В середине 1970-х наступил сложный период в ее карьере, когда героиня нашей статьи была вынуждена вновь встать на костыли. Находясь на больничном, актриса окончила аспирантуру Щукинского училища, с 1979 года начала преподавать на кафедре актерского мастерства.
Среди ее учеников было много выдающихся артистов - Сергей Жигунов, Александр Гордон, Максим Суханов, Сергей Маковецкий, Дмитрий Харатьян, Владимир Ильин.
В результате Яцкина сумела встать на ноги. Большую роль в этом сыграл Гавриил Илизаров, который ее оперировал. Его называли "Микеланджело ортопедии".
Дебют на большом экране
Благодаря ролям в кино Галина Яцкина стала известной и популярной. Впервые она сыграла в полнометражном фильме, когда училась на первом курсе Щукинского училища.
В фильме "Половодье" (1962-й) она получила роль Даши Стрешневой, 18-летней сироты из деревни, которая получает звезду Героя Социалистического Труда за свою выдающуюся работу в колхозе.
В день вручения ей заветной награды с Дальнего Востока возвращается ее жених Зиновий, с которым она познакомилась по переписке. Даше на своем жизненном пути постоянно приходится сталкиваться с проблемами.
Ее бывшая подруга обвиняет девушку в том, что звезду она получила незаслуженно, потому что ей все помогали, а малознакомый жених оказался мелким собственником и жадиной. Девушка оказывается на распутье: ей приходится выбирать между любовью к молодому человеку и несовместимостью их взглядов на жизнь.
Зиновий уговаривает ее бросить неблагодарную работу в колхозе, чтобы уехать в город, где заработать можно больше, напрягаясь не так сильно. Даша делает тяжелый жизненный выбор, оставаясь в родном селе.
"Женщины"
К концу обучения в Щукинском училище героиня нашей статьи получила одну из главных ролей в мелодраме Павла Любимова. Вместе с ней на съемочной площадке работали Виталий Соломин, Инна Макарова, Нина Сазонова.
В фильме "Женщины" 1966 года она играет Алю Ягодкину, которая влюбляется в городского парня Виктора, оказавшегося в ее деревне в командировке.
Ее мать уговаривает молодых людей официально оформить отношения в ЗАГСе. Виктор сначала соглашается, но затем пропадает на два месяца. Когда он возвращается, Алевтина не хочет его видеть. Ситуация осложняется ее беременностью.
Через год после рождения ребенка мать устраивает ее на фабрику в город, взяв сына на свое попечение. Там Аля влюбляется в студента Евгения. Его мать Екатерина Тимофеевна - председатель фабричного профсоюза. Она берет шефство над Алей, которую все пытаются использовать, но она против того, чтобы ее сын встречался с матерью-одиночкой.
Евгений не бросает девушку, даже когда узнает о том, что у нее есть сын. Но Екатерина Тимофеевна после тяжелого разговора вынуждает Алю уехать в деревню. В конце она понимает, что совершила ошибку, и отправляется ее исправлять.
Параллельно со съемками героиня нашей статьи училась на последнем курсе, поэтому работать приходилось на износ. В самом конце съемочного процесса у Яцкиной случился гипертонический криз.
Фильм "Женщины" в 1966 году стал одним из самых популярных в стране. Ленту посмотрели 37 млн человек. Режиссер Павел Любимов решился на смелый эксперимент, сняв в одной из сцен обнаженную Алю, но цензоры этот эпизод вырезали.
"Удар! Еще удар!"
В 1968 году появилась в новом фильме Галина Яцкина. Она себя попробовала в новом жанре, снявшись в комедии Виктора Садовского "Удар! Еще удар!".
В центре этой картины оказывается фронтовик Андрей Таманцев, главный тренер футбольной команды "Заря". Под его началом спортсмены доходят до финала кубка, где им предстоит сразиться с грозным "Рифом" из Норгафена.
Накануне поединка Таманцев исключает из стартового состава лидера своей команды - приемного сына Сергея, который нарушил спортивный режим. В том числе тренеру это приходится делать, чтобы оградить себя от обвинений в кумовстве, так как у него много врагов.
В решающий момент матча, когда "Заря" проигрывает, Таманцев все-таки выпускает Сергея на поле, который выравнивает счет, принося команде желанный ничейный результат.
В фильме "Удар! Еще удар!" 1968 года Яцкина играет подругу Сергея Женю Струмилину, к которой центральный нападающий "Зари" сбегает с базы в ночь перед ответственным матчем.
Картина была весьма успешной. Получила призы на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Тбилиси, награды журнала "Советский экран".
"Конец Любавиных"
Яркой работой Яцкиной в начале 1970 годов стала драма Леонида Головни по роману "Любавины" Василия Шукшина. В этой картине она сыграла вместе с Марианной Вертинской, Валерией Хлевинской, Вацлавом Дворжецким, Георгием Жженовым, Арменом Джигарханяном.
В фильме "Конец Любавиных" 1971 года ей досталась роль Клавдии. События картины начинают разворачиваться в 1922 году, когда в сибирское село приезжают Кузьма и Василий Родионовы, чтобы организовать школу. В действительности они сотрудники ГПУ, которые пытаются выяснить местоположение опасной банды.
Практически сразу они вступают в конфликт с местным кулаком Емельяном Любавиным. К тому же все улики указывают на то, что Любавин с сыновьями непосредственно связаны с бандой.
Василий Платонович - консерватор, сторонник действовать осторожно и благоразумно. Он пытается для начала сплотить местных жителей вокруг строительства школы, чтобы заручиться их поддержкой и доверием. Его племянник Кузьма совсем не такой. Он рвется в бой, стремясь разом решить все проблемы.
Фильм "Конец Любавиных" 1971 года стал первой экранизацией произведений Василия Шукшина, в которой он не принимал участия.
"Слово для защиты"
Одной из самых значимых работ героини нашей статьи в 1970 годы стала юридическая драма Вадима Абдрашитова. Ей достался образ центрального персонажа - адвоката Ирины Межниковой.
По сюжету фильма "Слово для защиты" (1976) она защищает Валентину Костину, признавшую себя виновной в покушении на убийство своего любовника. Адвокат стремится найти хоть какие-то факты в пользу своей клиентки.
Вскоре она выясняет подробности несчастной любви Валентины. Оказывается, что она практически полностью содержала своего кавалера, во всем себе отказывая. В ответ он ей отплатил черной неблагодарностью.
Тогда Валентина решила покончить с собой и убить Федяева, но в результате оба оказались живы. Ирина понимает, что ее подзащитная стала жертвой жестоких обстоятельств, а истинный виновник всего - ее любовник. Ее убедительная речь на суде спасает Валентину от тюрьмы.
Сама Межникова понимает, что на фоне отношений этих двух людей ее любовь к своему жениху Руслану ненастоящая.
В фильме "Слово для защиты" 1976 года актрисе удалось с удивительной точностью передать характер своей героини - защищающей женщину, покушавшуюся на любовника.
Психологически Галине эта роль далась тяжело, она пропустила через себя все переживания своего персонажа. В результате на экране все это выглядело очень реально и натуралистично.
Напряжение и многочасовые съемки вновь негативно отразились на ее здоровье. В результате Абдрашитов даже специально снимал с утра сцены, в которых Яцкина должна была двигаться, а после обеда только эпизоды, в которых она сидела.
Страдания и жертвы Яцкиной были не напрасны. На Всесоюзном кинофестивале она разделила с Мариной Нееловой, сыгравшей обвиняемую Валентину Костину, приз за лучшую женскую роль.
Путь к профессии режиссера
Активно сниматься в кино Яцкина продолжала до начала 1990-х годов. Она исполнила роль матери Володи в драме Евгения Ташкова "Уроки французского", сыграла в мелодраме Аркадия Красильщикова "Рогоносец".
В 1980-е побывала в командировке в Афганистане, стала первой советской актрисой, которая посетила эту страну. Причем ее визит пришелся на одну из самых острых и кровопролитных фаз военного конфликта. В Кабуле она читала лекции студентам и выступала перед ранеными.
В 1990-е надолго ушла из кино в бизнес. Сначала возила товары из Китая, а затем стала кинопрокатчиком. Заработав достаточно много денег, она выступила в качестве продюсера дебютной картины Тиграна Кеосаяна "Катька и Шиз".
Это была криминальная мелодрама, где главный герой - молодой реставратор, который похищает картину Ван Дейка, подменив подлинник копией. Спасаясь от преследования милиции и обманутого им покупателя, он притворяется сумасшедшим, чтобы лечь в клинику.
После этого Галина Ивановна на протяжении долгого периода не имела никакого отношения в кино, вернувшись в эту отрасль только в середине 2000-х. На этот раз в качестве режиссера.
Яцкина задумала снять православный цикл. Дебютной картиной стала лента "Под солнцем". Ей помогал ее сын Василий, который также стал режиссером. В фильме содержались катехизические беседы на темы наркомании, демографии, терроризма, но на экраны фильм так и не вышел.
Над второй картиной "Даниил и Алла" она также работала вместе с сыном, но фильм постигла та же участь. До сих пор они рассчитывают, что зрители все-таки увидят их работы.
В 2012 году героиня нашей статьи сняла документальный фильм "Натали", посвященный ее наставнице по театральному кружку Наталье Иосифовне Сухостав.
Также Галина Ивановна курировала съемки фильмов, посвященных доктору Илизарову, актерам и создателям фильма "Женщины". Важное место в ее карьере заняла документальная лента о представительницах слабого пола, которых она встретила на войне в Афганистане.
За свою творческую карьеру была удостоена множества наград Галина Яцкина. Самыми значимыми она считает звание заслуженной артистки и премию за лучшую актерскую работу на Всесоюзном кинофестивале в 1977 году.
Семья
В биографии актрисы Галины Яцкиной личной жизни всегда отводилось немало места. Всего она была замужем четыре раза. Ее первый муж Владимир был обычным инженером. Они жили счастливо, пока Галина не встретила режиссера Леонида Головню.
Женщина оставила своего первого мужа, покоренная харизмой Леонида. Она до сих пор винит себя за этот поступок, так как Владимир не сумел оправиться от удара. Он начал сильно пить и умер рано.
В то время биография и личная жизнь актрисы Галины Яцкиной интересовали многих ее поклонников, так как она была одной из самых многообещающих актрис своего поколения.
В 1972 году у нее родился сын Василий, но брак с Головней оказался недолгим. Через четыре года после свадьбы Галина сама ушла от мужа, забрав с собой только детский горшок для сына. Воспитанию Василия она уделяла много внимания. Он окончил МГУ, стал режиссером, помогал ей снять несколько фильмов.
Первые годы вдвоем с сыном дались ей особенно тяжело. Болезнь актрисы обострилась из-за родов, о чем предупреждали врачи. Два года она вынуждена была передвигаться на костылях. Находясь в больнице, она писала диссертацию, чтобы не тратить время просто так.
По ее собственному признанию, самым счастливым стал третий брак. Семью Галина Яцкина построила с заведующим отделом ЦК комсомола Феликсом. У них все складывалось прекрасно, Вася привязался к отчиму, начав называть его папой. Но и этот брак завершился трагедией. Феликс внезапно умер в результате инфаркта.
В конце 1980-х годов Галина познакомилась с бизнесменом Матти из Финляндии. Свидетелем на их свадьбе был Никита Михалков, который в то время сотрудничал с Мати при съемках фильма "Урга - территория любви".
Влюбленные даже обвенчались, но их союз вскоре распался. У финского предпринимателя начались финансовые трудности, из-за которых он тайно сбежал из России.
После этого Яцкина уже больше не выходила замуж. Она обратилась в православие. В последние годы помогает сыну снимать фильмы, пишет книгу о своей непростой судьбе.
Сейчас актрисе 74 года. Все свободное время она посвящает миссионерской деятельности. В современных фильмах сниматься отказывается, считая, что достойных ее предложений не поступает.
В последний раз она появилась на большом экране в 2009 году в мелодраме Сергея Виноградова "Огни большого города" в образе престарелой актрисы.